Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Формирование экономических представлений у детей 6-7 лет посредством сказки | Фадеева Ирина Евгеньевна. Работа №322614. Номер работы: №322614

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Экономическое  образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста,- когда детьми  приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Ребёнок — дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но, вместе с воспитателями и родителями,  путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретает доступные ему знания и поймёт, какое место экономика занимает в окружающей его действительности.

Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует сказка. «Сказка для ребенка такое же серьезное и настоящее дело, как игра: она нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оценить свои возможности»

(Джанни Родари).

У сказки множество функций:

ü  сказка помогает реализовать эмоциональные и познавательные потребности ребенка;

ü  расширяет круг представлений о мире, человеческих отношениях, позволяет выделить существенное, характерное в объекте, знакомит с лексическими особенностями народного и литературного языка;

ü  способствует развитию в ребенке понимания внутреннего мира людей;

ü  пробуждает фантазию, творческую активность, новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям;

ü  помогает формировать внутреннюю психическую активность ребенка, умение мысленно действовать в воображаемой ситуации, умение предвидеть последствия предполагаемых действий, устанавливать причинно-следственные связи во взаимоотношениях между людьми;

ü  помогает преодолеть негативные стороны формирующейся личности.

Сказка занимает особое место в жизни ребенка. Любая сказка «обучает» и «воспитывает», а значит, несет в себе большой образовательный и воспитательный потенциал.

В своей работе по формированию финансовой грамотности детей мы  используем сказочные произведения системно и видим результат. В процессе работы мы поставили цель

Цель:

формирование экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством сказок.

Определили

Задачи:

ü  Создать условия  для формирования элементарных экономических знаний у детей;

ü   Построить систему применения сказок, позволяющую вводить детей в новую – экономическую – сферу социальной жизни людей и способствующую формированию нравственных качеств, необходимых в экономической деятельности

ü   Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством сказок;

ü   Обогатить знания родителей по экономическому воспитанию детей.

Работа заключается в детальном анализе содержания сказок, вычленении в них экономических категорий («деньги», «товар», «доход» и др.) и нравственных качеств личности, проявляющихся в различных ситуациях.

В системе работы со сказкой экономического содержания, определены следующие этапы работы со сказкой:

ü  определение вопросов экономической направленности, короткие диалоги, подбирались иллюстрации (картинки с изображением сказочных героев и их действий).

ü  Знакомство детей со сказкой. Необходимо целостное восприятие произведения при первичном ознакомлении дошкольников.

ü  Освоение детьми «экономического» содержания сказки, овладение умениями высказывать оценочные суждения о поступках героев с «экономических» позиций.

ü  творческое применение экономических представлений в самостоятельной детской деятельности (игровой, трудовой, коммуникативной и др.)

 

Рассмотрим группы сказок, ориентированных на освоение экономических представлений.

ü  Сказки, раскрывающие потребности и возможности их удовлетворения. С их помощью у детей формируются представления о видах потребностей (материальные, духовные, социальные), дети устанавливают взаимосвязь потребностей и возможностей, знакомятся с понятиями: потребности, возможности, долг, обязанность.

ü  Сказки, отражающие труд людей. В процессе работы с данными сказками, дети уточняют и расширяют знания о видах труда (сельскохозяйственный, ремесленный, домашний), выделяют цепочку трудовых действий, устанавливают связь между качеством материала и продуктом труда, самостоятельно выстраивают цепочку трудового процесса. Дети знакомятся с понятиями: награда, расплата, убытки.

ü  Сказки, знакомящие с понятием «деньги», «доходы», «расходы», «выгода», экономическими представлениями о труде, распределении, обмене, производстве. Они формируют представление детей о достоинстве денег, воспитывают бережливость, трудолюбие.

ü  Сказки, помогающие понять значение таких «экономических» качеств личности, как экономичность, предприимчивость, расчётливость, практичность, хозяйственность, бережливость.

ü  сказки, знакомящие с понятием «реклама».

В процессе формирования у дошкольников экономически представлений нами используются  следующие методы, приемы и формы. Словесные методы – это чтение сказки с экономическим содержанием, рассказ от лица героев художественного произведения, рассуждения о поступках героев с экономических позиций.

Важную роль играет метод наглядности. Использование иллюстраций повышает интерес детей к прочитанному и позволяет наиболее глубоко проникнуть в содержание и смысл сказки.

