Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ | Лакомкина Елена Евгеньевна. Работа №348150
Аннотация. В статье рассматриваются особенности формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Подчеркивается важность раннего математического обучения для развития когнитивных и коммуникативных навыков, а также адаптации детей в социальную среду. Описываются методы и приемы, которые могут быть использованы воспитателями для создания комфортной и развивающей среды, способствующей успешному освоению математических понятий. Статья также предлагает практические рекомендации по организации образовательного процесса с учетом индивидуальных потребностей детей с ОВЗ.
Ключевые слова: математические представления, дошкольное образование, дети с ОВЗ, педагогические методы, развитие, адаптация.
ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Лакомкина Елена Евгеньевна воспитатель
ГБОУ Школа 1528 г.Зеленоград
Аннотация. В статье рассматриваются особенности формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Подчеркивается важность раннего математического обучения для развития когнитивных и коммуникативных навыков, а также адаптации детей в социальную среду. Описываются методы и приемы, которые могут быть использованы воспитателями для создания комфортной и развивающей среды, способствующей успешному освоению математических понятий. Статья также предлагает практические рекомендации по организации образовательного процесса с учетом индивидуальных потребностей детей с ОВЗ.
Ключевые слова: математические представления, дошкольное образование, дети с ОВЗ, педагогические методы, развитие, адаптация.
Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста является важной задачей для педагогов, особенно в контексте работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В этом возрасте закладываются основы математического мышления, которое впоследствии будет служить базой для освоения более сложных понятий в школе. Работа с детьми с ОВЗ требует особого подхода и внимания, так как они могут сталкиваться с различными трудностями в обучении и социализации. В данной статье мы рассмотрим, как организовать процесс формирования математических представлений, используя адаптированные методы и техники.
Рассмотрим значение элементарных математических представлений
Роль математики в развитии детей
.
Математика развивает логическое и абстрактное мышление, что яв
ляется ключевым для формирования общей картины мира.
Элементарные
математические
представления
помогают
детям
:
А) Развивать когнитивные навыки. Понимание количественных и качественных характеристик объектов способствует развитию внимательности, памяти и логики.
Б) Формировать коммуникативные навыки. Математика учит детей выражать свои мысли и идеи, объяснять свои действия и результаты.
2. Специфика детей с ОВЗ. Дети с ограниченными возможностями здоровья могут испытывать сложности в освоении математических понятий по ряду причин, таких как:
А) Нарушения слуха или зрения. Это может затруднять восприятие информации и ее осознание.
Б) Различные нарушения развития. Дети с задержкой психического развития или аутизмом могут иметь трудности с абстракцией и пониманием числовых отношений.
Основные направления формирования математических представлений:
1. Работа с количественными понятиями. Одним из первых шагов в формировании математических представлений является знакомство детей с количественными понятиями. Воспитатели могут использовать различные приемы и методы:
А) Сравнение количеств. Игры, в которых дети сравнивают количество предметов, помогают развивать представления о количестве и их сравнении.
Б) Игра с кубиками и счетными палочками. Это позволяет детям наглядно видеть количество и делать выводы о сравнении.
2. Развитие пространственных представлений. Пространственные представления включают понимание местоположения объектов и их взаимосвязи:
А) Игры с формами и конструированием. Использование конструктора помогает детям осваивать пространственные отношения и различные геометрические формы.
Б) Сложение и разбиение фигур. Учение о том, как складывать и разбирать фигуры, развивает не только пространственное мышление, но и математические навыки.
3. Введение в арифметику. Знакомство с основами арифметики — это следующий шаг в формировании математических представлений:
А) Счет до 10. Важно начинать с простого счета, используя наглядные материалы и предметы.
Б) Простые задачи. Решение элементарных задач с помощью игрушек или предметов, знакомых детям, помогает им осознать арифметические операции.
Проанализируем методы и приемы работы
1. Игровой метод. Игра — это один из самых эффективных способов обучения. Воспитатели могут использовать:
А) Дидактические игры. Они могут включать в себя элементы соревнования, что делает процесс обучения более увлекательным.
Б) Ролевые игры. Дети могут играть в магазины, где они учатся считать деньги и делать покупки.
2. Наглядный метод. Визуализация помогает детям лучше понимать математические понятия:
А) Использование наглядных пособий. Это могут быть картинки, схемы, таблицы и модели.
Б) Применение технологии. Использование интерактивных досок и обучающих программ позволяет сделать процесс обучения более динамичным и интересным.
3. Индивидуальный подход. Каждый ребенок уникален, и важно учитывать индивидуальные особенности:
А) Адаптация материалов. Учебные пособия и задания должны быть адаптированы в соответствии с возможностями детей.
Б) Постепенное усложнение заданий. Начинать стоит с простых задач, постепенно увеличивая их сложность по мере освоения материала.
Приведем примеры успешного внедрения
1. Игра «Считаем игрушки». Дети собирают игрушки, после чего сравнивают, сколько у них игрушек разного цвета. Это помогает развивать навыки счета и сравнительного анализа.
2. Проект «Мир форм». Дети изучают различные геометрические формы, создавая коллажи из бумаги. Это развивает пространственные представления и творческое мышление.
3. Ролевая игра «Магазин». Дети играют в магазин, где они могут «покупать» и «продавать» товары, используя игровые деньги. Это помогает освоить основы арифметики и учит взаимодействовать с другими.
Рекомендации для воспитателей
Создавайте развивающую среду. Важно, чтобы пространство было насыщенным
наглядными материалами и играми, стимулирующими математическое мышление.
Используйте разнообразные методы. Комбинируйте различные подходы — игры, практические задания и наглядные пособия.
Регулярно отслеживайте прогресс. Важно фиксировать достижения детей,
чтобы своевременно вносить коррективы в образовательный процесс.
В заключении можно отметить, что формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья — это важная задача, требующая комплексного подхода и терпения. Использование адаптированных методов и приемов, а также создание поддерживающей и развивающей среды позволит детям успешно осваивать математические понятия, что является основой для их дальнейшего обучения и социализации. Воспитатели играют ключевую роль в этом процессе, и их работа имеет огромное значение для формирования будущих успешных учеников.
Список литературы
Ерофеева, Т. И. Математика для дошкольников [Текст] / Т. И. Ерофеева, Л. Н. Павлова, В. П.
Новиков
а.–
М.:
Просвещение
,
2020
. – 175 с.
Звонкин, А. Р. Малыш и математика, непохожая на математику [Текст] / А. Р. Звонкин.
Знание
и
сила
, 20
1
9. – 240 с
Изотова, О. А. Уголок занимательной математики как средство формирования основ логико – математической комп
етентности у воспитанников дошкольного учреждения старшего дошкольного возраста [Текст] // Молодой учёный, – 201
8
. – №3. – С
. 551-555