Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 24.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Формирование естественнонаучной функциональной грамотности обучающихся основной школы | Красильникова Татьяна Петровна. Работа №351879

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В настоящее время меняется взгляд на то, какой должна быть подготовка выпускника основной школы. Наряду с формированием предметных знаний и умений, школа должна обеспечивать развитие у обучающихся умений использовать свои знания в разнообразных ситуациях, близких к реальным.  Целью национального проекта «Образование» является обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования. Одним из показателей успешности является соответствие международным образовательным стандартам, в которых одной из приоритетных задач является формирование функциональной грамотности. Именно этот показатель становится ведущим при оценке качества образования в странах мира в ходе международных мониторинговых исследований образовательных достижений пятнадцатилетних школьников. Исследование PISA на сегодня рассматривается как универсальный инструмент оценки эффективности школьного образования.

 

«Формирование естественнонаучной функциональной грамотности обучающихся основной школы»

 

Введение

 

В настоящее время меняется взгляд на то, какой должна быть подготовка выпускника основной школы. Наряду с формированием предметных знаний и умений, школа должна обеспечивать развитие у обучающихся умений использовать свои знания в разнообразных ситуациях, близких к реальным. Целью национального проекта «Образование» является обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования. Одним из показателей успешности является соответствие международным образовательным стандартам, в которых одной из приоритетных задач является формирование функциональной грамотности. Именно этот показатель становится ведущим при оценке качества образования в странах мира в ходе международных мониторинговых исследований образовательных достижений пятнадцатилетних школьников. Исследование PISA на сегодня рассматривается как универсальный инструмент оценки эффективности школьного образования.

Ключевой вопрос исследования PISA – «Имеет ли возможность выпускник основной школы приобрести знания и умения для того, чтобы применить их в жизненных ситуациях. Сможет ли выпускник вполне успешно функционировать в современном обществе?» Основными областями для оценки образовательных достижений являются естественнонаучная грамотность, грамотность чтения, математическая грамотность.

Естественнонаучная грамотность – это способность использовать естественнонаучные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.

 

Актуальность.

 

В 2015 году международные исследования PISA показали неэффективность существующей долгие годы предметной модели содержания образования, ориентированной на знания. Так, в 2015 году, по читательской грамотности россияне заняли 26 место, по математической грамотности – 23 место, по естественнонаучной грамотности – 32 место из 70 стран-участниц. В условиях социально-экономической модернизации обществу необходим функционально грамотный человек. Академик А.А. Леонтьев определяет «функционально грамотным» человека, который «способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

На ступени общего образования функциональная грамотность рассматривается как метапредметный образовательный результат. Уровень образованности подразумевает использование полученных знаний для решения актуальных проблем обучения и общения, социального и личностного взаимодействия.

Грамотный в данной области человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам, что требует от него следующих компетенций: научно объяснять явления, оценивать и планировать научные исследования, научно интерпретировать данные и доказательства, делать соответствующие выводы.

Уровень качества жизни, образованности социума, его готовность к инновациям во многом зависит от уровня естественнонаучной грамотности его граждан. Естественнонаучная грамотность школьников, наряду с читательской и математической грамотностью, оценивается в международном исследовании PISA. Естественнонаучная грамотность в PISA – это набор определенных компетенций. Компетентность можно определить, как способность обучающихся применять полученные в школе умения и знания в жизненных ситуациях. (Приложение 1. Индикаторы функциональной грамотности школьников (по предметам естественнонаучного цикла)).

Установлено, что российские школьники слабо справляются с заданиями:

- содержащие большой объем как текстовой информации, так и информации в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков, схем;

- составленные на материале из разных предметных областей, для выполнения которых надо интегрировать разные знания и использовать общеучебные умения, самостоятельно определить способ действий или информацию, необходимые для постановки и решения проблемы;

- требующие привлечения дополнительной информации или, напротив, содержащие избыточную информацию и лишние данные;

- комплексные и структурированные, состоящие из нескольких взаимосвязанных вопросов.