И в народных, и в авторских сказках экономическое содержание раскрывалось перед детьми в виде проблемных ситуаций, решение которых развивает логику, самостоятельность и нестандартное мышление.

Логические и арифметические задачи, задачи-шутки с героями сказок оживили путь познания сложных экономических представлений. Они сочетают в себе элементы проблемности и занимательности. Решение таких задач повышает интерес к экономическим знаниям.

Игры-драматизации дают возможность стать на позицию персонажа, проникнуться его эмоциями, воспитывают интерес к экономическому миру, развивают внимание, мышление и воображение.

Большое значение имеет развивающая предметно-пространственная среда в формировании экономических представлений. Разнообразный наглядно-иллюстративный материал помогает лучше усвоить экономические понятия.

В группе создан центр соответсвующей направленности, который мы назвали «Азбука финансов», в котором  имеется библиотека сказок с содержанием на экономические темы, раскраски по финансовой грамотности, картотека игр по финансовой грамотности, картотека сказок «Со сказочными героями в мир экономики», дидактические пособия экономического содержания.

Работа по формированию у дошкольников экономических представлений невозможна без участия родителей. Нами были определены направления проведены и формы работы с семьёй:

ü  оформление папок-передвижек с советами для родителей;

ü   информирование родителей о задачах и содержании работы по формированию экономических представлений (консультации «Основы финансовой грамотности дошкольников» , буклеты, рекомендации и др.)

ü  привлечение детей к обсуждению семейного бюджета с целью воспитания рационального отношения к деньгам, развития умения считаться с потребностями и желаниями всех членов семьи

ü  в следующем учебном году планируем привлекать семьи воспитанников к участию в мероприятиях по финансовой грамотности – квестах, конкурсах, досугах, акциях.

Таким образом работа по  формированию экономических представлений у дошкольников посредством сказки формирует интеллект детей, развивает у дошкольников интерес и любознательность. Сказки помогают ребенку совместно со взрослым увлеченно и активно открывать маленькие экономические истины.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Ручеек»

 

 

 

 

 

Сообщение из опыта работы

Тема: «Формирование экономических представлений

у детей старшего дошкольного возраста посредством сказок»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила воспитатель

Высш.кв. категории

Фадеева И.Е.

 

 

Городской округ город Выкса 2020 год

 

 

Доклад воспитателя, сообщение из опыта работы

Тема: «Формирование экономических представлений

у детей старшего дошкольного возраста посредством сказок»

Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте.

Экономическое  образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста,- когда детьми  приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Ребёнок — дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но, вместе с воспитателями и родителями,  путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретает доступные ему знания и поймёт, какое место экономика занимает в окружающей его действительности.

Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует сказка. «Сказка для ребенка такое же серьезное и настоящее дело, как игра: она нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оценить свои возможности»

(Джанни Родари).

У сказки множество функций:

сказка помогает реализовать эмоциональные и познавательные потребности ребенка;

расширяет круг представлений о мире, человеческих отношениях, позволяет выделить существенное, характерное в объекте, знакомит с лексическими особенностями народного и литературного языка;

способствует развитию в ребенке понимания внутреннего мира людей;

пробуждает фантазию, творческую активность, новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям;

помогает формировать внутреннюю психическую активность ребенка, умение мысленно действовать в воображаемой ситуации, умение предвидеть последствия предполагаемых действий, устанавливать причинно-следственные связи во взаимоотношениях между людьми;

помогает преодолеть негативные стороны формирующейся личности.

Сказка занимает особое место в жизни ребенка. Любая сказка «обучает» и «воспитывает», а значит, несет в себе большой образовательный и воспитательный потенциал.

В своей работе по формированию финансовой грамотности детей мы используем сказочные произведения системно и видим результат. В процессе работы мы поставили цель

Цель:

формирование экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством сказок.

Определили

Задачи:

Создать условия  для формирования элементарных экономических знаний у детей;

Построить систему применения сказок, позволяющую вводить детей в новую – экономическую – сферу социальной жизни люде

й и способствующую формированию

н

равственных качеств, необходимых в экономической деятельности

Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством сказок;

Обогатить знания родителей по

экономическому воспитанию детей.

Работа заключается в детальном анализе содержания сказок, вычленении в них экономических категорий («деньги», «товар», «доход» и др.) и нравственных качеств личности, проявляющихся в различных ситуациях.

В системе работы со сказкой экономического содержания, определены следующие этапы работы со сказкой:

определ

ение

вопрос

ов

экономической направленности, короткие диалоги, подбирались иллюстрации (картинки с изображением сказочных героев и их действий).

