Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Формирование финансовой грамотности обучающихся на уроках труда (технологии) | Мухаметова Айгуль Ильдаровна. Работа №346489

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Формирование финансовой грамотности в настоящее время актуально и востребовано особенно остро. Оно приближает учащихся к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящей личности. Закладываются не только основы финансовой грамотности, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни.

Формирование финансовой грамотности обучающихся

на уроках труда (технологии)

 

Автор: учитель труда (технологии)

МБОУ «Гимназия №25» НМР РТ

А.И.Мухаметова

 

                   

Почему финансовой грамотностью лучше овладеть еще в школе?

В соответствии с ФГОС, главной целью и результатом образования является развитие личности. Актуальность включения основ экономического воспитания в образовательную деятельность обусловлена современными условиями жизни. Дети, как правило, с ранних лет включаются в экономическую жизнь семьи, а именно: ходят с родителями за покупками, сталкиваются с финансами, рекламой, получая при этом первичное экономическое представление о финансовой грамотности. Большинство современных детей не знают цену деньгам, не ценят и не берегут свои вещи, игрушки, требуют дорогих подарков.

Формирование финансовой грамотности в настоящее время актуально и востребовано особенно остро. Оно приближает учащихся к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящей личности. Закладываются не только основы финансовой грамотности, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни.

Грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают. Актуальность заключается в формировании полезных привычек в сфере финансов. Это поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни. Детям важно и нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет. Формирование финансовой грамотности способствует развитию мышления, фантазии, кругозора ребенка, развитию речи. Дети приобретают навыки разумного ведения домашнего хозяйства, экономии средств. Грамотность в сфере финансов, так же, как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени.

Введение предмета «Труд (технология)» предполагает формирование всеми имеющимися в арсенале учебного заведения силами и средствами легко адаптирующейся личности, которая может жить и работать в новых социально-экономических условиях. В ходе трудового обучения возникает объективная необходимость использовать приобретённые ранее в основах наук и казавшиеся школьнику абстрактными экономические понятия, расширить и углубить экономические умения организации и учёта труда.

Основной целью образовательной области «Труд (технология)» является подготовка учащейся молодежи к самостоятельной трудовой деятельности в новых экономических условиях, воспитание и развитие инициативной, творческой, предприимчивой личности, способной определять потребности и возможности своей деятельности, адаптироваться к постоянным изменениям окружающей экономической среды, находить и использовать необходимую информацию, выдвигать идеи решения возникающих задач, самостоятельно решать экономические вопросы повседневной жизни, наиболее эффективно использовать свои возможности на благо себя и общества.

Возможности для формирования экономической грамотности прослеживаются на протяжении всего предмета «Труд (технология)». В процессе выполнения различных видов работ предусмотрено обучение школьников рациональным способам обработки материалов – экономной разметке и раскрою, выбору оптимальной технологии, экономного режима оборудования.

На уроках труда, начиная уже с 5 класса, обучающиеся знакомятся с элементами финансовой грамотности. Однако более осознанно они начинают изучать основные содержательные линии курса в 8-9 классах:

- формирование семейного бюджета;

- экономические отношения семьи и государства;

- потребности, блага и ресурсы;

- предпринимательство или построение собственного бизнеса.

Многие разделы программы по учебному предмету «Труд (технология)» включают в себя уроки финансовой грамотности: составление меню на определенную сумму; какую выбрать ткань и как рассчитать ее стоимость; какие существуют правила совершения покупок, чтобы семейный бюджет не пострадал; пути экономии домашнего бюджета; что такое налоги, кредит; как составить бизнес-план, рассчитать стоимость проекта и т.д.

Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, деловые игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, графиками, а также навыки поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.    

Изучение финансовой грамотности представляется особенно актуальным, так как рассматривается как набор умений и навыков грамотного потребительского поведения, так и осмысление роли и места потребителя в социально-экономической системе общества. Данный раздел является источником знаний, который расширяет и углубляет базовый (профильный) компонент, обеспечивает интеграцию необходимой информации не только экономического, но и технологического, правового, культурологического характера. Предлагаемый модуль должен стимулировать интерес к продолжению образования в рамках социально-экономического, гуманитарного и технологического профиля.