Следует помнить, что для эффективного формирования естественнонаучной грамотности необходимо больше внимания и времени уделять выполнению заданий, мотивирующих обучающихся не столько запоминать и действовать по образцу, сколько мыслить критически, анализировать, сравнивать, экспериментировать. Необходимо как можно чаще организовывать следующие виды деятельности обучающихся:

- объяснение своих идей;

- выполнение практических работ;

- планирование исследования в ходе эксперимента;

- применение естественнонаучных знаний для решения проблем, взятых из жизни;

- формулирование выводов на основе проведенных экспериментов, практических работ;

- планирование собственных исследований или экспериментов;

- проведение обсуждений или дискуссий.

Использование активных форм обучения на уроках биологии

 

Исследование PISA по естественнонаучной грамотности требует от обучающихся продемонстрировать компетенции в определенном контексте: личностные, местные/национальные и глобальные проблемы, как современные, так и исторические, которые требуют понимания вопросов науки и технологии. Результаты обучающихся определяют знания; понимание основных фактов, идей и теорий, образующих фундамент научного знания; отношение к науке, которое характеризуется интересом, пониманием ценности научного изучения вопросов, осведомленностью о проблемах окружающей среды, осознанием важности их решения.

Содержательные области естествознания, используемые при составлении заданий PISA: структура и свойства вещества; атмосферные изменения; физические и химические изменения; физиологические изменения; экосистемы; Земля во Вселенной; географические изменения.

В блоке «Знание» по естественным наукам необходимо продемонстрировать уровень знаний о свойствах отдельных организмов и материалов, явлений и процессов, естественнонаучных терминов и единиц измерения.

При выполнении тестовых заданий блока «Применение» обучающиеся должны проявить навыки решения естественнонаучных задач с различными жизненными ситуациями, интерпретации данных таблиц и схем, диаграмм и графиков, проведения экспериментальных работ.

Задания из блока «Рассуждение» выявляют навыки логического и системного мышления обучающихся. Выполнение естественнонаучных тестов требует от школьников объяснения тех или иных явлений, аргументации обоснованных выводов, обобщения и интегрирования знаний различных областей естествознания.

Исходя из выше сказанного, основными методами формирования функциональной грамотности, являются:

1. Биологическое моделирование. Этот метод позволяет решать исследовательские и коммуникативные задачи.

2. Проектный. По своей дидактической сущности, он нацелен на формирование способности адаптироваться в изменяющихся условиях, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных группах.

3. Работа с текстом. Ученик должен понимать тексты различных видов, размышлять над их содержанием, оценивать их смысл и значение, излагать свои мысли о прочитанном.

Существуют разные виды и приемы работы с учебным текстом.

А. Комментированное чтение. Оно помогает лучше понять и усвоить сложный материал.

Б. Составление таблицы на основе прочитанного текста.

В. Составление схемы на основе прочитанного текста.

Г. Нахождение биологических ошибок в предложенном тексте.

Д. Составление текста с пропущенными словами.

Е. Создание интеллект-карт. Готовая интеллект-карта напоминает рисунок нейрона со множеством ветвящихся отростков. При ее создании проектирование начинается от главного обобщающего понятия и продолжается в разные стороны. В интеллект-карте могут присутствовать символы, рисунки.

Метод шестиугольного обучения. Этот метод основан на использовании карточек, которые называются гексами (hexagon). Каждая из шестиугольных карточек - это некоторым образом формализованные знания по определенному аспекту. Все шестиугольники соединяются благодаря определенным связям. Использование шестиугольников позволяет научиться делать выбор, классифицировать и связывать доказательства.

Варианты использования данной технологии шестиугольного обучения.

4.1. Вписать учебный материал в шестиугольники, разрезать их и предложить ученикам собрать мозаику, т.е. обучающиеся получают учебный материал, записанный при помощи гексов, из которых им нужно собрать пазл. Варианты могут быть разнообразны. В шестиугольники можно вписать словосочетания, слова, текст.

4.2. Оставить шестиугольники пустыми для заполнения, чтобы ученики могли выразить свое мнение по заданной проблеме. В таком случае учебной задачей является прибавление пунктов в каждой из категорий по мере работы над темой. Такой вариант хорошо работает, если есть возможность дать обучающимся время для углубленного изучения темы. Данный вариант работы уместен как при изучении нового материала, так и при обобщении знаний.