З

наком

ство детей

со сказкой. Необходимо целостное восприятие произведения при первичном ознакомлении дошкольников.

Освоение детьми

«экономическо

го»

содержани

я

сказки, овладе

ние

умениями высказывать оценочные суждения о поступках героев с «экономических» позиций.

творческое применение экономических представлений в самостоятельной детской деятельности (игровой, трудовой, коммуникативной и др.)

 

Рассмотрим группы сказок, ориентированных на освоение экономических представлений.

Сказки, раскрывающие потребности и возможности их удовлетворения. С их помощью у детей формируются представления о видах потребностей (материальные, духовные, социальные), дети устанавливают взаимосвязь потребностей и возможностей, знакомятся с понятиями: потребности, возможности, долг, обязанность.

Сказки, отражающие труд людей. В процессе работы с данными сказками, дети уточняют и расширяют знания о видах труда (сельскохозяйственный, ремесленный, домашний), выделяют цепочку трудовых действий, устанавливают связь между качеством материала и продуктом труда, самостоятельно выстраивают цепочку трудового процесса. Дети знакомятся с понятиями: награда, расплата, убытки.

Сказки, знакомящие с понятием «деньги», «доходы», «расходы», «выгода», экономическими представлениями о труде, распределении, обмене, производстве.

Они формируют представление детей о достоинстве денег, воспитывают бережливость, трудолюбие.

Сказки, помогающие понять значение таких «экономических» качеств личности, как экономичность, предприимчивость, расчётливость, практичность, хозяйственность, бережливость.

сказки, знакомящие с понятием «реклама»

.

В процессе формирования у дошкольников экономически представлений нами используются следующие методы, приемы и формы. Словесные методы – это чтение сказки с экономическим содержанием, рассказ от лица героев художественного произведения, рассуждения о поступках героев с экономических позиций.

Важную роль играет метод наглядности. Использование иллюстраций повышает интерес детей к прочитанному и позволяет наиболее глубоко проникнуть в содержание и смысл сказки.

И в народных, и в авторских сказках экономическое содержание раскрывалось перед детьми в виде проблемных ситуаций, решение которых развивает логику, самостоятельность и нестандартное мышление.

Логические и арифметические задачи, задачи-шутки с героями сказок оживили путь познания сложных экономических представлений. Они сочетают в себе элементы проблемности и занимательности. Решение таких задач повышает интерес к экономическим знаниям.

Игры-драматизации дают возможность стать на позицию персонажа, проникнуться его эмоциями, воспитывают интерес к экономическому миру, развивают внимание, мышление и воображение.

Большое значение имеет развивающая предметно-пространственная среда в формировании экономических представлений. Разнообразный наглядно-иллюстративный материал помогает лучше усвоить экономические понятия.

В группе создан центр соответсвующей направленности, который мы назвали «Азбука финансов», в котором имеется библиотека сказок с содержанием на экономические темы, раскраски по финансовой грамотности, картотека игр по финансовой грамотности, картотека сказок «Со сказочными героями в мир экономики», дидактические пособия экономического содержания.

Работа по формированию у дошкольников экономических представлений невозможна без участия родителей. Нами были определены направления проведены и формы работы с семьёй:

оформление папок-передвижек с советами для родителей;

информирование родителей о задачах и содержании работы по

формированию экономических представлений (консультации «Основы финансовой грамотности дошкольников

»

,

буклеты,

рекомендации и др.

)

привлечение детей к обсуждению семейного бюджета с целью воспитания рационального отношения к деньгам, развития умения считаться с потребностям

и и желаниями всех членов семьи

в следующем учебном году планируем привлекать семьи воспитанников к участию в мероприятиях по финансовой грамотности –

квестах

, конкурсах, досугах, акциях.

Таким образом работа по формированию экономических представлений у дошкольников посредством сказки формирует интеллект детей, развивает у дошкольников интерес и любознательность. Сказки помогают ребенку совместно со взрослым увлеченно и активно открывать маленькие экономические истины.

 

Использованная литература:

Экономическое воспитание дошкольников. Примерная парциальная программа дошкольного образования, Шатова А.Д., Аксенова Ю.А., М., 2019

Сборник демонстрационных материалов, Шатова А.Д., Аксенова Ю.А., М., 2019

Интернет-ресурсы

Вашифинансы

ф

,

финзнайка.рф

,

монеткины.рф

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×