"Формирование экологической сознательности дошкольников" | Парнюк Татьяна Георгиевна. Работа №306793
В статье «Формирование экологической сознательности дошкольников» затрагивается вопрос об экологической проблеме, не только, как о сбережении окружающей среды от загрязнений и других негативных влияний хозяйственной деятельности человека, но и о предупреждении стихийных действий человека по отношению к природе, о важности формирования у дошкольников экологической сознательности, о формировании первооснов экологического мышления, о роли взрослых, владеющих экологической культурой, которую они должны донести до маленького человека, показывая прекрасный мир природы, помогая наладить взаимоотношение с ней.
Формирование экологической сознательности у
дошкольников.
Проблема взаимосвязи человека с природой не нова. Но сейчас она значительно обострилась. Чтобы спасти планету, человеку нужно понимать законы природы, и что человек – это лишь ее составляющая.
Сегодня, экологическая проблема – это не только сбережение окружающей среды от загрязнений и других негативных влияний хозяйственной деятельности человека, но и предупреждение стихийных действий людей по отношению к природе, создание целенаправленной взаимосвязи с ней.
Такое взаимодействие может быть только при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологической сознательности, формирование которых начинается в детстве.
Формирование экологической сознательности – важное задание дошкольного учреждения.
Ценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка – это период бурного роста и интенсивного развития, период беспрерывного усовершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности.
Достижением первых семи лет, является воспитание самоосознанности.
Ребенок начинает понимать свое место в обществе родных и знакомых, ориентироваться в окружающем мире, выделяя его ценности. В этот период, с помощью взрослых, закладываются основы взаимодействия с природой.
На этапе дошкольного детства, ребенок приобретает представления о природе, накапливает знания о разных формах жизни. У ребенка формируются первоосновы экологического мышления, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но, это может произойти только при одном условии: если взрослые, которые воспитывают ребенка, сами владеют экологической культурой, понимают общие для всех людей проблемы, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношение с ней.
Для детей младшего дошкольного возраста лучше использовать простейшие методы наблюдений и обобщать их результаты в виде рисунков и небольших рассказов.
Для реализации этих целей, необходимо придерживаться принципов системности, сезонности, возрастных особенностей, взаимодействия в условиях дошкольной организации и семьи.
Систематическое и последовательное ознакомление с окружающим миром развивает речь, память, мышление и способствует всестороннему развитию ребенка.
Информация, которую дает воспитатель, должна быть научно обоснованной, и в то же время, доступной для понимания.
Важным условием воспитания у детей гуманного отношения к природе, является осознание детьми себя частью живой природы.
Ребенку легче установить сходства, чем отличия. Например, животному
(растению) больно, как и мне; оно двигается, питается, дышит, как и я.
Особое внимание во время работы с детьми младшего дошкольного возраста, необходимо уделять воспитанию заботливого отношения к природе, формированию умения придерживаться элементарных правил поведения в взаимодействии с ней
Чтобы вызвать интерес детей к объектам природы, необходимо уточнять представления детей о них. С этой целью проводить занятия. Только в случае комплексной работы на занятиях и в повседневной жизни, экологическое воспитание дошкольников будет высокоуровневым.
Можно проводить наблюдения за животными (кошка с котятами, собака со щенятами и др.)
Во время наблюдений необходимо учить детей отличать и называть животных, выделяя их характерные особенности.
В работе с дошкольниками по экологическому воспитанию, целесообразно использовать интегрированный подход, который допускает взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физкультуры, игры, театральной деятельности, литературы, а также самостоятельной деятельности детей.