Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Формирование финансовой грамотности на уроках географии | Ираида Михайловна Алхимова. Работа №349576. Номер работы: №349576

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Статья по теме "Формирование финансовой грамотности на уроках географии"

в статье отражен механизм формирования финансовой грамотности при изучении курса географии; показана интеграция финансовой грамотности в учебный курс предмета; отражена роль формирования практических навыков финансовой грамотности необходимых для дальнейшей жизни.

Формирование финансовой грамотности на уроках географии.

Алхимова Ираида Михайловна учитель географии МБОУ СОШ с. Красное

Аннотация: в статье отражен механизм формирования финансовой грамотности при изучении курса географии; показана интеграция финансовой грамотности в учебный курс предмета; отражена роль формирования практических навыков финансовой грамотности необходимых для дальнейшей жизни.

Abstract: the article reflects the mechanism of financial literacy formation during the study of the geography course; shows the integration of financial literacy into the educational course of the subject; reflects the role of the formation of practical financial literacy skills necessary for later life.

Ключевые слова: финансовая грамотность, география, разделы учебного курса, экономическая деятельность.

Keywords: financial literacy, geography, sections of the training course, economic activity.

 

Финансовая грамотность стала одной из ключевых компетенций современного человека. В условиях быстроменяющегося мира важно не только понимать основы экономической деятельности, но и уметь эффективно управлять личными финансами. Одним из способов внедрения основ финансовой грамотности в образовательный процесс является интеграция этих навыков на уроках различных дисциплин, включая географию.

Важность финансовой грамотности в школьном образовании

Финансовая грамотность помогает школьникам осознавать роль денег в жизни, управлять своим бюджетом, планировать расходы и ориентироваться в современных экономических реалиях. Это знания, которые понадобятся каждому в будущем, независимо от выбранной профессии. Однако обучение этим навыкам в изоляции, без привязки к другим предметам, может казаться абстрактным и сложным для понимания. Именно поэтому интеграция финансовой грамотности на уроках географии становится важным инструментом.

Как связаны география и финансы?

География как предмет охватывает широкий круг тем, которые напрямую связаны с экономической деятельностью человека. Студенты изучают природные ресурсы, международную торговлю, сельское хозяйство, промышленное производство и многое другое. Эти темы предоставляют идеальные возможности для объяснения основ финансовой грамотности:

1. Экономическая география. На уроках, посвященных изучению различных регионов и их экономического развития, можно обсудить принципы формирования бюджета стран, различия в доходах и расходах, а также особенности налоговой системы. Например, сравнение экономик развитых и развивающихся стран позволяет рассмотреть такие понятия, как ВВП, инфляция и уровень жизни.

2. Торговля и ресурсы. География предлагает изучение мировой торговли и транспортных путей, что помогает школьникам понять, как международные отношения и доступ к ресурсам влияют на глобальные и личные финансы. Обсуждение экспортных и импортных процессов позволяет детям осознать важность грамотного управления ресурсами на уровне государства и бизнеса.

3. Городская и сельская экономика. Изучение урбанизации, сельских регионов и городов позволяет обсудить, как условия жизни в разных местах влияют на расходы и доходы населения. Учащиеся могут понять, почему стоимость жизни в мегаполисах отличается от сельских местностей, как это связано с инфраструктурой и уровнем доходов.

Примеры интеграции финансовой грамотности на уроках географии.

1. Анализ расходов в разных странах. Учитель может предложить сравнить бюджет среднего жителя нескольких стран, анализируя уровень доходов, средние расходы на продукты, транспорт и жилье. Это наглядно показывает школьникам, как географическое положение и экономика региона влияют на личные финансы.

Урок в 8 классе по теме: Государственный бюджет.

Задание: сравнить бюджетные расходы на транспорт и сельское хозяйство в США и Белорусии. Сделать вывод.

 

2. Изучение природных ресурсов и их влияния на экономику. Обсуждая природные ресурсы различных регионов мира, можно показать, как эти ресурсы влияют на экономическое положение страны. Например, страны с большими запасами нефти, как правило, имеют высокие доходы от экспорта, но также сталкиваются с экономическими вызовами, связанными с изменениями в спросе на нефть.

Урок в 10 классе по теме: Нефтяная промышленность.

Задание: по данным круговой диаграммы определите страны, закупающие более 50 млн т нефти. Как вы думаете-почему?

 

3. Планирование поездки с бюджетом. В рамках темы туризма можно предложить учащимся спланировать путешествие в другую страну с ограниченным бюджетом, учитывая курс валют, транспортные расходы, проживание и питание. Это не только развивает навыки планирования, но и учит грамотно распоряжаться деньгами.

Урок в 9 классе по теме: Туризм.

Задание: Вы с семьей из трех человек собираетесь на 5-ти дневный отдых к морю. Спланируйте туристический маршрут на сумму не более 100 000 рублей.

Результаты и перспективы

Интеграция финансовой грамотности на уроках географии позволяет учащимся не только лучше понимать предмет, но и готовит их к реальной жизни, в которой грамотное управление финансами играет важную роль. География предоставляет богатый материал для обсуждения вопросов экономики, что делает процесс обучения более увлекательным и полезным. Учителя могут использовать разнообразные формы работы – от обсуждений и проектов до ролевых игр и анализа данных, что способствует активному вовлечению учащихся.

Литература

Азбука финансовой грамотности. Справочник для образовательных программ по финансовой грамотности в детском центре / В. Р.

Лозинг

, Д. В.

Лозинг

, Г. Н. Василенко, П. Р. Гуляев. – М., 2019. – 44 с. – Текст: непосредственный. – Текст: непосредственный.

Интернет-предпринимательство. 10-11 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций / М. Р. Злобина и [др.]. – М.: Просвещение, 2019. – 238 с.: ил. – (Внеурочная деятельность).

Математика на каждый день. 6-8 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Т. Ф. Сергеева. – М.: Просвещение, 2020. – 112 с.: ил. – (Функциональная грамотность. Тренажер). –

Текст :

непосредственный

4. Финансовая грамотность: сборник эталонных заданий: учебное пособие в 2 ч. / под ред. Г. С.Ковалёвой, Е. Л. Рутковской. – Вып. – 2-е изд., стер. – М.; С.-Пб.: Просвещение. 2022. – 94 с.: ил. – (Финансовая грамотность. Учимся для жизни). Ч.2. – 125 с.: ил.–Текст: непосредственный. 2. Калашникова, Н. Г. Секреты финансовой грамотности. 4 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Н. Г. Калашникова, Е. М. Белокурова, Е. Н. Жаркова. – М.: Просвещение, 2020. – 112 с. –Текст: непосредственный.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×