Формирование экологической культуры у школьников через изучение географических процессов | Непогодина Вера Сергеевна. Работа №352356
Аннотация. Статья посвящена методике формирования экологической культуры у школьников посредством изучения географических процессов. Раскрывается значение экологического образования в школе, анализируются подходы к интеграции эколого-ориентированных тем в курс географии. Особое внимание уделяется практическим методам, межпредметным связям и проектной деятельности, способствующим развитию осознанного отношения к природным ресурсам.
Ключевые слова: экологическая культура, географические процессы, эколого-ориентированное образование, устойчивое развитие, проектная деятельность, природные ресурсы, осознанность.
Формирование экологической культуры у школьников через изучение географических процессов
Непогодина Вера Сергеевна, учитель географии
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Иркутского районного муниципального образования
«Марковская средняя общеобразовательная школа № 2»
Аннотация. Статья посвящена методике формирования экологической культуры у школьников посредством изучения географических процессов. Раскрывается значение экологического образования в школе, анализируются подходы к интеграции эколого-ориентированных тем в курс географии. Особое внимание уделяется практическим методам, межпредметным связям и проектной деятельности, способствующим развитию осознанного отношения к природным ресурсам.
Ключевые слова: экологическая культура, географические процессы, эколого-ориентированное образование, устойчивое развитие, проектная деятельность, природные ресурсы, осознанность.
Современное образование сталкивается с вызовами, связанными с ухудшением экологической ситуации и необходимостью воспитания у школьников ответственного отношения к окружающей среде. Одним из эффективных инструментов в этом процессе является урок географии, который даёт учащимся возможность изучать экологические аспекты через призму географических процессов. Формирование экологической культуры в рамках этого предмета позволяет не только обогатить знания школьников, но и развить у них навыки рационального поведения, осознанности и понимания взаимосвязи человека и природы.
Одним из ключевых элементов формирования экологической культуры является изучение природных процессов и их влияния на жизнь человека. На уроках географии можно акцентировать внимание на взаимосвязях между климатическими изменениями, тектоническими процессами и хозяйственной деятельностью. Например, при изучении темы «Влияние климата на сельское хозяйство» учитель может показать, как изменения температур и осадков влияют на урожайность и безопасность продовольственных систем. Это позволит учащимся осознать, что человеческая деятельность как фактор глобального изменения климата требует ответственного подхода.
Практические задания играют важную роль в развитии экологической культуры. Учитель может предложить школьникам провести наблюдения за погодными явлениями или изучить влияние местных предприятий на экологическое состояние региона. Такие задания помогают учащимся увидеть связь между теоретическими знаниями и реальной жизнью. Например, проект «Изучение уровня загрязнения водоёмов в своём районе» может включать сбор данных, их анализ и предложение мер по улучшению экологической ситуации. Подобная деятельность развивает у учащихся навыки исследования и повышает их интерес к изучаемым темам.
Не менее важным является включение вопросов об устойчивом развитии в содержание уроков. Учитель может использовать примеры регионов, где наблюдаются экологические проблемы, такие как опустынивание, вырубка лесов или деградация почв. Изучение последствий этих явлений и обсуждение возможных решений способствует формированию у школьников осознанности в отношении бережного использования природных ресурсов. Например, при изучении темы «Пустыни и полупустыни» можно обсудить проблему опустынивания в Африке и оценить международные инициативы по борьбе с этим явлением, такие как «Великая зелёная стена».
Межпредметные связи также открывают широкие возможности для формирования экологической культуры. Темы, связанные с биологией, химией и экономикой, позволяют показать учащимся комплексность экологических проблем. Например, уроки географии могут включать информацию о влиянии загрязнения атмосферы на здоровье человека или о воздействии изменений уровня Мирового океана на прибрежные экосистемы. Такие примеры помогут школьникам понять, что решение экологических проблем требует участия специалистов разных областей.
Проектная деятельность является одним из самых эффективных методов формирования экологической культуры. Работа над проектами, связанными с изучением и охраной природных объектов, не только обогащает знания, но и развивает у учащихся практические навыки и инициативность. Например, проект «Экологический маршрут в моём регионе» может включать разработку экскурсионной программы, в ходе которой школьники изучат биоразнообразие, состояние лесных массивов или особенности ландшафта. Итогом такого проекта может стать создание буклета или видеоролика, которые подчеркнут уникальность и уязвимость местной природы.
Цифровые технологии также помогают сделать уроки географии более увлекательными и насыщенными. Интерактивные карты, спутниковые снимки и симуляции географических процессов дают возможность наглядно представить, как антропогенные изменения влияют на экосистемы. Например, с помощью цифровых инструментов можно продемонстрировать динамику таяния ледников, чтобы обсудить последствия глобального потепления для Арктики и мировой экологии.
Этические вопросы, связанные с использованием природных ресурсов, также важно включать в образовательный процесс. Учитель может инициировать дискуссии о том, почему одни страны активно переходят на возобновляемые источники энергии, а другие продолжают использовать невозобновляемые ресурсы. Такие обсуждения формируют у школьников критическое мышление и учат их находить баланс между экономическим развитием и экологической безопасностью.
Экскурсии и полевые работы также играют важную роль в формировании экологической культуры. Наблюдение за природными процессами, сбор данных о растительности или изучение состояния почвы позволяют учащимся ощутить на практике важность бережного отношения к окружающей среде. Например, экскурсия в ближайший природный заповедник или парк может включать обсуждение вопросов сохранения биоразнообразия и роли местного сообщества в охране природы.
Таким образом, формирование экологической культуры у школьников через изучение географических процессов помогает воспитать поколение, способное принимать осознанные решения в отношении природы. Важно, чтобы учителя использовали разнообразные методики, вовлекая учащихся в активное изучение экологических вопросов и создавая условия для их самостоятельной работы. Это не только расширяет кругозор школьников, но и закладывает основы ответственного отношения к природе и окружающему миру.
Список литературы
Албогачиева
З. А. Экологическое образование на уроках географии // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2018.
№2-2. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/ekologicheskoe-obrazovanie-na-urokah-geografii
Богдановский
А. А., Нестерова Ю. В. Формирование у школьников экологических знаний об окружающей среде на примере экскурсии в Выборгский комплексный заказник // Наука и современность.
2016. №45. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-u-shkolnikov-ekologicheskih-znaniy-ob-okruzhayuschey-srede-na-primere-ekskursii-v-vyborgskiy-kompleksnyy-zakaznik
Ваганов
М. Г.
Актуальность формирования естественнонаучных понятий в реализации экологического образования на уроках географии //
Современная высшая школа: инновационный аспект. 2014.
№2. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnost-formirovaniya-estestvennonauchnyh-ponyatiy-v-realizatsii-ekologicheskogo-obrazovaniya-na-urokah-geografii
Репина М. А. Учебные экскурсии по географии как форма экологического образования учащихся // Форум молодых ученых.
2021. №2 (54). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/uchebnye-ekskursii-po-geografii-kak-forma-ekologicheskogo-obrazovaniya-uchaschihsya