5. Метод проблемного обучения – это метод, в ходе которого подача нового материала происходит через создание проблемной ситуации. Для ребенка она является интеллектуальным затруднением. Успешность проблемного обучения обеспечивается совместными усилиями преподавателя и обучаемых.

На основе этого можно выделить следующие уровни естественнонаучной грамотности:

А. Используют повседневные содержательные и процедурные знания, чтобы распознавать объяснение простого научного явления.

Б. Демонстрируют базовые познавательные умения, распознавая вопросы, которые могут изучаться естественнонаучными методами.

В. Оперируют не очень сложными знаниями для распознавания или построения объяснений знакомых явлений.

Г. Используют абстрактные естественнонаучные идеи или понятия, чтобы объяснить незнакомые им и более сложные, комплексные, явления, события и процессы, включающие в себя несколько причинно-следственных связей.

В проблемном обучении применяются основные три метода: проблемное изложение, частично-поисковый и исследовательский.

Для обеспечения продуктивности формирования функциональной грамотности обучающихся необходимо применять специальные активные, деятельностные, личностно-ориентированные и развивающие образовательные технологии. Среди них можно выделить следующие виды деятельности и технологии:

проблемно-диалогическая техно

логия – это освоение новых знаний, поз

воляющая формировать организацион

ные, интеллектуальные и другие умен

ия, в том числе умение самостоя

тельно осуществлять деятельность учения;

технология проектной деятель

ности

обеспечивает условия для формирования организационных, интеллектуальных, ком

муникатив

н

ых и оценочных умений (подготов

ка различных моделей и плакатов, организация и проведение конкурсов, викторин, мини-исследований и др., предусматривающих обязательную

презентацию полученных результа

тов);

уровневая дифференциация обу

чения, использование которой вносит опр

еделённые изменения в стиль вза

имодействия учителя с учениками (ученик

э

то партнёр, имеющий пра

во на принятие решений, например, о содержании своего образования, уровне его усвоения и т. д.), главная же задача и обязанность учителя

помочь обучающемуся принять и выполнить принятое им решение;

информационные и коммуника

ционные технологии, использование к

оторых позволяет формировать основу интеллекту

альных умений, как сравнение и обобщение, анализ и синтез;

технология оценивания учебных достижений обучающихся.

В рамках учебного предмета «БИОЛОГИЯ» можно выделить биологические компетентности, прежде всего особо: работа с учебником и научно-популярной литературой, работа с таблицами и схемами, работа со статистическими материалами, работа на местности, исследовательские работы, наблюдение за окружающей средой, практикумы, полевые занятия, «зелёные классы», работа с ресурсами Интернет, учебные (практико-ориентировнные) проекты.

У каждого человека, в зависимости от его места проживания, возраста, уровня образования, социального статуса и профессии формируются свои собственные мысленные биологические представления, которые наиболее наглядно демонстрируются при помощи так называемых ментальных или мысленных карт. Ментальная биология – это абстрактное понятие, охватывающее те мыслительные и духовные способности, которые дают нам возможность собирать, упорядочивать, хранить и перерабатывать информацию об окружающем пространстве. Ментальная карта – это своеобразный инструмент, позволяющий визуализировать свои мысли, произвести их структуризацию и создать некий план действий, а в нашем случае, план запоминания и вспоминания полученной информации. В процессе создания ментальных карт, раскрывается творческий потенциал, который может повлечь за собой появление оригинальных идей. Многие ментальные карты напоминают собой картины, по которым очень просто отследить логические взаимосвязи процессов, явлений, особенностей строения.

Ментальные карты позволяют улучшить работу мозга. Они могут быть очень действенным инструментом не только на этапе обобщения каких – либо знаний, но и ускоряет процесс обучения, причем даже тогда, когда ученик это делает самостоятельно. При самостоятельном изучении материала учащиеся могут зафиксировать новые знания, оформить их емко и кратко в доступной форме. В последующем им удастся без проблем изучить все зафиксированные моменты.

