Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 18.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с ОВЗ с использованием нетрадиционных дидактических пособий | Амелина Ольга Михайловна. Работа №350752

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В статье рассматриваются вопросы формирования элементарных математических представлений у дошкольников с ОВЗ с использованием нетрадиционных дидактических пособий.

В работе с детьми со сложной структурой дефекта трудно использовать пособия или наглядный материал в бумажном или картонном вариантах, так как они могут смять его порвать и т.п. Поэтому в своей работе по формированию элементарных математических представлений я использую нетрадиционные дидактические пособия из фетра. Они практичные, долговечные, удобные, яркие, легко привлекают внимание ребенка. Данные пособия способствуют развитию разных анализаторов (зрительного, слухового, тактильно-двигательного).

Амелина Ольга Михайловна
Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с ОВЗ с использованием нетрадиционных дидактических пособий
Источником элементарных математических представлений является окружающая реальная действительность, которую ребенок познает в процессе разнообразной деятельности, в общении со взрослыми и под их обучающим руководством.
В основе познания дошкольниками с ОВЗ качественных и количественных признаков предметов и явлений лежат сенсорные процессы (движение глаз, прослеживающих форму и размер предмета, ощупывание руками и т.д.). В процессе продуктивной деятельности у детей начинают формироваться представления об окружающем их мире: о различных признаках и свойствах предметов – цвете, форме, величине и количестве их пространственном расположении. Постепенно накапливается сенсорный опыт, который является чувственной основой для математического развития. При формировании элементарных математических представлений у дошкольников с ОВЗ опираюсь на различные анализаторы (тактильный, зрительный, слуховой) и одновременно развиваю их. Развитие восприятия идет путем совершенствования перцептивных действий (рассматривание, ощупывание, выслушивание и т.д.) и усвоения систем сенсорных эталонов (например, геометрические фигуры).
Обучение в повседневной жизни носит эпизодический характер. Для математического развития важно, чтобы все знания давались систематически и последовательно. Знания в области математики должны усложняться постепенно с учетом возраста и уровня развития ребенка с ОВЗ. Учитывая незначительный опыт детей с ОВЗ, обучение идет преимущественно индивидуальным путем: сначала накапливаются с помощью взрослого конкретные знания, затем они обобщаются в правила и закономерности.
В работе с детьми со сложной структурой дефекта трудно использовать пособия или наглядный материал в бумажном или картонном вариантах, так как они могут смять его порвать и т.п. Поэтому в своей работе по формированию элементарных математических представлений я использую нетрадиционные дидактические пособия из фетра. Они практичные, долговечные, удобные, яркие, легко привлекают внимание ребенка. Данные пособия способствуют развитию разных анализаторов (зрительного, слухового, тактильно-двигательного).
Пособие Геометрические фигуры.
Цели:
формирование знаний о геометрических фигурах и
основных цветах;
формирование способа наложения предметов к их
изображениям на поле;
соотнесение предметов с контуром;
учить накладывать предметы один на один.
Чтобы познакомить ребенка с геометрическими фигурами, сначала показываю фигуру и называю ее. Несколько раз обвожу указательным пальцем контур фигуры, привлекая ребенка к совместному действию. Ребенок следит за движением руки взрослого, а потом сам обводит и называет фигуру. Затем учу соотносить геометрические фигуры с контуром (формой). Далее добавляю основные цвета. Ребенку предлагается сначала выбрать фигуры только красного цвета и соотнести их с контуром фигур. Затем добавляются другие цвета. В итоге ребенок сможет по речевой инструкции соотносить цвет и форму геометрических фигур (возьми красный круг, зеленый квадрат, желтый треугольник и т.д.).
Пособие Числовая гусеница.
Цели:
развивать навык счета (порядковый и обратный);
закреплять названия и изображения цифр первого десятка;
учить называть соседей числа.
С помощью этого пособия ребенок выкладывая цифры в ряд, тактильно и зрительно запоминает графическое изображение цифр. Педагог в этот момент называет цифру, и ребенок на слух запоминает ее название. Сразу развиваются три анализатора. Когда ребенок изучит все цифры, закрепляется порядковый и обратный счет. А так же это пособие удобно использовать, при изучении соседей числа.
Пособие Умные машинки
Цели:
формирование навыка счета;
формирование знаний о выделении итогового числа;
формирование целостного восприятия предмета.
Вначале нужно сосчитать точки на одной половинке машины, назвать итоговое число, а затем соединить с нужной цифрой. Если ребенок посчитал и соединил половинки с нужной цифрой, то получится машинка. Если ребенок не правильно сосчитал и взял не правильную цифру, то машина не получится и ребенок легко поймет, что сделал не верно. Когда машинки целые, можно выложить их по порядку от 1 до 10, также использовать обратный счет.
Пособие Часы.
Пособие Часы я использую для формирования тех же знаний, что и с пособием Умные машинки. Пособие представляет собой циферблат с цифрами от 1 до 10. Задания могут быть разными:
посчитай (прямой и обратный счет);
найди цифру (поворачивая стрелку, ребенок
показывает правильный ответ);
посчитай сколько предметов (ребенок считает и называет итоговое число, далее итоговое число соотносится с цифрой).
Пособие Полянки.
Цели:
соотнесение цифр с контуром;
формирование навыка счета;
учить группировать предметы по определенному признаку (цвет, форма, величина).
формирование понятия, что каждое число обозначает определенное количество предметов.
Данное пособие многофункциональное. С его помощью можно формировать, развивать, и закреплять разные цели. Сначала ребенок учится соотносить цифру с контуром. Тактильно ощупываем контурное изображение цифры, затем накладываем ее на контур. Жираф на полянке служит для соотнесения цифры с количеством предметов. Являясь тактильной и зрительной подсказкой (1 жираф – цифра 1, 1 предмет; 2 жирафа – цифра 2, 2 предмета и т.д.). Далее ребенку предлагаются различные предметы, которые необходимо с начало сгруппировать по определенному признаку. Затем каждую группу предметов нужно посчитать и выделить итоговое число. После выделения итога предметы нужно разместить на полянках с соответствующей цифрой.
Используя эти нетрадиционные дидактические пособия в своей работе, я пришла к выводу, что у дошкольников со сложной структурой дефекта прослеживается положительная динамика усвоения элементарных математических представлений.
Список литературы:
Александрова О.В. Математика для малышей. М.: Эксмо,2012. 64с.
Володина Н.В. Знакомлюсь с математикой. Москва Изд-во ГНОМ 2016. 47с.
Засим В.Н. Программа занятий по формированию элементарных математических представлений у детей, имеющих разные возможности развития. КРАСНОЯРСК 2001. 28с.
Морозова И.А., Пушкарева М.А. Развитие элементарных математических представлений. Для работы с детьми 5-6 лет с ЗПР.- М.: Мозаика-Снтез,2008. 136с.
Чумакова И.В. Формирование дочисловых количественных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта. М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001. 88с.
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×