Формирование элементарных математических представлений у дошкольников в различных видах детской деятельности | Шабанова Ирина Валентиновна. Работа №343391
Аннотация. В статье рассматриваются методы формирования элементарных математических представлений у дошкольников через включение математических понятий в различные виды деятельности. Описываются подходы, направленные на развитие у детей навыков счёта, классификации, сравнения и ориентирования в пространстве через игру, конструирование, художественную деятельность и повседневные задачи. Приводятся примеры практических заданий и игр, которые помогают детям освоить базовые математические представления в увлекательной и доступной форме.
Ключевые слова: математические представления, дошкольники, игровая деятельность, конструирование, художественная деятельность, развитие мышления.
ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Шабанова Ирина Валентиновна, воспитатель
ГКДОУ "Детский сад N 75 "Голубок" Г.О.Горловка" ДНР
Аннотация. В статье рассматриваются методы формирования элементарных математических представлений у дошкольников через включение математических понятий в различные виды деятельности. Описываются подходы, направленные на развитие у детей навыков счёта, классификации, сравнения и ориентирования в пространстве через игру, конструирование, художественную деятельность и повседневные задачи. Приводятся примеры практических заданий и игр, которые помогают детям освоить базовые математические представления в увлекательной и доступной форме.
Ключевые слова: математические представления, дошкольники, игровая деятельность, конструирование, художественная деятельность, развитие мышления.
Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста является важной частью их общего развития и подготовки к школе. Знакомство с математическими понятиями, такими как счёт, форма, размер, количество и пространственные отношения, помогает детям развивать логическое мышление, внимание, память и умение анализировать информацию. Чтобы сделать процесс обучения увлекательным и доступным для детей, важно включать математические задания и упражнения в различные виды детской деятельности.
Игровая деятельность является одним из самых эффективных способов обучения дошкольников элементарным математическим понятиям. В игре дети учатся классифицировать предметы, находить отличия, решать задачи на счёт и сравнение. Например, игра "Найди пару" учит детей классифицировать предметы по форме, цвету или размеру. Играя с кубиками, ребёнок может осваивать понятия высоты и длины, а во время сортировки игрушек — изучать цвета и формы. Игры с числовыми карточками и фишками помогают детям учиться считать и запоминать числовые последовательности. Такие игровые задания способствуют не только освоению математических понятий, но и развитию мелкой моторики, внимания и логического мышления.
Конструирование также способствует формированию математических представлений у дошкольников. В процессе конструирования дети сталкиваются с необходимостью измерять, сравнивать размеры и ориентироваться в пространстве. Например, строя башню из кубиков, ребёнок учится понимать соотношение размеров, а также развивает пространственное мышление. Использование таких материалов, как конструкторы и мозаики, помогает детям освоить понятия симметрии, формы и пространственных отношений. Конструирование развивает у детей навыки планирования, аналитического мышления и способность находить решения в условиях ограниченных ресурсов.
Художественная деятельность также является важным инструментом в формировании математических представлений у дошкольников. Рисование, лепка и аппликация помогают детям осваивать такие понятия, как форма, размер, пропорции и симметрия. Например, при создании аппликаций ребёнок учится различать формы, классифицировать их и комбинировать элементы по заданным правилам. Рисование геометрических фигур или их раскрашивание развивает у детей умение различать фигуры, понимать их свойства и ориентироваться на плоскости. Лепка также способствует формированию у детей представлений о форме и объёме, так как они могут создавать трёхмерные объекты и исследовать их с разных сторон.
Повседневные задачи являются важной частью процесса формирования элементарных математических представлений у дошкольников. В повседневной жизни дети сталкиваются с множеством ситуаций, которые требуют применения математических понятий. Например, во время прогулки воспитатель может предложить детям посчитать деревья, собрать определённое количество листьев или сравнить количество игрушек в разных корзинах. Такие задания помогают детям учиться применять математические знания в реальной жизни, а также развивают навыки счёта, сравнения и классификации. Важно, чтобы воспитатели и родители активно включали математические задания в повседневные ситуации, делая процесс обучения естественным и интересным для детей.
Сюжетно-ролевая игра также может быть использована для формирования элементарных математических представлений. В процессе игры дети могут практиковать счёт, сравнение размеров и работу с числовыми данными в контексте сюжетной линии. Например, игра "Магазин" помогает детям учиться считать деньги, определять стоимость товаров и вести элементарные расчёты. В игре "Почта" дети могут сортировать письма по адресам, что развивает навыки классификации и ориентации в пространстве. Такие игры позволяют детям применять математические знания в социально значимых ситуациях, что способствует более глубокому усвоению материала.
Использование дидактических материалов также способствует развитию математических представлений у дошкольников. Например, математические кубики, логические блоки и наборы для сортировки помогают детям практиковать навыки счёта, классификации и сравнения. Такие материалы позволяют детям экспериментировать с предметами, находить закономерности и делать выводы, что развивает их логическое мышление и познавательные способности.
Подводя итог, можно сказать, что формирование элементарных математических представлений у дошкольников возможно через разнообразные виды деятельности: игру, конструирование, художественное творчество и повседневные задачи. Важно, чтобы воспитатели активно включали математические понятия в эти виды деятельности, создавая условия для естественного и увлекательного освоения знаний. Такие подходы помогают детям развивать логическое мышление, внимание и познавательные способности, что является важной частью подготовки к дальнейшему обучению в школе.
Список литературы
Дунина, Р. А. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность / Р. А. Дунина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 47.1 (181.1). — С. 174-177.
Изотова, Т. П. Формирование математических представлений у дошкольников посредством занимательных игр / Т. П. Изотова, С. В. Наумкина. — Текст: непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 10 (47). — С. 27-30.