Ментальные карты возможно использовать и при проверке полученных знаний, если оставить «белые пятна» и попросить учащихся объяснить их отсутствие.

Технологию построения обучающимися карт, можно перенести на весь образовательный процесс. Функционально, это дает ученику возможность мысленного, внутреннего преобразования видимой, реальной ситуации и может использоваться им на других предметах, особенно естественнонаучных. Ментальные карты позволяют реализовать широкий спектр возможностей обще-дидактических методов обучения, определяющих различный характер учебно-познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративного, репродуктивного, метода проблемного изложения, частично-поискового, исследовательского.

При использовании ментальных карт на учебном занятии целесообразно руководствоваться следующими методическими правилами:

- охват посредством ментальной карты всего учебного материала, относящегося к данной теме;

- структурно-смысловое единство материала, изучаемого на занятии и выносимого на самостоятельное изучение;

- последовательное развёртывание основной ментальной карты;

- оптимизация размеров и количества изображённых на карте элементов и связей в соответствии с возможностью их восприятия и усвоения;

- детализация ветвей основной ментальной карты посредством дополнительных изображений;

- подведение итогов на основе ментальной карты с детализацией учебного задания.

Важнейшим методическим ресурсом обновления содержания образования являются ситуационные задачи для обучения школьников решению жизненных проблем с помощью предметных знаний. Овладение методом решения ситуационных задач позволяет представить результаты образования комплексом умений и навыков в понятиях «философии компетентностей», выраженных через ключевые компетенции. Ключевыми они названы потому, что являются как бы «ключами», при помощи которых школьнику предстоит открыть дверь будущей профессиональной деятельности.

Модель ситуационной задачи выглядит следующим образом:

1. Название (задача должна иметь привлекательное название).

2. Личностно-значимый познавательный вопрос (особенность СЗ в том, что её главный вопрос формулируется впереди текстов задачи и должен быть обращён непосредственно к личности ученика; часто перед вопросом помещается некое предваряющее рассуждение, которое помогает заострить личностное обращение).

3. Набор текстов, предназначенный для ответа на личностно-значимый вопрос, представленный в разнообразном виде (выдержки из газет, журналов, энциклопедий, других источников; таблицы, графики, статистические данные).

4. Далее следуют шесть заданий по работе с текстом СЗ (по таксономии полного усвоения знаний Б. Блума: на ознакомление, понимание, применение, анализ, синтез, оценку). Они выполняют роль своеобразной «лестницы» из 6 ступенек, прохождение по которой помогает выполнить ряд подготовительных действий и в конечном итоге подвести к ответу на главный личностно-значимый вопрос СЗ.

5. Итоговый ответ на личностно-значимый вопрос СЗ. Он часто предполагает «выход» ученика за рамки учебного процесса в пространство социальной практики: это происходит, когда обучающимся предлагается разработать проект, включающий их в активную деятельность.

Решение таких задач в конечном итоге приведет к развитию мотивации обучающихся к познанию окружающего мира, к актуализации предметных знаний с целью решения личностно – значимых проблем на деятельностной основе.

 

3. Педагогическая диагностика для оценки образовательных результатов

 

Процесс формирования естественнонаучной грамотности обучающихся, как и любое другое направление, требует контроля в динамике, с целью определения эффективности, организуемой в данном направлении работы. Одним из инструментов, позволяющих отследить эффективность образовательного процесса, являются диагностические работы.

В исследовании принимали участие учащихся 9 классов (15 лет). Диагностика производилась с использованием банка заданий ФИПИ, открытого банка заданий для формирования функциональной (естественнонаучной) грамотности.

п/п

Год

обучения

Средний процент

выполнения

Уровень

трудности

 

 

 

Б

П

1

2020-2021

40%

56%

20%

2

2021-2022

46,7%

61%

26,6%

 

4. Новизна

 

Исследования выявили, что современные учащиеся недостаточно владеют навыками применения знаний на практике, умением использовать различную информацию. Современный учитель и должен на своих уроках формировать у обучающихся умения и навыки применения знаний на практике. В процессе обучения не выдавать знания, а стимулировать их к получению через проблемное обучение.

