Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Формирование эстетических представлений | Казакова Ирина Николаевна. Работа №298663

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Казакова Ирина Николаевна
Статья знакомит с формированием эстетических взглядов посредством пейзажа учащихся по годам обучения (дополнительная общеразвивающая программа "Радуга" (художественная направленность).

Для того чтобы занятия художественным творчеством стали потребностью, необходимо создать такую форму учебно-воспитательной работы, где наиболее продуктивно развивались познавательные, художественные, творческие способности ребёнка с учётом его индивидуальности. Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребёнку реализовать себя в учёбе, творчестве, в общении с другими. Вопросы гармоничного развития и творческой самореализации находят своё разрешение в условиях творческого объединения. С этой целью создана образовательная программа дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности «Творческое объединение «Радуга». Программа способствует приобщению ребёнка к искусству: понимание образности художественных материалов как средств художественного языка, то есть способов выражения своих чувств и отношения к жизни.

Формирование у обучающихся эстетических представлений, понятий и вкусов

посредством работы над пейзажем

 

Казакова Ирина Николаевна,

педагог дополнительного образования,

МОКУ ДО ДДТ г. Мураши

 

Для того чтобы занятия художественным творчеством стали потребностью, необходимо создать такую форму учебно-воспитательной работы, где наиболее продуктивно развивались познавательные, художественные, творческие способности ребёнка с учётом его индивидуальности. Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребёнку реализовать себя в учёбе, творчестве, в общении с другими. Вопросы гармоничного развития и творческой самореализации находят своё разрешение в условиях творческого объединения. С этой целью создана образовательная программа дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности «Творческое объединение «Радуга». Программа способствует приобщению ребёнка к искусству: понимание образности художественных материалов как средств художественного языка, то есть способов выражения своих чувств и отношения к жизни.

Формирование у обучающихся эстетических представлений, понятий и вкусов посредством работы над пейзажем – это весьма сложная педагогическая задача. Данную тему для своей работы я выбрала потому, что считаю её актуальной на сегодняшний день. В средних и высших учебных заведениях для поступления на факультеты технологии и дизайна необходима сдача вступительных испытаний, связанных с глубоким знанием ИЗО. Также подтолкнуло к формированию опыта разнообразие техник и их применение в пейзаже.

Поэтому одной из важных тем моей программы является работа над пейзажем. В пейзажах, ставящих перед нами картины «естественной» природы, художник как бы возвращает нас к самым глубоким природным истокам человека, обнажая вечно свежие, неисчерпаемые основы жизни. Произведения пейзажного искусства - это воплощение емкого содержания, осмысленное сопоставление природы с жизнью человеческого общества.

Основными задачами обучения пейзажу являются: формирование правильного мировоззрения, развитие творческого воображения и образного мышления, художественной наблюдательности, зрительной памяти, умение видеть в окружающей действительности характерное, воспитание широкой художественно – эстетической культуры и художественного вкуса, то есть гармоничное развитие личности. Занятия развивают умение видеть красивое в природе, в окружающей жизни. Через зрительные ощущения при рисовании уточняются представления о свойствах вещей и явлений, с одной стороны, а с другой - воспитывается эстетическое отношение к этим вещам и явлениям.

Работа над пейзажем ведётся в течение реализации программы, которая рассчитана на 5 лет. Распределение тем по годам обучения выглядит так.

1 год обучения:

жанр изобразительного искусства «Графика»:

- Знакомство с простым карандашом и ластиком (набросок). «Надвигается гроза»

- Приёмы рисования цветными карандашами: цветовая растяжка. «Закат солнца»

жанр изобразительного искусства «Живопись»:

- Свойства акварельных красок и приём работы «по-сырому». «Дождливый день»

- Цветовой фон в качестве одного из средств выразительности. Навыки работы с гуашью. «Розовая страна»

2 год обучения:

жанр изобразительного искусства «Графика»:

- Изобразительные свойства графических материалов: графитного карандаша, фломастеров, мелков. Ритм линии.

- «Времена года». Приёмы работы гуашевыми красками. Техника – монотипия.

жанр изобразительного искусства «Живопись»:

- «Грустный дождик». Образ дождя ограниченная палитра. Акварель. Беседа о передаче чувств через иллюстративный материал.

- «Осень. Листопад». Смешение тёплых цветов. Акварель. Отработка приёма: примакивание кисти боком. Многослойность акварели.

- «Зимний лес». Ограниченная палитра. Изобразительные свойства гуаши. Передача чувств через разные виды искусства.

3 год обучения:

жанр изобразительного искусства «Графика»:

- Изобразительные свойства карандаша. Линия, штрих, тон. «Осенние листья» («На опушке леса»)

- Природная форма – лист. Тоновая растяжка цвета. Акварель.

- «Терема». Граттаж. Изображение природы с помощью различных графических приёмов.

жанр изобразительного искусства «Живопись»:

- «Солнечный денёк». Жанр пейзажа. Виды пейзажа: «марины», «анималистический жанр», «исторический», «сказочно-былинные», «мифологический».

- Как разглядывать картину: что изображено, как изображено, как художник накладывает краски, выбор цвета и колорита. «Осенний лес», использование зелёного, жёлтого. Цвет неба, цвет воды.

- Смешанная техника. «Город», цветовой фон в технике монотипии. Цвет как выразитель настроения. Дома - линиями, штрихами. Люди — силуэты.

4 год обучения:

жанр изобразительного искусства «Графика»:

- «Деревья». Пленэрные зарисовки. Принцип «от общего к частному». Воздушная перспектива. Форма, структура.

- «Улицы моего города».Линейная перспектива. Наброски, рисунки с натуры. Творческая работа по предварительным рисункам.

- Монотипия. «Отражение в воде».Интерпретация явлений природы: тушь черная, заостренные палочки

жанр изобразительного искусства «Живопись»:

- Монотипия. «Отражение в воде».Интерпретация явлений природы: акварель.

- Пространственные свойства цвета. Использование впечатление глубины на плоскости с помощью цвета. Рисуем пейзаж: тёплые цвета – 1 план – выступающие; холодные цвета – 2,3 план – отсутствующие.

5 год обучения:

жанр изобразительного искусства «Графика»:

- Перспектива в пейзаже. Мост в перспективе.Рисование моста.

- Перспектива в пейзаже. Перспектива улицы. Рисование улицы.

- Рисование парка, используя теоретические знания о перспективе.

- Отражение в воде. Перспективные закономерности в воде.

- Рисование городского пейзажа, используя теоретические знания о перспективе, перспективные закономерности в воде.

- Рисование пейзажа при различном состоянии солнечного освещения. Зависимость освещенности от высоты солнца над горизонтом. Солнце в зените - короткие тени, форма и фактура выявляются слабо; при снижении солнца тени увеличиваются, фактура проявляется лучше.

жанр изобразительного искусства «Живопись»:

- Знакомство с маслом. Приёмы работы маслом.

Работа по данной теме ведётся на протяжении нескольких лет и даёт стабильно положительные результаты с качественной динамикой.

Изучение темы «Пейзаж» усложняется засчёт введения и усложнения техник, а также их смешения.

Работа по данной теме выходит за рамки реализации программы через участие в конкурсах и фестивалях различных уровней.

Накопленный опыт может быть использован начинающими педагогами дополнительного образования, а также учителями, ведущими внеурочную деятельность в рамках ФГОС.

Таким образом, работа над пейзажем формирует эстетические представления, понятия и художественные вкусы у воспитанников.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×