Формирование экономических представлений у детей 6-7 лет посредством сказки | Фадеева Ирина Евгеньевна. Работа №322614. Номер работы: №322614
Экономическое образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста,- когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Ребёнок — дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но, вместе с воспитателями и родителями, путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретает доступные ему знания и поймёт, какое место экономика занимает в окружающей его действительности.
Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует сказка. «Сказка для ребенка такое же серьезное и настоящее дело, как игра: она нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оценить свои возможности»
(Джанни Родари).
У сказки множество функций:
ü сказка помогает реализовать эмоциональные и познавательные потребности ребенка;
ü расширяет круг представлений о мире, человеческих отношениях, позволяет выделить существенное, характерное в объекте, знакомит с лексическими особенностями народного и литературного языка;
ü способствует развитию в ребенке понимания внутреннего мира людей;
ü пробуждает фантазию, творческую активность, новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям;
ü помогает формировать внутреннюю психическую активность ребенка, умение мысленно действовать в воображаемой ситуации, умение предвидеть последствия предполагаемых действий, устанавливать причинно-следственные связи во взаимоотношениях между людьми;
ü помогает преодолеть негативные стороны формирующейся личности.
Сказка занимает особое место в жизни ребенка. Любая сказка «обучает» и «воспитывает», а значит, несет в себе большой образовательный и воспитательный потенциал.
В своей работе по формированию финансовой грамотности детей мы используем сказочные произведения системно и видим результат. В процессе работы мы поставили цель
Цель:
формирование экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством сказок.
Определили
Задачи:
ü Создать условия для формирования элементарных экономических знаний у детей;
ü Построить систему применения сказок, позволяющую вводить детей в новую – экономическую – сферу социальной жизни людей и способствующую формированию нравственных качеств, необходимых в экономической деятельности
ü Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством сказок;
ü Обогатить знания родителей по экономическому воспитанию детей.
Работа заключается в детальном анализе содержания сказок, вычленении в них экономических категорий («деньги», «товар», «доход» и др.) и нравственных качеств личности, проявляющихся в различных ситуациях.
В системе работы со сказкой экономического содержания, определены следующие этапы работы со сказкой:
ü определение вопросов экономической направленности, короткие диалоги, подбирались иллюстрации (картинки с изображением сказочных героев и их действий).
ü Знакомство детей со сказкой. Необходимо целостное восприятие произведения при первичном ознакомлении дошкольников.
ü Освоение детьми «экономического» содержания сказки, овладение умениями высказывать оценочные суждения о поступках героев с «экономических» позиций.
ü творческое применение экономических представлений в самостоятельной детской деятельности (игровой, трудовой, коммуникативной и др.)
Рассмотрим группы сказок, ориентированных на освоение экономических представлений.
ü Сказки, раскрывающие потребности и возможности их удовлетворения. С их помощью у детей формируются представления о видах потребностей (материальные, духовные, социальные), дети устанавливают взаимосвязь потребностей и возможностей, знакомятся с понятиями: потребности, возможности, долг, обязанность.
ü Сказки, отражающие труд людей. В процессе работы с данными сказками, дети уточняют и расширяют знания о видах труда (сельскохозяйственный, ремесленный, домашний), выделяют цепочку трудовых действий, устанавливают связь между качеством материала и продуктом труда, самостоятельно выстраивают цепочку трудового процесса. Дети знакомятся с понятиями: награда, расплата, убытки.
ü Сказки, знакомящие с понятием «деньги», «доходы», «расходы», «выгода», экономическими представлениями о труде, распределении, обмене, производстве. Они формируют представление детей о достоинстве денег, воспитывают бережливость, трудолюбие.
ü Сказки, помогающие понять значение таких «экономических» качеств личности, как экономичность, предприимчивость, расчётливость, практичность, хозяйственность, бережливость.
ü сказки, знакомящие с понятием «реклама».
В процессе формирования у дошкольников экономически представлений нами используются следующие методы, приемы и формы. Словесные методы – это чтение сказки с экономическим содержанием, рассказ от лица героев художественного произведения, рассуждения о поступках героев с экономических позиций.
Важную роль играет метод наглядности. Использование иллюстраций повышает интерес детей к прочитанному и позволяет наиболее глубоко проникнуть в содержание и смысл сказки.
И в народных, и в авторских сказках экономическое содержание раскрывалось перед детьми в виде проблемных ситуаций, решение которых развивает логику, самостоятельность и нестандартное мышление.
