Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Формирование финансовой грамотности детей дошкольного возраста в условиях ДОУ | Стерхова Любовь Владимировна. Работа №353285. Номер работы: №353285

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматриваются особенности формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения (ДОУ). Подчеркивается важность раннего знакомства детей с основами экономических знаний для развития у них навыков осознанного отношения к ресурсам, понимания ценности труда и ответственности за принятие решений. Описываются эффективные педагогические подходы и условия, способствующие развитию у дошкольников элементарных представлений о финансах.

Ключевые слова: финансовая грамотность, дошкольное образование, дошкольный возраст, экономическое воспитание, осознанное потребление, ценность труда, педагогические подходы.

ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОУ

 

Стерхова Любовь Владимировна, воспитатель

МБОУ «Комсомольская основная общеобразовательная школа»,

п. Комсомольский

 

Аннотация. В статье рассматриваются особенности формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения (ДОУ). Подчеркивается важность раннего знакомства детей с основами экономических знаний для развития у них навыков осознанного отношения к ресурсам, понимания ценности труда и ответственности за принятие решений. Описываются эффективные педагогические подходы и условия, способствующие развитию у дошкольников элементарных представлений о финансах.

Ключевые слова: финансовая грамотность, дошкольное образование, дошкольный возраст, экономическое воспитание, осознанное потребление, ценность труда, педагогические подходы.

 

Современные социально-экономические реалии подчеркивают необходимость формирования финансовой грамотности как одной из ключевых компетенций у подрастающего поколения. Заложенные в детстве основы экономического поведения оказывают значительное влияние на формирование осознанного отношения к ресурсам, потребностям и труду в будущем. В этом контексте особое значение приобретает работа по развитию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста, осуществляемая в условиях дошкольного образовательного учреждения (ДОУ).

Дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования базовых представлений о финансах. Дети в этом возрасте обладают высокой восприимчивостью к новым знаниям, активно развивают познавательные способности и начинают осознавать себя частью окружающего мира. Введение элементов финансовой грамотности в образовательный процесс ДОУ позволяет детям постепенно усваивать такие понятия, как деньги, труд, обмен и сбережения, через игровую и познавательную деятельность.

Финансовое воспитание в дошкольном возрасте основывается на доступности, наглядности и практической значимости. Использование сказок, игровых ситуаций и моделирования жизненных ситуаций позволяет сделать процесс изучения интересным и увлекательным для ребенка. Через игровые действия, такие как создание «магазинов», «банков» или «мастерских», дети начинают понимать связь между трудом и вознаграждением, ценностью денег и осознанным их использованием.

Важной задачей педагога становится создание условий, способствующих развитию у детей интереса к финансовым вопросам и готовности воспринимать элементарные экономические знания. Это возможно благодаря включению в образовательный процесс различных форм деятельности: сюжетно-ролевых игр, познавательных бесед, чтения литературных произведений, посвященных экономическим темам. В ходе таких занятий у дошкольников формируется представление о значении труда, источниках доходов, важности сбережений и разумного потребления.

Неотъемлемой частью работы по формированию финансовой грамотности становится взаимодействие с семьей. Родители являются важными участниками образовательного процесса, поскольку именно в семейной среде ребенок впервые сталкивается с понятиями денег, расходов и доходов. Совместная работа воспитателей и родителей по развитию у детей интереса к финансовым вопросам способствует формированию единых подходов к экономическому воспитанию. Это позволяет ребенку осваивать полученные в детском саду знания и навыки в привычной домашней обстановке, закрепляя их на практике.

Финансовая грамотность также тесно связана с развитием таких личностных качеств, как ответственность, трудолюбие и умение принимать решения. Работа воспитателя направлена не только на формирование знаний, но и на воспитание эмоционально-ценностного отношения к труду и ресурсам. Например, привлечение детей к совместному созданию поделок или участию в мини-проектах, где они могут обмениваться «товарами» или обсуждать простейшие экономические процессы, помогает сформировать у них чувство ценности своего и чужого труда.

Для успешной реализации задач финансового воспитания в условиях ДОУ необходимо учитывать возрастные особенности дошкольников, их интересы и уровень развития. Важно, чтобы образовательный процесс строился на принципах постепенности и последовательности, от простого к сложному. Это позволяет детям постепенно переходить от ознакомления с базовыми экономическими понятиями к осознанию их значения в реальной жизни.

Таким образом, формирование финансовой грамотности у дошкольников является важным компонентом образовательного процесса в условиях ДОУ. Эта работа позволяет детям приобрести начальные представления о финансах, трудовой деятельности и осознанном потреблении, что станет основой для их успешной социализации и дальнейшего развития в условиях современной экономики.

 

Список литературы

1. Вильбергер И. Г. Финансовая грамотность для дошкольников. Изучение темы «Азбука денег» / И. Г. Вильбергер, О. Е. Шевцова, О. В. Панова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 1 (71). — С. 25-27.

2. Некрасова Р. В. Формирование основ финансовой грамотности посредством ознакомления старших дошкольников с родным краем / Р. В. Некрасова, О. Н. Дымшакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 23 (418). — С. 150-154.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×