Формирование элементарных математических представлений у дошкольников от 3 до 5 лет | Мой кабинет. Работа №340390
В данной статье говорится об этапах формирования элементарных математических представлений у дошкольников средней группы.
Которые начинаются с формирования доколичественных представлений в окружающей обстановке и постепенном переходе к формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста от 3 до 5 лет.
Формирование элементарных математических представлений у дошкольников от 3 до 5 лет
С детьми четырех лет целесообразно начинать с формирования представления о множестве. Важно познакомить их с тем, что множество может состоять из частей, научить выделять эти части. Например, в группе много детей, но среди них есть мальчики и девочки. Кого же среди всех детей больше (меньше) — мальчиков или девочек — или их поровну в группе? Можно предложить детям разделиться на две группы — мальчиков и девочек — и встать в два ряда друг против друга. Сравнение рядов покажет, у кого же нет пары: против нескольких мальчиков не стоят девочки. «Значит, мальчиков больше»,— делают вывод сами дети. Итак, в группе детей много, но в это «много» входят девочки и мальчики, и оказалось, что мальчиков больше, чем девочек, части этого «много» неравны.
В группе много разной мебели, например столов и стульев, но при сравнении выяснилось, что стульев больше, а столов меньше. Следовательно, части тоже оказались неравными.
Можно провести и такое занятие. Детям, сидящим за столами, раздаются кружки — каждому трех цветов, в разном соотношении. Например, одному больше всего красных, меньше зеленых и еще меньше синих, другому красных и зеленых поровну, а синих меньше и т. д., т. е. у всех детей будут разные части множества кружков. «Итак, кружков у каждого много, но из каких частей состоит их множество?» — «Из трех частей: красной, зеленой и синей части».— «А можно ли узнать, какая из этих частей больше или меньше? Или все части равны?»
Детям предлагают подумать, как это можно выяснить. Дети припоминают то, что делали ранее. Они уже научились раскладывать предметы в ряд правой рукой, слева направо. Умеют точно расположить кружки друг под другом. Задание детям посильно, и они стараются тщательно его выполнить. Кружки одинакового цвета располагаются рядами так, чтобы каждый кружок одного ряда был под кружком другого ряда. При опросе оказывается, что у всех детей" вышло по-разному: у кого красных больше, синих поменьше, а зеленых мало; у кого, наоборот, больше всего синих, а красных и зеленых меньше, но их поровну и т. д. «В конце такого занятия детям предлагается снова смешать кружки вместе: «Их опять много», — говорит взрослый. —Но вы знаете, что это множество состоит из разных частей — из кружков красного, синего и зеленого цвета».
Конечно, вначале такое занятие можно упростить, предложив составить множество кружков из двух цветов, и у всех детей красная часть кружков будет больше, чем синяя, и т. д. (упрощение или усложнение задания будет зависеть от уровня подготовленности детей).
Теперь можно уже отойти от прежней договоренности, о том, что множество должно состоять лишь из однородных предметов. Дети учатся видеть, с одной стороны, все целое, обладающее общим признаком, и с другой — его части, которые в свою очередь обладают своими признаками, несущественными для множества в целом; это тоже множества, они входят как части в состав большего множества. Сопоставление элементов двух множеств создает прочную наглядно-чувственную основу для перехода к обучению детей счету с помощью слов-числительных.
Дифференцировка множеств и наименование каждого из них числительными (итоговым числом) на основе счета взрослого
Взрослый на двух свободных полосках раскладывает предметы: три грибка — на нижней полоске и две редиски — на верхней полоске, располагая каждую редиску над грибком. Он объясняет детям, что теперь они будут не только различать, где больше и где меньше предметов, но и говорить, где сколько. «Одна, две — всего две редиски», — подчеркивает он голосом итоговое число. «Сколько же всего редисок?» — «Две редиски», — отвечают дети. «Узнаем теперь, сколько грибков: один, два, три, всего три грибка», — говорит взрослый и делает ударение на итоге счета. «Сколько же грибков?» — «Три... три... три...», — раздаются голоса. «Чего три?» — уточняет взрослый. «Три грибка», — говорят дети. «А вы запомнили, сколько я сосчитала редисок? (Далеко не все дети сразу запомнили, хотя слышатся отдельные голоса). Я еще раз сосчитаю, а вы запомните, сколько редисок и сколько грибков», взрослый считает. Слышны голоса: «Две редиски... три грибка...» — «А посмотрите, чего больше?» — «Грибков». — «А сколько их?» — «Три грибка», — «А чего меньше?» — «Редисок». — «А сколько их?» — «Две». — «Чего две?» — «Две редиски». — «Правильно, — обобщает сам взрослый, — редисок две, их меньше, а грибков три — их больше. Чего же больше? Подумайте: две редиски или три грибка?» — «Три грибка больше», — отвечают дети.