Логические и арифметические задачи, задачи-шутки с героями сказок оживили путь познания сложных экономических представлений. Они сочетают в себе элементы проблемности и занимательности. Решение таких задач повышает интерес к экономическим знаниям.
Игры-драматизации дают возможность стать на позицию персонажа, проникнуться его эмоциями, воспитывают интерес к экономическому миру, развивают внимание, мышление и воображение.
Большое значение имеет развивающая предметно-пространственная среда в формировании экономических представлений. Разнообразный наглядно-иллюстративный материал помогает лучше усвоить экономические понятия.
В группе создан центр соответсвующей направленности, который мы назвали «Азбука финансов», в котором имеется библиотека сказок с содержанием на экономические темы, раскраски по финансовой грамотности, картотека игр по финансовой грамотности, картотека сказок «Со сказочными героями в мир экономики», дидактические пособия экономического содержания.
Работа по формированию у дошкольников экономических представлений невозможна без участия родителей. Нами были определены направления проведены и формы работы с семьёй:
ü оформление папок-передвижек с советами для родителей;
ü информирование родителей о задачах и содержании работы по формированию экономических представлений (консультации «Основы финансовой грамотности дошкольников» , буклеты, рекомендации и др.)
ü привлечение детей к обсуждению семейного бюджета с целью воспитания рационального отношения к деньгам, развития умения считаться с потребностями и желаниями всех членов семьи
ü в следующем учебном году планируем привлекать семьи воспитанников к участию в мероприятиях по финансовой грамотности – квестах, конкурсах, досугах, акциях.
Таким образом работа по формированию экономических представлений у дошкольников посредством сказки формирует интеллект детей, развивает у дошкольников интерес и любознательность. Сказки помогают ребенку совместно со взрослым увлеченно и активно открывать маленькие экономические истины.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Ручеек»
Сообщение из опыта работы
Тема: «Формирование экономических представлений
у детей старшего дошкольного возраста посредством сказок»
Подготовила воспитатель
Высш.кв. категории
Фадеева И.Е.
Городской округ город Выкса 2020 год
Доклад воспитателя, сообщение из опыта работы
Тема: «Формирование экономических представлений
у детей старшего дошкольного возраста посредством сказок»
Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте.
Экономическое образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста,- когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Ребёнок — дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но, вместе с воспитателями и родителями, путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретает доступные ему знания и поймёт, какое место экономика занимает в окружающей его действительности.
Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует сказка. «Сказка для ребенка такое же серьезное и настоящее дело, как игра: она нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оценить свои возможности»
(Джанни Родари).
У сказки множество функций:
сказка помогает реализовать эмоциональные и познавательные потребности ребенка;
расширяет круг представлений о мире, человеческих отношениях, позволяет выделить существенное, характерное в объекте, знакомит с лексическими особенностями народного и литературного языка;
способствует развитию в ребенке понимания внутреннего мира людей;
пробуждает фантазию, творческую активность, новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям;
помогает формировать внутреннюю психическую активность ребенка, умение мысленно действовать в воображаемой ситуации, умение предвидеть последствия предполагаемых действий, устанавливать причинно-следственные связи во взаимоотношениях между людьми;
помогает преодолеть негативные стороны формирующейся личности.
Сказка занимает особое место в жизни ребенка. Любая сказка «обучает» и «воспитывает», а значит, несет в себе большой образовательный и воспитательный потенциал.
В своей работе по формированию финансовой грамотности детей мы используем сказочные произведения системно и видим результат. В процессе работы мы поставили цель
Цель:
формирование экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством сказок.
Определили
Задачи:
Создать условия для формирования элементарных экономических знаний у детей;
Построить систему применения сказок, позволяющую вводить детей в новую – экономическую – сферу социальной жизни люде
й и способствующую формированию
н
равственных качеств, необходимых в экономической деятельности
Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством сказок;
Обогатить знания родителей по
экономическому воспитанию детей.
Работа заключается в детальном анализе содержания сказок, вычленении в них экономических категорий («деньги», «товар», «доход» и др.) и нравственных качеств личности, проявляющихся в различных ситуациях.
В системе работы со сказкой экономического содержания, определены следующие этапы работы со сказкой:
определ
ение
вопрос
ов
экономической направленности, короткие диалоги, подбирались иллюстрации (картинки с изображением сказочных героев и их действий).