На уроках биологии есть много возможностей формирования естественнонаучной грамотности учащихся: научить их применять полученные знания на практике и использовать в процессе социальной адаптации, формировать умения объяснять явления, процессы, выдвигать гипотезы, ставить вопросы и отвечать на них, проводить анализ и синтез, исследовать, экспериментировать и делать выводы с привлечением полученных ранее знаний.

Так как задания PISA – это отдельный текст, то надо научить работать с текстом. Для работы с текстом есть много приемов, которые можно отработать с обучающимися 5-11 классов непосредственно на уроках.

Работу надо начинать с 5 класса, когда дети имеют какие-то отдельные знания по биологии, но они еще не выстроились в систему. Эти задания не только помогают подготовить к тестированию PISA, но и к итоговой аттестации обучающихся, т.к. задания такого плана имеются в КИМах.

 

5. Планируемые образовательные результаты обучающихся.

 

Уровень узнавания и понимания

- находить и извлекать информацию о естественнонаучных явлениях в различном контексте.

Уровень понимания и применения

- объяснять и описывать естественнонаучные явления на основе имеющихся научных знаний.

Уровень анализа и синтеза

- распознавать и исследовать личные, местные, национальные, глобальные естественнонаучные проблемы в различном контексте.

Уровень оценки (рефлексии)

- в рамках предметного содержания интерпретировать и оценивать личные, местные, национальные, глобальные естественнонаучные проблемы в различном контексте в рамках предметного содержания.

Уровень оценки (рефлексии) в рамках метапредметного содержания

- интерпретировать и оценивать, делать выводы и строить прогнозы о личных, местных, национальных, глобальных естественнонаучных проблемах в различном контексте в рамках метапредметного содержания.

- объяснять гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе естественнонаучных знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей.

 

6. Перспективы дальнейшего развития.

 

Внедрение данного проекта становится источником для совершенствования урочной и внеурочной деятельности. Для обучающихся реализация проекта станет условием повышения уровня естественнонаучной функциональной грамотности, достижения метапредметных результатов на основе осмысления межпредметных связей. Для педагогов проект будет способствовать освоению технологий, необходимых для формирования естественнонаучной функциональной грамотности.


Список литературы.

 

Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы: методическое пособие для педаг

огов / Под общей редакцией Л.Ю. Панариной, И.В. Сорокиной, О.А. Смагиной, Е.А.

Зайцевой. – Самара: СИПКРО, 2019

Функциональная грамотность – результат деятельности современной школы: методические рекомендации / Под общей редакцией Вдовиной Т.О., Сторожевой Т.Ю., Громовой В.И. – Саратов: ГУА ДПО «СОИРО», 2020

Примеры открытых заданий по естествознанию

PISA

– 2015 (по материалам исследования)

Методические аспекты использования ментальных карт на учебных занятиях

http://sv-sidorov.ucoz.com

Новые педагогические практики: конструирование и применение ситуационных задач:

учебно-методическое пособие / сост.: Слобожанинов Ю. В. – Киров, 2012.

Фролова П.И. К вопросу об историческом развитии понятия «Функциональная грамотность» в педагогической теории и практике // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2016. №1 (23). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-istoricheskom-razvitii-ponyatiya-funktsionalnaya-gramotnost-v-pedagogicheskoy-teorii-i-praktike (дата обращения: 23.01.2020).

United nations Literacy Decade : education for all; International Plan of Action : implementation of general Assembly resolution 56/116, p. 4

ФИПИ открытый банк задания ОГЭ и ЕГЭ

https://mcko.ru/articles/2264


Приложение 1.

 

Индикаторы функциональной грамотности школьников (по предметам естественнонаучного цикла)

 

Индикаторы

функциональной грамотности

Умения (эмпирические показатели)

Ответы

1

Общая грамотность

Написать эссе, сочинение, по проблемам экологии, состояния природного комплекса своей местности, экономике края, объяснить природное явление.

 

 

 

Считать без калькулятора при выполнении расчетно – практических задач по географии, химии, биологии, физике.