Методы обучения и организации занятий по финансовой грамотности характеризуются использованием разнообразных методик, направленных на поддержку собственной активности школьников в процессе обучения; прикладной характер обучения – создание учебных ситуаций, основанных на реальной практике, и применение полученных знаний на практике; использование разнообразных видов деятельности на уроке:

- работа в команде;

- самостоятельная работа;

- учебная дискуссия (обмен взглядами по конкретной проблеме);

- упорядочивание и закрепление материала;

- деловые игры (освоение типичных экономических ролей через участие в играх, моделирующих ситуации реальной жизни);

- использование проблемных методов обучения (проблемное изложение);

- тестовые задания с открытым ответом, задания, связанные с объяснением смысла (например, пословиц).

Новая экономическая реальность стала причиной изменений в школьном экономическом образовании, которое переживает сейчас период становления: разрабатываются теоретические основы, уточняются содержание, формы и методы работы, идет процесс переосмысления системы организации формирования экономической грамотности, родственным которой является экономическое воспитание. Экономическое воспитание – это организованная педагогическая деятельность специально продуманная система работы, направленная на формирование экономического сознания учащихся. В процессе ее осуществления школьники усваивают сумму понятий и представлений об организованной и эффективной экономике, о развитии производительных отношениях, о действующем хозяйственном механизме. Специфические задачи экономического воспитания — развитие интереса к систематическому пополнению и усвоению экономических знаний, навыков, умений; формирование и укрепление экономического сознания и мышления; формирование стимулов и мотивов эффективной экономической деятельности, стремления по-хозяйски относиться к общественной собственности, умножать народное достояние; рост творческой активности.

Финансы это большая часть нашей жизни. Финансовую грамотность необходимо изучать для того, чтобы дети были информированными в части работы финансовой системы, знания и навыки в этой сфере позволят им научиться правильно ориентироваться в финансовой отрасли, принимать верные решения, грамотно управлять своими средствами, вести учет доходов и расходов, планировать свой бюджет, преумножать деньги. А решение практико-ориентированных финансовых задач позволит адаптировать обучающихся к жизненным ситуациям, с которыми приходится сталкиваться каждый день.

Пример деловой игры «Бюджет Симпсонов»

Симпсоны – герои популярного одноименного мультипликационного сериала The Simpsons. Добродушный папа Гомер, внимательная мама Мардж и трое детей: школьники Барт, Лиза и полугодовалая малышка Мэгги. Их семья никогда не была особенно богатой, но с появлением третьего ребенка родители почувствовали, что им все сложнее держаться на плаву. Иногда они сталкиваются с ситуацией, что денег едва хватает, чтобы оплатить все необходимое.

На одном из семейных советов Симпсоны решили, что пора взять семейные финансы под контроль, а заодно и начать формировать ответственное отношение к деньгам у старших детей. Они провели эксперимент, в течение которого записывали все свои расходы и доходы и в конце месяца собрались, чтобы проанализировать ситуацию.

Помогите Симпсонам пройти 4 шага на пути к финансовой безопасности.

 

Шаг 1. Оценка ситуации

Сначала нужно посчитать, сколько денег есть у Симпсонов.

Открыв свой кошелек, Мардж обнаружила в нем 2000 рублей. Лиза всегда вела учет денег, которые складывала в копилку, поэтому ей не пришлось ее разбивать, чтобы узнать, что в ней лежит 1230 рублей. Гомер, скрепя сердце, сообщил, что на его карте осталась 1000 рублей, а Барту пришлось признаться, что в бардачке машины, куда Гомер никогда не заглядывает, он спрятал 50 долларов (сегодня 1 доллар можно обменять на 62 рубля).

К слову о машине, так как она уже очень старая, Гомер начал мечтать о ее замене. Но чтобы купить новую, надо сперва продать старую. Он изучил рынок подержанных автомобилей и выяснил, что такие автомобили стоят сейчас 150 000 рублей.

А еще утром пришла почта, и среди газет было письмо с ежегодной квитанцией на уплату налога на имущество, из которой следовало, что в этом году государство оценило дом Симпсонов в 4,5 миллиона рублей (налог составляет 0,1% от стоимости дома).

Разнесите деньги, долги и собственность Симпсонов по соответствующим колонкам.

 

Деньги

Собственность

Долги

Мардж – 2000 руб.

Дом – 4500000 руб.

