Формирование элементарных математических представлений у дошкольников как важнейший этап подготовки к школе | Скрипченко Елена Алексеевна. Работа №348365. Номер работы: №348365
Аннотация. Статья посвящена значению и методам формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Обоснована актуальность данной темы в контексте подготовки детей к школе, описаны основные аспекты и этапы обучения математике в дошкольном детстве. Рассматриваются виды деятельности, которые способствуют развитию математических навыков, а также роль взрослого в этом процессе. Приведены практические рекомендации и примеры занятий, направленных на формирование базовых математических понятий у детей.
Ключевые слова: математические представления, дошкольный возраст, подготовка к школе, элементарная математика, развитие навыков, игровые методы.
ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ЭТАП ПОДГОТОВКИ К ШКОЛЕ
Скрипченко Елена Алексеевна, старший воспитатель
МБОУ «Центр образования № 29» Богородского городского округа Московской области
Аннотация. Статья посвящена значению и методам формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Обоснована актуальность данной темы в контексте подготовки детей к школе, описаны основные аспекты и этапы обучения математике в дошкольном детстве. Рассматриваются виды деятельности, которые способствуют развитию математических навыков, а также роль взрослого в этом процессе. Приведены практические рекомендации и примеры занятий, направленных на формирование базовых математических понятий у детей.
Ключевые слова: математические представления, дошкольный возраст, подготовка к школе, элементарная математика, развитие навыков, игровые методы.
Математика является неотъемлемой частью нашей жизни и важным инструментом, который помогает детям ориентироваться в окружающем мире. Формирование элементарных математических представлений в дошкольном возрасте — это не только подготовка к школе, но и основа для дальнейшего интеллектуального развития личности. В дошкольный период дети активно осваивают обобщения, создают свои представления о числах, формах, величинах и пространстве. Поэтому важно обеспечить правильную организацию образовательной среды, которая будет способствовать развитию этих навыков.
Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста имеет множество значений:
Подготовка к школе: Начальные математические навыки, такие как счет, сравнение объектов, узнавание форм, являются основой для изучения более сложных математических понятий в школе.
Развитие логического мышления: Математика способствует развитию аналитических и критических навыков, помогает формировать у детей логическое мышление, умение сравнивать, обобщать и делать выводы.
Социальная адаптация: Умение работать с числами и выполнять простые арифметические операции помогает ребенку адаптироваться в обществе, участвовать в совместной деятельности с ровесниками.
Личностное развитие: Математические занятия способствуют развитию уверенности в себе, самостоятельности и ответственности, что является важным аспектом личностного роста ребенка.
Особенности психологии дошкольников
Дошкольный возраст — это период активного познания и экспериментов. Психология детей этого возраста характеризуется:
Игровой деятельностью: Игра становится основным способом познания мира. Дети в игре экспериментируют с числами и математическими формами, что важно для их обучения.
Конкретным мышлением: Дошкольники лучше воспринимают информацию, когда она представлена в конкретной, образной форме. Использование физических объектов (игрушек, моделей, геометрических фигур) способствует лучшему усвоению материала.
Эмоциональной отзывчивостью: Дети этого возраста эмоционально воспринимают процесс обучения, положительные эмоции повышают мотивацию и интерес к математике.
Методы и подходы к формированию математических представлений
Для успешного формирования элементарных математических представлений у дошкольников можно использовать разнообразные методы и подходы:
Игровые методы. Игра является важным инструментом в обучении детей. Она позволяет не только усваивать знания, но и развивать интерес к математике. Примеры игровых методов:
Счет в игре: Использование счетных палочек, игрушек или предметов, которые дети могут считать во время игры.
Проблемные ситуации: Создание игровых ситуаций, где детям нужно применить счета для решения задачи (например, распределение игрушек между персонажами).
Наглядные пособия. Использование наглядных пособий (карточек, моделей, дидактических игр) способствует лучшему восприятию математических понятий. Например:
Геометрические фигуры: Дети учатся различать и идентифицировать формы через наглядные пособия.
Считывание и сравнение: Занятия с использованием цветных карточек, на которых изображены разные количества предметов, помогают научить детей сравнивать их.
Интеграция математических знаний в другие виды деятельности. Необходимо интегрировать математические знания в разные виды деятельности (музыка, рисование, подвижные игры). Например:
Творческие занятия: Дети могут рисовать геометрические фигуры, что поможет им запомнить их названия и свойства.
Музыкальные игры: Использование песен и ритмов, основанных на счете, помогает детям воспринимать числа в игровой форме.
Роль взрослого в формировании математических представлений
Взрослый играет важную роль в обучении детей. Воспитатели должны:
Создавать атмосферу доверия: Дети должны чувствовать себя комфортно, когда осваивают новые знания, что способствует их уверенности в себе.
Стимулировать интерес: Воспитатели должны активно способствовать интересу к математике, внедряя элементы неожиданности и игры в процесс обучения.
Индивидуализировать подход: Учитывать особенности каждого ребенка, его интересы и уровень готовности к усвоению нового материала.
Примеры занятий по формированию элементарных математических представлений
Занятие «Сколько у нас игрушек?»
Цель: Научить детей считать, сравнивать количество предметов.
Материалы: Игрушки (например, машины, куклы), карточки с цифрами.
Ход занятия: Воспитатель предлагает детям выполнить задание: «Посчитай, сколько у нас машин!». Дети считают и обозначают цифрой на карточке. Затем воспитатель предлагает детям сравнить количество разных игрушек: «Больше — меньше!» и обсуждает результаты.
Занятие «Мы создаем фигуры»
Цель: Научить детей распознавать и создавать геометрические фигуры.
Материалы: Цветные бумажные фигуры (круги, квадраты, треугольники).
Ход занятия: Воспитатель показывает и называет фигуры, предлагает детям их повторять. Далее дети изготавливают фигуры сами, используя клеевой материал. Завершается занятие совместным построением фигур и обсуждением их характеристик.
Формирование элементарных математических представлений у дошкольников — это ключевой этап подготовки их к школе. Создание условий для активного осваивания математики, использование игровых методов, наглядных пособий и индивидуальных подходов позволяет развивать у детей не только математические навыки, но и общую познавательную активность. Важно помнить, что успех в обучении во многом зависит от поддерживающей и стимулирующей среды, которую создают воспитатели вместе с родителями. Таким образом, раннее математическое развитие становится основой для будущего успешного обучения и всестороннего развития ребенка.
Список литературы
Масаева З.В., Дунаева З.Б., Булуева Ш.И. Предшкольная подготовка ребенка в условиях ФГОС ДО // Ученый XXI века. 2015. №5-6 (6-7). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/predshkolnaya-podgotovka-rebenka-v-usloviyah-fgos-do.
Пилимон О.В. Изучение уровня сфор
мированности познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия E. Педагогические науки. 2018. №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-urovnya-sformirovannosti-poznavatelnog
o-interesa-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta.
Санакулова А.Р. Развитие учебно-интеллектуальных умений у дошкольников в процессе воспитания // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. №3-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razv
itie-uchebno-intellektualnyh-umeniy-u-doshkolnikov-v-protsesse-vospitaniya.