Формирование финансовой грамотности на уроках географии | Ираида Михайловна Алхимова. Работа №349576. Номер работы: №349576
Статья по теме "Формирование финансовой грамотности на уроках географии"
в статье отражен механизм формирования финансовой грамотности при изучении курса географии; показана интеграция финансовой грамотности в учебный курс предмета; отражена роль формирования практических навыков финансовой грамотности необходимых для дальнейшей жизни.
Формирование финансовой грамотности на уроках географии.
Алхимова Ираида Михайловна учитель географии МБОУ СОШ с. Красное
Аннотация: в статье отражен механизм формирования финансовой грамотности при изучении курса географии; показана интеграция финансовой грамотности в учебный курс предмета; отражена роль формирования практических навыков финансовой грамотности необходимых для дальнейшей жизни.
Abstract: the article reflects the mechanism of financial literacy formation during the study of the geography course; shows the integration of financial literacy into the educational course of the subject; reflects the role of the formation of practical financial literacy skills necessary for later life.
Ключевые слова: финансовая грамотность, география, разделы учебного курса, экономическая деятельность.
Keywords: financial literacy, geography, sections of the training course, economic activity.
Финансовая грамотность стала одной из ключевых компетенций современного человека. В условиях быстроменяющегося мира важно не только понимать основы экономической деятельности, но и уметь эффективно управлять личными финансами. Одним из способов внедрения основ финансовой грамотности в образовательный процесс является интеграция этих навыков на уроках различных дисциплин, включая географию.
Важность финансовой грамотности в школьном образовании
Финансовая грамотность помогает школьникам осознавать роль денег в жизни, управлять своим бюджетом, планировать расходы и ориентироваться в современных экономических реалиях. Это знания, которые понадобятся каждому в будущем, независимо от выбранной профессии. Однако обучение этим навыкам в изоляции, без привязки к другим предметам, может казаться абстрактным и сложным для понимания. Именно поэтому интеграция финансовой грамотности на уроках географии становится важным инструментом.
Как связаны география и финансы?
География как предмет охватывает широкий круг тем, которые напрямую связаны с экономической деятельностью человека. Студенты изучают природные ресурсы, международную торговлю, сельское хозяйство, промышленное производство и многое другое. Эти темы предоставляют идеальные возможности для объяснения основ финансовой грамотности:
1. Экономическая география. На уроках, посвященных изучению различных регионов и их экономического развития, можно обсудить принципы формирования бюджета стран, различия в доходах и расходах, а также особенности налоговой системы. Например, сравнение экономик развитых и развивающихся стран позволяет рассмотреть такие понятия, как ВВП, инфляция и уровень жизни.
2. Торговля и ресурсы. География предлагает изучение мировой торговли и транспортных путей, что помогает школьникам понять, как международные отношения и доступ к ресурсам влияют на глобальные и личные финансы. Обсуждение экспортных и импортных процессов позволяет детям осознать важность грамотного управления ресурсами на уровне государства и бизнеса.
3. Городская и сельская экономика. Изучение урбанизации, сельских регионов и городов позволяет обсудить, как условия жизни в разных местах влияют на расходы и доходы населения. Учащиеся могут понять, почему стоимость жизни в мегаполисах отличается от сельских местностей, как это связано с инфраструктурой и уровнем доходов.
Примеры интеграции финансовой грамотности на уроках географии.
1. Анализ расходов в разных странах. Учитель может предложить сравнить бюджет среднего жителя нескольких стран, анализируя уровень доходов, средние расходы на продукты, транспорт и жилье. Это наглядно показывает школьникам, как географическое положение и экономика региона влияют на личные финансы.
Урок в 8 классе по теме: Государственный бюджет.
Задание: сравнить бюджетные расходы на транспорт и сельское хозяйство в США и Белорусии. Сделать вывод.
2. Изучение природных ресурсов и их влияния на экономику. Обсуждая природные ресурсы различных регионов мира, можно показать, как эти ресурсы влияют на экономическое положение страны. Например, страны с большими запасами нефти, как правило, имеют высокие доходы от экспорта, но также сталкиваются с экономическими вызовами, связанными с изменениями в спросе на нефть.
Урок в 10 классе по теме: Нефтяная промышленность.
Задание: по данным круговой диаграммы определите страны, закупающие более 50 млн т нефти. Как вы думаете-почему?
3. Планирование поездки с бюджетом. В рамках темы туризма можно предложить учащимся спланировать путешествие в другую страну с ограниченным бюджетом, учитывая курс валют, транспортные расходы, проживание и питание. Это не только развивает навыки планирования, но и учит грамотно распоряжаться деньгами.
Урок в 9 классе по теме: Туризм.
Задание: Вы с семьей из трех человек собираетесь на 5-ти дневный отдых к морю. Спланируйте туристический маршрут на сумму не более 100 000 рублей.
Результаты и перспективы
Интеграция финансовой грамотности на уроках географии позволяет учащимся не только лучше понимать предмет, но и готовит их к реальной жизни, в которой грамотное управление финансами играет важную роль. География предоставляет богатый материал для обсуждения вопросов экономики, что делает процесс обучения более увлекательным и полезным. Учителя могут использовать разнообразные формы работы – от обсуждений и проектов до ролевых игр и анализа данных, что способствует активному вовлечению учащихся.
Литература
Азбука финансовой грамотности. Справочник для образовательных программ по финансовой грамотности в детском центре / В. Р.
Лозинг
, Д. В.
Лозинг
, Г. Н. Василенко, П. Р. Гуляев. – М., 2019. – 44 с. – Текст: непосредственный. – Текст: непосредственный.
Интернет-предпринимательство. 10-11 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций / М. Р. Злобина и [др.]. – М.: Просвещение, 2019. – 238 с.: ил. – (Внеурочная деятельность).
Математика на каждый день. 6-8 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Т. Ф. Сергеева. – М.: Просвещение, 2020. – 112 с.: ил. – (Функциональная грамотность. Тренажер). –
Текст :
непосредственный
4. Финансовая грамотность: сборник эталонных заданий: учебное пособие в 2 ч. / под ред. Г. С.Ковалёвой, Е. Л. Рутковской. – Вып. – 2-е изд., стер. – М.; С.-Пб.: Просвещение. 2022. – 94 с.: ил. – (Финансовая грамотность. Учимся для жизни). Ч.2. – 125 с.: ил.–Текст: непосредственный. 2. Калашникова, Н. Г. Секреты финансовой грамотности. 4 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Н. Г. Калашникова, Е. М. Белокурова, Е. Н. Жаркова. – М.: Просвещение, 2020. – 112 с. –Текст: непосредственный.