Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Формирование финансовой грамотности на уроках истории и обществознания | Авджи Людмила Николаевна. Работа №346098. Номер работы: №346098

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматривается важность формирования финансовой грамотности у учащихся на уроках истории и обществознания. Описаны способы интеграции вопросов финансовой грамотности в учебные программы, приведены примеры тем, через которые можно развивать у школьников экономическое мышление. Подчеркивается роль финансовой грамотности как одного из ключевых навыков, необходимых для успешной адаптации в современном обществе. Рассматривается практическое применение исторического и социально-экономического контекста для формирования у учащихся понимания финансовых процессов и принятия взвешенных финансовых решений.

Ключевые слова: финансовая грамотность, история, обществознание, экономическое мышление, уроки, школьное образование, интеграция, навыки.

Формирование финансовой грамотности на уроках истории и обществознания

 

Авджи Людмила Николаевна, учитель истории и обществознания

ГБОУ «Зарянская школа Володарского М.О.» ДНР

 

Аннотация. В статье рассматривается важность формирования финансовой грамотности у учащихся на уроках истории и обществознания. Описаны способы интеграции вопросов финансовой грамотности в учебные программы, приведены примеры тем, через которые можно развивать у школьников экономическое мышление. Подчеркивается роль финансовой грамотности как одного из ключевых навыков, необходимых для успешной адаптации в современном обществе. Рассматривается практическое применение исторического и социально-экономического контекста для формирования у учащихся понимания финансовых процессов и принятия взвешенных финансовых решений.

Ключевые слова: финансовая грамотность, история, обществознание, экономическое мышление, уроки, школьное образование, интеграция, навыки.

 

Финансовая грамотность является неотъемлемой частью подготовки школьников к жизни в современном обществе. С учетом сложности и динамики современного мира, важно, чтобы учащиеся не только понимали историю экономических процессов и социальных систем, но и умели применять эти знания на практике. Уроки истории и обществознания предоставляют прекрасную возможность для интеграции вопросов финансовой грамотности, так как изучение прошлого и анализ социальных явлений позволяют раскрывать взаимосвязи между экономикой и обществом, а также учат школьников делать осознанные финансовые решения.

На уроках истории можно обсудить финансовые аспекты через изучение экономической политики различных государств, экономических кризисов и их последствий. Например, при изучении Великой депрессии в США учащиеся могут рассмотреть причины кризиса, его влияние на экономику страны и жизнь населения, а также меры, предпринятые правительством для стабилизации экономики. Это помогает не только лучше понять исторические события, но и увидеть, как неправильные финансовые решения могут привести к глобальным проблемам. В этом контексте можно обсудить такие важные понятия, как инфляция, экономические циклы, банковская система, что поможет учащимся осознать важность финансовой стабильности и грамотного управления ресурсами.

На уроках обществознания тема финансовой грамотности может быть введена через изучение правовых и экономических основ общества. Учащиеся знакомятся с понятием рынка, особенностями спроса и предложения, видами налогов и принципами формирования государственного бюджета. Например, обсуждение таких тем, как личные финансы, налогообложение и кредитование, позволяет школьникам лучше понять, как работают финансовые системы и как управлять личными средствами. В ходе таких уроков можно предложить учащимся рассмотреть реальную ситуацию: как составить семейный бюджет, как рационально управлять доходами и расходами. Такой подход не только делает уроки более практичными, но и помогает учащимся применить полученные знания в повседневной жизни.

Эффективным методом обучения финансовой грамотности является проектная деятельность. Например, можно предложить учащимся создать проект по анализу расходов и доходов семьи, рассчитать возможные финансовые риски или составить план накопления на покупку определенного товара. В ходе проекта учащиеся будут анализировать реальные данные, учиться делать прогнозы и принимать решения на основе анализа, что способствует развитию у них ответственного подхода к управлению личными финансами.

Другим примером интеграции финансовой грамотности в уроки обществознания может стать обсуждение роли финансов в политической системе. Учащиеся могут рассмотреть, как налогообложение и распределение бюджета влияют на социальную справедливость и развитие государства. Это можно связать с современными реалиями, обсуждая, как финансовые решения государственных органов влияют на благосостояние граждан, развитие инфраструктуры и реализацию социальных программ. Такое обсуждение поможет школьникам осознать важность понимания финансовых процессов не только на личном уровне, но и на уровне общества в целом.

На уроках истории и обществознания можно также использовать исторические примеры для иллюстрации того, как важна финансовая грамотность в повседневной жизни. Например, при изучении истории античного мира или средневековья можно обратить внимание на финансовые инструменты, которые применялись в древних цивилизациях. Обсуждение таких тем, как долговые обязательства, монетарная система и способы торговли в древности, может помочь учащимся осознать, что даже в прошлом успешное управление финансами играло ключевую роль в развитии обществ и государств.

Современные технологии также могут помочь в обучении финансовой грамотности. Использование онлайн-платформ и интерактивных симуляторов позволяет моделировать различные экономические ситуации, в которых учащиеся могут принимать решения и видеть их последствия. Такие ресурсы, как «Финансовый лабиринт» или «Монополия», позволяют школьникам погружаться в финансовые процессы через игровые сценарии. Это делает процесс обучения не только интересным, но и наглядным, что способствует более глубокому пониманию финансовых вопросов.

Таким образом, финансовая грамотность может быть успешно интегрирована в уроки истории и обществознания, помогая учащимся не только лучше усвоить учебный материал, но и приобрести важные навыки для жизни. Уроки, которые сочетают в себе теорию и практику, экономические и социальные аспекты, помогают сформировать у учащихся осознанное отношение к финансовым вопросам и подготовить их к реальной жизни. Финансово грамотные люди способны не только успешно управлять своими ресурсами, но и принимать активное участие в жизни общества, понимая, как экономические процессы влияют на социальное развитие.

 

 

Список литературы

Королькова

Е. С., Козлова А. А.

Ф

ормирование финансовой грамотности учащихся основной школы: работа учителей-предметников // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. №2 (70). URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-finansovoy-gramotnosti-uchaschihsya-osnovnoy-shkoly-rabota-uchiteley-predmetnikov

(дата обращения: 04.10.2024).

Курмашева

А.Р.

Интеграция тем финансовой грамотности в курс «Обществознание» в основной и средней школе // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». 2020. №1. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/integratsiya-tem-finansovoy-gramotnosti-v-kurs-obschestvoznanie-v-osnovnoy-i-sredney-shkole

(дата обращения: 04.10.2024).

Лазебникова

А.Ю. Практическая реализация задачи повышения финансовой грамотности школьников: состояние и проблемы // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. №2 (37). URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/prakticheskaya-realizatsiya-zadachi-povysheniya-finansovoy-gramotnosti-shkolnikov-sostoyanie-i-problemy

(дата обращения: 04.10.2024).

Хорошенкова

А. В.

Формирование финансовой грамотности учащихся в курсе обществоз

нания в школе в условиях информатизации образования // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2023. №3 (40). URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-finansovoy-gramotnosti-uchaschihsya-v-kurse-obschestvoznaniya-v-shkole-v-usloviyah-informatizatsii-obrazovaniya

(дата обращения: 04.10.2024).

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×