Налог – 4500 руб.

Гомер – 1000 руб.

Автомобиль – 150000 руб.

 

Лиза – 1230 руб.

 

 

Барт- 3100 руб. (50$*62 руб.)

 

 

Итого: 7330

Итого: 4650000 руб.

Итого: 4500 руб.

 

Шаг 2. Отслеживание расходов и доходов

Симпсоны записывали все свои доходы и расходы за последний месяц и получили длинный список. Помогите Симпсонам заполнить таблицы бюджета.

Категория доходов

Сумма, руб.

Зарплата

52000

Пособие

3000

Прочее

50

Итого

55050

 

 

 

 

Категория расходов

Сумма, руб.

Питание

30000

Оплата услуг ЖКХ

5000

Одежда

4000

Автомобиль

3500

Образование

3000

Товары для дома

2000

Животные

1000

Развлечения

3500

Разное

1000

Итого

53000

 

 

 

 

 

Таблица с данными

 

 

 

Таблицы к заполнению

 

 

 

Доходы и расходы за октябрь

Сумма, руб.

Пособие на ребенка до 3-х лет Мэгги

3 000

Обеды в столовой атомной электростанции (220 руб.*22 рабочих дня)

4 400

Новый ошейник для Маленького помощника Санты (собаки)

520

Оплата электричества по счетчикам

1 391

Занятия Лизы на саксофоне (375 руб.*4 занятия)

1 500

Оплата стационарного телефона

520

Краска и кисти для покраски забора

720

Кроссовки для Барта

2 300

Заработная плата Гомера (20 800 руб. аванс + 31 200 руб. зарплата)

52 000

Бензин (35 руб./л АИ 92 * 100 л.)

3 500

Квартплата

2 000

Комбинезон для Мэгги

1 700

Спортивная секция Барта (300 руб.*5 занятий)

1 500

Бытовая химия для уборки дома

1 280

Ужины в ресторане быстрого питания «Красти Бургер»

(850 руб. + 794 руб. + 831 руб.)

2475

Корм для Снежинки (кошки) и Маленького помощника Санты (собаки)

480

Оплата воды и канализации по счетчикам

1 089

Покупка продуктов в магазине «На скорую руку» (3024 руб. + 2586 руб. + 3957 руб. + 3765 руб. + 4286 руб.+ 2144 руб. + 3363 руб.)

23 125

Гомер выиграл в лотерею

50

Боулинг в клубе «Кегельбан» (700 руб.*5 посещений)

3 500

Компенсация за разбитое Бартом окно в школе

1 000

 

 

 

 

Шаг 3. Анализ и оптимизация

Проанализируйте бюджет Симпсонов и ответьте на следующие вопросы:

Охарактеризуйте бюджет. Он дефицитный, профицитный или сбалансированный?

 

Такой бюджет можно охарактеризовать как профицитный, т.к. доходы превышают расходы на 2050 руб.

 

Позволяет ли такой бюджет делать сбережения? Почему?

 

Технически такой бюджет позволяет делать сбережения в размере 2050 руб. в месяц. Однако рекомендуемая сумма к сбережению в месяц должна составлять не менее 10% от дохода, т.е. 5500 руб.

 

Каковы накопленные за месяц сбережения Симпсонов? Позволяют ли доходы и расходы Симпсонов создать финансовую «подушку безопасности» (сумма денег для покрытия незапланированных трат; считается, что эта сумма должна быть не меньше, чем расходы семьи за 3 месяца)

 

Накопленные сбережения: 2050 рублей. На очередное разбитое Бартом окно, таких сбережений, безусловно, будет достаточно. Но формирование финансовой «подушки безопасности», рекомендуемый размер которой равен трем месячным расходам, т.е. 159 000 руб., будет достаточно длительным – 6 лет и пять месяцев. К этому моменту перестанет поступать пособие на Мэгги, и доход сократится на 3000 руб., что сделает бюджет дефицитным. Оптимизация расходов для роста сбережений до 5500 руб. позволит достигнуть цели формирования «подушки безопасности» через 2 года и 5 месяцев.

 

 

Шаг 4. Контроль плана

Составить новый план бюджета и контролировать его Симпсонам придется самостоятельно. Но вы были рядом в самый важный момент – анализа ситуации. Спасибо вам!

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×