Формирование эстетических представлений | Казакова Ирина Николаевна. Работа №298663
Автор: Казакова Ирина Николаевна
Статья знакомит с формированием эстетических взглядов посредством пейзажа учащихся по годам обучения (дополнительная общеразвивающая программа "Радуга" (художественная направленность).
Для того чтобы занятия художественным творчеством стали потребностью, необходимо создать такую форму учебно-воспитательной работы, где наиболее продуктивно развивались познавательные, художественные, творческие способности ребёнка с учётом его индивидуальности. Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребёнку реализовать себя в учёбе, творчестве, в общении с другими. Вопросы гармоничного развития и творческой самореализации находят своё разрешение в условиях творческого объединения. С этой целью создана образовательная программа дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности «Творческое объединение «Радуга». Программа способствует приобщению ребёнка к искусству: понимание образности художественных материалов как средств художественного языка, то есть способов выражения своих чувств и отношения к жизни.
Формирование у обучающихся эстетических представлений, понятий и вкусов
посредством работы над пейзажем
Казакова Ирина Николаевна,
педагог дополнительного образования,
МОКУ ДО ДДТ г. Мураши
Для того чтобы занятия художественным творчеством стали потребностью, необходимо создать такую форму учебно-воспитательной работы, где наиболее продуктивно развивались познавательные, художественные, творческие способности ребёнка с учётом его индивидуальности. Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребёнку реализовать себя в учёбе, творчестве, в общении с другими. Вопросы гармоничного развития и творческой самореализации находят своё разрешение в условиях творческого объединения. С этой целью создана образовательная программа дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности «Творческое объединение «Радуга». Программа способствует приобщению ребёнка к искусству: понимание образности художественных материалов как средств художественного языка, то есть способов выражения своих чувств и отношения к жизни.
Формирование у обучающихся эстетических представлений, понятий и вкусов посредством работы над пейзажем – это весьма сложная педагогическая задача. Данную тему для своей работы я выбрала потому, что считаю её актуальной на сегодняшний день. В средних и высших учебных заведениях для поступления на факультеты технологии и дизайна необходима сдача вступительных испытаний, связанных с глубоким знанием ИЗО. Также подтолкнуло к формированию опыта разнообразие техник и их применение в пейзаже.
Поэтому одной из важных тем моей программы является работа над пейзажем. В пейзажах, ставящих перед нами картины «естественной» природы, художник как бы возвращает нас к самым глубоким природным истокам человека, обнажая вечно свежие, неисчерпаемые основы жизни. Произведения пейзажного искусства - это воплощение емкого содержания, осмысленное сопоставление природы с жизнью человеческого общества.
Основными задачами обучения пейзажу являются: формирование правильного мировоззрения, развитие творческого воображения и образного мышления, художественной наблюдательности, зрительной памяти, умение видеть в окружающей действительности характерное, воспитание широкой художественно – эстетической культуры и художественного вкуса, то есть гармоничное развитие личности. Занятия развивают умение видеть красивое в природе, в окружающей жизни. Через зрительные ощущения при рисовании уточняются представления о свойствах вещей и явлений, с одной стороны, а с другой - воспитывается эстетическое отношение к этим вещам и явлениям.
Работа над пейзажем ведётся в течение реализации программы, которая рассчитана на 5 лет. Распределение тем по годам обучения выглядит так.
1 год обучения:
жанр изобразительного искусства «Графика»:
- Знакомство с простым карандашом и ластиком (набросок). «Надвигается гроза»
- Приёмы рисования цветными карандашами: цветовая растяжка. «Закат солнца»
жанр изобразительного искусства «Живопись»:
- Свойства акварельных красок и приём работы «по-сырому». «Дождливый день»
- Цветовой фон в качестве одного из средств выразительности. Навыки работы с гуашью. «Розовая страна»
2 год обучения:
жанр изобразительного искусства «Графика»:
- Изобразительные свойства графических материалов: графитного карандаша, фломастеров, мелков. Ритм линии.
- «Времена года». Приёмы работы гуашевыми красками. Техника – монотипия.
жанр изобразительного искусства «Живопись»:
- «Грустный дождик». Образ дождя ограниченная палитра. Акварель. Беседа о передаче чувств через иллюстративный материал.
- «Осень. Листопад». Смешение тёплых цветов. Акварель. Отработка приёма: примакивание кисти боком. Многослойность акварели.
- «Зимний лес». Ограниченная палитра. Изобразительные свойства гуаши. Передача чувств через разные виды искусства.
3 год обучения:
жанр изобразительного искусства «Графика»:
- Изобразительные свойства карандаша. Линия, штрих, тон. «Осенние листья» («На опушке леса»)
- Природная форма – лист. Тоновая растяжка цвета. Акварель.
- «Терема». Граттаж. Изображение природы с помощью различных графических приёмов.
жанр изобразительного искусства «Живопись»:
- «Солнечный денёк». Жанр пейзажа. Виды пейзажа: «марины», «анималистический жанр», «исторический», «сказочно-былинные», «мифологический».
- Как разглядывать картину: что изображено, как изображено, как художник накладывает краски, выбор цвета и колорита. «Осенний лес», использование зелёного, жёлтого. Цвет неба, цвет воды.
- Смешанная техника. «Город», цветовой фон в технике монотипии. Цвет как выразитель настроения. Дома - линиями, штрихами. Люди — силуэты.
4 год обучения:
жанр изобразительного искусства «Графика»:
- «Деревья». Пленэрные зарисовки. Принцип «от общего к частному». Воздушная перспектива. Форма, структура.
- «Улицы моего города».Линейная перспектива. Наброски, рисунки с натуры. Творческая работа по предварительным рисункам.
- Монотипия. «Отражение в воде».Интерпретация явлений природы: тушь черная, заостренные палочки
жанр изобразительного искусства «Живопись»:
- Монотипия. «Отражение в воде».Интерпретация явлений природы: акварель.
- Пространственные свойства цвета. Использование впечатление глубины на плоскости с помощью цвета. Рисуем пейзаж: тёплые цвета – 1 план – выступающие; холодные цвета – 2,3 план – отсутствующие.
5 год обучения:
жанр изобразительного искусства «Графика»:
- Перспектива в пейзаже. Мост в перспективе.Рисование моста.
- Перспектива в пейзаже. Перспектива улицы. Рисование улицы.
- Рисование парка, используя теоретические знания о перспективе.
- Отражение в воде. Перспективные закономерности в воде.
- Рисование городского пейзажа, используя теоретические знания о перспективе, перспективные закономерности в воде.
- Рисование пейзажа при различном состоянии солнечного освещения. Зависимость освещенности от высоты солнца над горизонтом. Солнце в зените - короткие тени, форма и фактура выявляются слабо; при снижении солнца тени увеличиваются, фактура проявляется лучше.
жанр изобразительного искусства «Живопись»:
- Знакомство с маслом. Приёмы работы маслом.
Работа по данной теме ведётся на протяжении нескольких лет и даёт стабильно положительные результаты с качественной динамикой.
Изучение темы «Пейзаж» усложняется засчёт введения и усложнения техник, а также их смешения.
Работа по данной теме выходит за рамки реализации программы через участие в конкурсах и фестивалях различных уровней.
Накопленный опыт может быть использован начинающими педагогами дополнительного образования, а также учителями, ведущими внеурочную деятельность в рамках ФГОС.
Таким образом, работа над пейзажем формирует эстетические представления, понятия и художественные вкусы у воспитанников.