З
наком
ство детей
со сказкой. Необходимо целостное восприятие произведения при первичном ознакомлении дошкольников.
Освоение детьми
«экономическо
го»
содержани
я
сказки, овладе
ние
умениями высказывать оценочные суждения о поступках героев с «экономических» позиций.
творческое применение экономических представлений в самостоятельной детской деятельности (игровой, трудовой, коммуникативной и др.)
Рассмотрим группы сказок, ориентированных на освоение экономических представлений.
Сказки, раскрывающие потребности и возможности их удовлетворения. С их помощью у детей формируются представления о видах потребностей (материальные, духовные, социальные), дети устанавливают взаимосвязь потребностей и возможностей, знакомятся с понятиями: потребности, возможности, долг, обязанность.
Сказки, отражающие труд людей. В процессе работы с данными сказками, дети уточняют и расширяют знания о видах труда (сельскохозяйственный, ремесленный, домашний), выделяют цепочку трудовых действий, устанавливают связь между качеством материала и продуктом труда, самостоятельно выстраивают цепочку трудового процесса. Дети знакомятся с понятиями: награда, расплата, убытки.
Сказки, знакомящие с понятием «деньги», «доходы», «расходы», «выгода», экономическими представлениями о труде, распределении, обмене, производстве.
Они формируют представление детей о достоинстве денег, воспитывают бережливость, трудолюбие.
Сказки, помогающие понять значение таких «экономических» качеств личности, как экономичность, предприимчивость, расчётливость, практичность, хозяйственность, бережливость.
сказки, знакомящие с понятием «реклама»
.
В процессе формирования у дошкольников экономически представлений нами используются следующие методы, приемы и формы. Словесные методы – это чтение сказки с экономическим содержанием, рассказ от лица героев художественного произведения, рассуждения о поступках героев с экономических позиций.
Важную роль играет метод наглядности. Использование иллюстраций повышает интерес детей к прочитанному и позволяет наиболее глубоко проникнуть в содержание и смысл сказки.
И в народных, и в авторских сказках экономическое содержание раскрывалось перед детьми в виде проблемных ситуаций, решение которых развивает логику, самостоятельность и нестандартное мышление.
Логические и арифметические задачи, задачи-шутки с героями сказок оживили путь познания сложных экономических представлений. Они сочетают в себе элементы проблемности и занимательности. Решение таких задач повышает интерес к экономическим знаниям.
Игры-драматизации дают возможность стать на позицию персонажа, проникнуться его эмоциями, воспитывают интерес к экономическому миру, развивают внимание, мышление и воображение.
Большое значение имеет развивающая предметно-пространственная среда в формировании экономических представлений. Разнообразный наглядно-иллюстративный материал помогает лучше усвоить экономические понятия.
В группе создан центр соответсвующей направленности, который мы назвали «Азбука финансов», в котором имеется библиотека сказок с содержанием на экономические темы, раскраски по финансовой грамотности, картотека игр по финансовой грамотности, картотека сказок «Со сказочными героями в мир экономики», дидактические пособия экономического содержания.
Работа по формированию у дошкольников экономических представлений невозможна без участия родителей. Нами были определены направления проведены и формы работы с семьёй:
оформление папок-передвижек с советами для родителей;
информирование родителей о задачах и содержании работы по
формированию экономических представлений (консультации «Основы финансовой грамотности дошкольников
»
,
буклеты,
рекомендации и др.
)
привлечение детей к обсуждению семейного бюджета с целью воспитания рационального отношения к деньгам, развития умения считаться с потребностям
и и желаниями всех членов семьи
в следующем учебном году планируем привлекать семьи воспитанников к участию в мероприятиях по финансовой грамотности –
квестах
, конкурсах, досугах, акциях.
Таким образом работа по формированию экономических представлений у дошкольников посредством сказки формирует интеллект детей, развивает у дошкольников интерес и любознательность. Сказки помогают ребенку совместно со взрослым увлеченно и активно открывать маленькие экономические истины.
Использованная литература:
Экономическое воспитание дошкольников. Примерная парциальная программа дошкольного образования, Шатова А.Д., Аксенова Ю.А., М., 2019
Сборник демонстрационных материалов, Шатова А.Д., Аксенова Ю.А., М., 2019
Интернет-ресурсы
Вашифинансы
.р
ф
,
финзнайка.рф
,
монеткины.рф