 

 

 

Отвечать на вопросы, не испытывая затруднений в построении предметно – тематических фраз, подборе слов, демонстрировать предметную речь.

 

 

 

Исполнительская грамотность.

 

 

 

Написать заявление, заполнить анкеты, бланки, таблицы наблюдений, подвести итоги, сформулировать выводы.

 

2

Компьютерная грамотность

Искать тематическую информацию в сети Интернет.

 

 

 

Пользоваться электронной почтой.

 

 

 

Создавать и распечатывать тексты.

 

 

 

Работать с электронными картами, таблицами, схемами, наглядными пособиями.

 

 

 

Грамотность конструирования.

 

 

 

Использовать графические редакторы при проведении практических, лабораторных работ на уроках географии, биологии, химии, физике.

 

3

Грамотность действий в чрезвычайных ситуациях

Оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему, используя знания по биологиит (анатомии человека).

 

 

 

Знать, куда обратиться за экстренной помощью.

 

 

 

Заботиться о здоровье своем и окружающих используя знания по биологии, химии, географии и физике

 

 

 

Грамотность, четкость, последовательность действий в чрезвычайных ситуациях

 

 

 

Уметь вести себя в ситуациях угрозы личной и общественной безопасности.

 

4

Информационная грамотность

Находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий, таблиц.

 

 

 

Читать чертежи, схемы, графики, осуществлять систематизацию информации.

 

 

 

Использовать предметно – тематическую информацию из СМИ (газеты, журналы, радио, телевидение), Интернета.

 

5

Читательская грамотность

Пользоваться алфавитным и систематическим каталогом библиотеки

 

 

 

Информационная грамотность в интернет, других коммуникациях.

 

 

 

Анализировать числовую и иную информацию.

 

6

Коммуникативная грамотность

Работать в учебной группе, уметь способствовать благоприятному микроклимату в коллективе.

 

 

 

Быть настойчивым, не поддаваться колебаниям своего настроения.

 

 

 

Уметь подчиняться при работе в учебной группе и быть лидером.

 

 

 

Коммуникативная грамотность, этичность в общении и деятельности.

 

 

 

Организовывать работу группы по плану и без.

 

7

Владение иностранными языками

Перевести со словарем несложный текст по географии, биологии, химии, физике.

 

 

 

Рассказать на иностранном языке о себе, своих друзьях, своем городе, природе, экономике, экологии своего края.

 

 

 

Понимать тексты инструкций на упаковках различных товаров, приборов бытовой техники.

 

 

 

Владение иностранными языками.

 

 

 

Общаться с зарубежными друзьями и знакомыми на различные бытовые темы.

 

8

Грамотность при решении бытовых проблем

Используя знания экологии, экологической безопасности и знания по химии, биологии, географии и физике выбирать необходимые продукты, товары и услуги.

 

 

 

Планировать денежные расходы, учитывая бюджет семьи, иметь свой личный бюджет.

 

 

 

Использовать различные технические бытовые устройства, пользуясь инструкциями и без них

 

 

 

Грамотность при решении бытовых проблем, в том числе поддержание чистоты дома, в школе, других общественных местах.

 

9

Правовая и общественно политическая грамотность

Ориентироваться в незнакомом городе, пользуясь описаниями, справочником, картой.

 

 

 

Отстаивать свои права, интересы, точку зрения.

 

 

 

Объяснять функции и полномочия Президента, Парламента, Правительства, органов исполнительской и законодательной власти.

 

 

 

Объяснять различия между уголовным, административным и дисциплинарным нарушением.

 

 

 

Правовая грамотность в различных видах деятельности.

 

 

 

Анализировать и сравнивать предвыборные программы разных кандидатов и партий.

 

 


Приложение 2.

Характеристика уровневых показателей функциональной грамотности ученика.

Этапы

Критерии

Уровни

 

 

низкий

средний

высокий

I. Целепологание

Осознание учеником потребности и способности к самореализации.

Возникновение учебно-познавательного интереса

Владение приемами самостоятельной работы

Выделение алгоритма в наборе понятий, терминов.

Осмысление терминов, понятий, общеучебных умений и навыков.