Добавив одну редиску, взрослый спрашивает: «А что можно сказать теперь про редиски и грибки?» — «Их поровну», — говорят дети, видя равенство числа элементов. «По сколько же редисок и грибков?» — «По три».— «Я проверю, верно ли, что их поровну, по три?» Взрослый считает и делает обобщение: «Всего три редиски». Затем также считает грибки и обобщает: «Всего три грибка. Правильно сказали дети, что редисок и грибков по три, редисок теперь стало столько же, сколько грибков, их три и грибков три. А как же это получилось? Почему их стало поровну, по три, когда редисок было меньше, всего две?» — «Вы положили еще одну редиску, и стало поровну». — «По сколько стало грибков и редисок?» — «По три». — «Почему же грибков осталось по-прежнему три?» — «А вы ничего к ним не добавляли», — говорят дети. Это очень важный вывод, к которому они приходят сами на основе сравнения двух множеств. Они видят, что с добавлением одного предмета изменяется их количество, а значит, и число.
Обучение детей счетной операции
Следующая задача — обучение детей операции счета и углубление их представления о счете как. специфической деятельности людей. Зачем люди считают, что они хотят узнать? Мама считает деньги, когда идет в магазин, она хочет узнать, хватит ли их на покупку. Воспитательница сосчитала конфеты, а потом раздала их детям поровну и т. д. На таких житейских примерах, на основе собственных наблюдений дети могут быть подведены к тому, что в деятельности счета всегда есть цель —узнать, сколько всего, а сам счет —только процесс для достижения этой цели. Научиться считать, это значит научиться определять общее количество чего-нибудь, например, сколько из большой стопки тарелок надо отсчитать дежурному, чтобы накрыть к обеду тот или иной стол; знать, сколько мячей взяли на прогулку, чтобы вернуть их все в детский сад, и др.
Осознание значения счета как деятельности очень важно — это повысит интерес детей к его усвоению.
Обучать счету можно на таких же занятиях, как указывалось выше (на основе сравнения двух равномощных множеств или, когда одно из них «больше другого» на один элемент).
На что важно обратить внимание детей на этом этапе обучения? Основные элементы счета, следующие:
а) называние числительных по порядку;
б) соотнесение каждого числительного только с одним предметом множества;
в) усвоение значения итогового числа, т. е. понимание того, что последнее числительное, названное при счете и отнесенное к последнему объекту, в то же время относится ко всему пересчитанному множеству и является показателем общего количества элементов множества.
Цель счетной деятельности — найти итоговое число, а средством достижения этой цели является называние числительных по порядку и соотнесение их к каждому элементу множества. Следовательно, надо продолжать учить детей различать итог счета от процесса сосчитывай и я.
Какие же методические приемы способствуют этому?
При обучении детей операции счета с помощью числительных особую роль играют движения. Счетная операция непременно должна сопровождаться на первых этапах показом рукой на каждый предмет. Движение показа или легкое передвижение предмета, сопровождаемое громким называнием слов-числительных, помогает раздробить множество, более четко выделить каждый элемент. Не меньшее значение имеет и обобщающий жест в виде кругового движения, показывающего, что последнее числительное относится ко всему множеству в целом и является итоговым числом.
Конечно, характер движений постепенно должен изменяться, например, по окончании счета предметы в целом можно передавать другому лицу, сопровождая называнием их общего количества («Вот тебе пять петушков»), или передвигать, переносить («Здесь всего четыре елочки») и т. п.
Другим приемом, подчеркивающим значимость итогового числа, является называние его вместе с пересчитываемыми предметами. Например, дети считают зайчиков, против каждого из которых расположены морковки. «Один, два, три — всего три», — говорят дети. Взрослый спрашивает: «Кого три?» — «Три зайчика», — отвечают дети. «А морковок сколько?» Дети считают: «Одна, две, три — всего три морковки». Наименование предметов вместе с итоговым числом подчеркивает его особое значение, выделяя его из процесса счета.
Учитель-дефектолог: Воронцова Эльвира Марсилевна