Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ | Лакомкина Елена Евгеньевна. Работа №348150

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматриваются особенности формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Подчеркивается важность раннего математического обучения для развития когнитивных и коммуникативных навыков, а также адаптации детей в социальную среду. Описываются методы и приемы, которые могут быть использованы воспитателями для создания комфортной и развивающей среды, способствующей успешному освоению математических понятий. Статья также предлагает практические рекомендации по организации образовательного процесса с учетом индивидуальных потребностей детей с ОВЗ.

Ключевые слова: математические представления, дошкольное образование, дети с ОВЗ, педагогические методы, развитие, адаптация.

ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

 

Лакомкина Елена Евгеньевна воспитатель

ГБОУ Школа 1528  г.Зеленоград

 

Аннотация. В статье рассматриваются особенности формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Подчеркивается важность раннего математического обучения для развития когнитивных и коммуникативных навыков, а также адаптации детей в социальную среду. Описываются методы и приемы, которые могут быть использованы воспитателями для создания комфортной и развивающей среды, способствующей успешному освоению математических понятий. Статья также предлагает практические рекомендации по организации образовательного процесса с учетом индивидуальных потребностей детей с ОВЗ.

Ключевые слова: математические представления, дошкольное образование, дети с ОВЗ, педагогические методы, развитие, адаптация.

 

Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста является важной задачей для педагогов, особенно в контексте работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В этом возрасте закладываются основы математического мышления, которое впоследствии будет служить базой для освоения более сложных понятий в школе. Работа с детьми с ОВЗ требует особого подхода и внимания, так как они могут сталкиваться с различными трудностями в обучении и социализации. В данной статье мы рассмотрим, как организовать процесс формирования математических представлений, используя адаптированные методы и техники.

Рассмотрим значение элементарных математических представлений

Роль математики в развитии детей

.

Математика развивает логическое и абстрактное мышление, что яв

ляется ключевым для формирования общей картины мира.

Элементарные

математические

представления

помогают

детям

:

А) Развивать когнитивные навыки. Понимание количественных и качественных характеристик объектов способствует развитию внимательности, памяти и логики.

Б) Формировать коммуникативные навыки. Математика учит детей выражать свои мысли и идеи, объяснять свои действия и результаты.

2. Специфика детей с ОВЗ. Дети с ограниченными возможностями здоровья могут испытывать сложности в освоении математических понятий по ряду причин, таких как:

А) Нарушения слуха или зрения. Это может затруднять восприятие информации и ее осознание.

Б) Различные нарушения развития. Дети с задержкой психического развития или аутизмом могут иметь трудности с абстракцией и пониманием числовых отношений.

Основные направления формирования математических представлений:

1. Работа с количественными понятиями. Одним из первых шагов в формировании математических представлений является знакомство детей с количественными понятиями. Воспитатели могут использовать различные приемы и методы:

А) Сравнение количеств. Игры, в которых дети сравнивают количество предметов, помогают развивать представления о количестве и их сравнении.

Б) Игра с кубиками и счетными палочками. Это позволяет детям наглядно видеть количество и делать выводы о сравнении.

2. Развитие пространственных представлений. Пространственные представления включают понимание местоположения объектов и их взаимосвязи:

А) Игры с формами и конструированием. Использование конструктора помогает детям осваивать пространственные отношения и различные геометрические формы.

Б) Сложение и разбиение фигур. Учение о том, как складывать и разбирать фигуры, развивает не только пространственное мышление, но и математические навыки.

3. Введение в арифметику. Знакомство с основами арифметики — это следующий шаг в формировании математических представлений:

А) Счет до 10. Важно начинать с простого счета, используя наглядные материалы и предметы.

Б) Простые задачи. Решение элементарных задач с помощью игрушек или предметов, знакомых детям, помогает им осознать арифметические операции.

Проанализируем методы и приемы работы

1. Игровой метод. Игра — это один из самых эффективных способов обучения. Воспитатели могут использовать:

А) Дидактические игры. Они могут включать в себя элементы соревнования, что делает процесс обучения более увлекательным.

Б) Ролевые игры. Дети могут играть в магазины, где они учатся считать деньги и делать покупки.

2. Наглядный метод. Визуализация помогает детям лучше понимать математические понятия:

А) Использование наглядных пособий. Это могут быть картинки, схемы, таблицы и модели.

Б) Применение технологии. Использование интерактивных досок и обучающих программ позволяет сделать процесс обучения более динамичным и интересным.

3. Индивидуальный подход. Каждый ребенок уникален, и важно учитывать индивидуальные особенности:

А) Адаптация материалов. Учебные пособия и задания должны быть адаптированы в соответствии с возможностями детей.

Б) Постепенное усложнение заданий. Начинать стоит с простых задач, постепенно увеличивая их сложность по мере освоения материала.

Приведем примеры успешного внедрения

1. Игра «Считаем игрушки». Дети собирают игрушки, после чего сравнивают, сколько у них игрушек разного цвета. Это помогает развивать навыки счета и сравнительного анализа.

2. Проект «Мир форм». Дети изучают различные геометрические формы, создавая коллажи из бумаги. Это развивает пространственные представления и творческое мышление.

3. Ролевая игра «Магазин». Дети играют в магазин, где они могут «покупать» и «продавать» товары, используя игровые деньги. Это помогает освоить основы арифметики и учит взаимодействовать с другими.

Рекомендации для воспитателей

Создавайте развивающую среду. Важно, чтобы пространство было насыщенным

наглядными материалами и играми, стимулирующими математическое мышление.

Используйте разнообразные методы. Комбинируйте различные подходы — игры, практические задания и наглядные пособия.

Регулярно отслеживайте прогресс. Важно фиксировать достижения детей,

чтобы своевременно вносить коррективы в образовательный процесс.

В заключении можно отметить, что формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья — это важная задача, требующая комплексного подхода и терпения. Использование адаптированных методов и приемов, а также создание поддерживающей и развивающей среды позволит детям успешно осваивать математические понятия, что является основой для их дальнейшего обучения и социализации. Воспитатели играют ключевую роль в этом процессе, и их работа имеет огромное значение для формирования будущих успешных учеников.

 

Список литературы

Ерофеева, Т. И. Математика для дошкольников [Текст] / Т. И. Ерофеева, Л. Н. Павлова, В. П.

Новиков

а.–

М.:

Просвещение

,

2020

. – 175 с.

Звонкин, А. Р. Малыш и математика, непохожая на математику [Текст] / А. Р. Звонкин.

Знание

и

сила

, 20

1

9. – 240 с

Изотова, О. А. Уголок занимательной математики как средство формирования основ логико – математической комп

етентности у воспитанников дошкольного учреждения старшего дошкольного возраста [Текст] // Молодой учёный, – 201

8

. – №3. – С

. 551-555

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×