Предъявляемое требование осознается лишь частично. Включаясь в работу, ученик быстро отвлекается или ведет себя хаотично, не знает, что именно надо делать. Может принимать лишь простейшие (не предполагающих промежуточных целей) требования.

Принятая познавательная цель сохраняется при выполнении учебных действий и регулирует весь процесс их выполнения; четко выполняется требование познавательной задачи.

Самостоятельно формулирует новые познавательные цели без какой-либо стимуляции извне; цели выходят за пределы требований программы. По собственной инициативе выдвигает содержательные гипотезы, учебная деятельность приобретает форму активного исследования, активность направлена на содержание способов действия и их применение в различных условиях.

II. Планирование

Способность ориентироваться в условиях задачи.

Выделение алгоритма поиска необходимой информации

Ученик действует путем "проб и ошибок" при решении задач; нередко затрудняется в постановке вопросов к любому заданию. Построение замысла отсутствует. Все это указывает на манипулятивный способ планирования.

Этому ученику часто требуется опора на реальные предметы для построения замысла; находит общий принцип решения и соответствующий ему оптимальный способ действия с помощью учителя.

Процесс решения представленной задачи у такого ученика делятся четко на исследовательскую и исполнительскую стадии. Реализация замысла осуществляется детьми практически безошибочно. Этому способствуют предварительные поиски условий построения оптимального способа, которые завершаются выделением принципа и нахождением способа построения рациональной последовательности кодов.

III. Принятие решения

Выбор оптимального варианта для решения поставленной задачи.

Анализ планов деятельности.

Ученик выделяет чисто внешние, несущественные признаки в условиях задачи, что свидетельствует о непонимании содержания задачи; не умеет рассуждать и действовать логично; трудно найти самостоятельно даже эмпирический способ решения задач, что свидетельствует о наличии лишь зачатков элементарного анализа.

Ученик не может сразу самостоятельно найти принцип решения задачи. Для этого ему требуется либо наводящий вопрос учителя направляющий на поиск не любого, а оптимального способа решения, либо изменения способа решения в очередной однотипной задачи.

Ученик самостоятельно (без вспомогательных вопросов-подсказок) – находит принцип решения представленной задачи и действует в соответствии с этим принципом. Поисково-исследовательская активность у такого учащегося протекает преимущественно в умственном плане.

IV. Выполнение

Умение работать с текстом, рисунком, схемой, графиком, составлять опорный конспект; усваивать образцы общих способов действий.

Ученик не способен выполнять учебные действия как таковые, а лишь может овладеть способами его применения по образцу.

Ученик не просто принимает задачу, но и сам отыскивает средства ее выполнения (имеет место большая степень самостоятельности)

Позиция ученика характеризуется готовностью включиться в нестандартную учебную ситуацию, поиска новых средств для ее решения.

V. Оценка результатов

Самооценка достигнутых общеучебных умений и навыков; самоанализ.

Ученик не умеет, не пытается, и не испытывает потребности в оценки своих действий ни самостоятельно, ни даже по просьбе учителя.

Свободно и аргументировано оценивает уже решенные им задачи; пытается оценить свои возможности в решении новых задач.

Приступая к решению новой задачи, может самостоятельно оценить свои возможности в ее решении, учитывая возможные изменение известных ему способов действия.


Приложение 3.

Карта самоконтроля уровня общеучебных умений и навыков ученика 9 класса

Уровни

I этап

II этап

III этап

IV этап

V этап

Высокий

 

 

 

 

 

Средний

 

 

 

 

 

Низкий

 

 

 

 

 

В результате подобной диагностики выявляются «западающие» и недостаточно сформированные учебные навыки и умения на каждом этапе формирования функциональной грамотности.

Для учителя эта информация является основной для проектирования разноуровневых индивидуальных домашних заданий для обеспечения адекватных форм подачи нового материала, для выбора формы вопросов и заданий при отработке и усвоении учебного материала.


Приложение 3.

Открытый банк заданий PISA

https://www.oecd.org/pisa/PISA2015Questions/platform/index.html?user=&domain=SCI&unit=S656-BirdMigration&lang=rus-RUS

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×