Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Формирование финансовой грамотности школьников на уроках математики | Скачкова Aлександра Михайловна. Работа №348268. Номер работы: №348268

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация: Статья посвящена вопросу формирования финансовой грамотности школьников на уроках математики. Раскрывается значимость интеграции понятий финансовой грамотности в математическое образование. Описываются методы и примеры заданий, которые позволяют развивать у школьников навыки управления финансами через изучение математических дисциплин. Делается акцент на межпредметные связи, которые помогают учащимся понимать реальные финансовые ситуации и использовать математические знания для их решения.

         Ключевые слова: финансовая грамотность, уроки математики, управление финансами, межпредметные связи, практико-ориентированное обучение.

ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

 

Скачкова Александра Михайловна, учитель математики

МАОУ гимназия №2

 

Аннотация: Статья посвящена вопросу формирования финансовой грамотности школьников на уроках математики. Раскрывается значимость интеграции понятий финансовой грамотности в математическое образование. Описываются методы и примеры заданий, которые позволяют развивать у школьников навыки управления финансами через изучение математических дисциплин. Делается акцент на межпредметные связи, которые помогают учащимся понимать реальные финансовые ситуации и использовать математические знания для их решения.

Ключевые слова: финансовая грамотность, уроки математики, управление финансами, межпредметные связи, практико-ориентированное обучение.

 

Современное общество требует от школьников не только высоких академических знаний, но и практических навыков, которые пригодятся им в повседневной жизни. Одним из таких навыков является финансовая грамотность, которая стала важной частью образовательного процесса в школах. Формирование у учащихся способности разумно распоряжаться своими финансами помогает подготовить их к взрослой жизни, обеспечивая базовые знания о деньгах, сбережениях, кредитах и инвестициях. В этом контексте уроки математики становятся мощным инструментом для интеграции понятий финансовой грамотности.

Финансовая грамотность и математика имеют естественную связь, так как многие финансовые процессы требуют применения математических знаний. Например, расчет процентов по вкладам, кредиты, бюджетирование и анализ затрат — все это основывается на математических операциях. Поэтому, обучая школьников математике, важно акцентировать внимание на практическом применении этих знаний в финансовой сфере.

Одним из эффективных способов формирования финансовой грамотности на уроках математики является решение задач, связанных с реальными финансовыми ситуациями. Например, можно предложить учащимся задачу по расчету процентов по банковским вкладам или кредитам. Это поможет им не только понять, как работают проценты, но и осознать важность выбора наиболее выгодных условий по вкладам или кредитам в будущем. Решение таких задач развивает у школьников аналитическое мышление и умение принимать обоснованные финансовые решения.

Важным аспектом интеграции финансовой грамотности на уроках математики является использование межпредметных связей. Например, на уроках истории или обществознания ученики могут изучать экономические системы и денежные потоки, а на уроках математики — применять полученные знания для расчетов и анализа финансовых данных. Такой подход помогает ученикам увидеть практическое применение математики в различных сферах жизни и повысить мотивацию к изучению предмета.

Математика позволяет научить школьников базовым финансовым операциям, таким как составление личного или семейного бюджета. Ученики могут на уроках моделировать свои финансовые планы, включая в них доходы и расходы. Это может быть выполнено в форме проектов, где школьники в группах создают и защищают свои варианты бюджетов, что помогает развить навыки командной работы и ответственность за принятие решений. Такие практико-ориентированные задания стимулируют школьников не только к изучению математики, но и к осознанному подходу к управлению личными финансами.

Особое внимание можно уделить также инвестиционной грамотности. Для этого учащимся могут быть предложены задачи, где они должны выбрать наилучший способ вложения средств, основываясь на математическом анализе различных инвестиционных предложений (например, акции, облигации, депозиты). Это позволяет не только формировать навыки расчетов, но и учит школьников оценивать риски и перспективы различных финансовых решений.

Кроме того, цифровизация образования позволяет использовать различные онлайн-платформы и приложения для формирования финансовой грамотности. Например, есть множество симуляторов, которые позволяют моделировать финансовые процессы в игровой форме. Учащиеся могут «управлять» виртуальными бюджетами, принимать решения по сбережениям и инвестициям, анализировать результаты и делать выводы. Такие интерактивные формы обучения помогают ученикам лучше усваивать материал и применять его на практике.

Важно отметить, что задачи на формирование финансовой грамотности должны быть адаптированы к возрасту и уровню подготовки школьников. На начальном уровне это могут быть простые задачи по расчету карманных денег и покупок, а на более старшем уровне — более сложные задачи, связанные с управлением семейным бюджетом, кредитами и налогами. Таким образом, процесс обучения будет строиться на постепенном усложнении, что способствует лучшему пониманию и усвоению материала.

В условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), который предполагает формирование у школьников не только предметных, но и метапредметных компетенций, задача учителя заключается в том, чтобы развивать у учеников навыки, применимые в реальной жизни. Формирование финансовой грамотности через изучение математики является одним из путей достижения этой цели. Учащиеся начинают осознавать значимость математических знаний для принятия обоснованных финансовых решений, что мотивирует их к дальнейшему изучению предмета и помогает подготовиться к взрослой жизни.

Таким образом, использование уроков математики для формирования финансовой грамотности школьников является важным направлением современного образования. Это способствует не только углублению знаний по математике, но и развитию у школьников важных жизненных навыков, которые помогут им в будущем успешно ориентироваться в мире финансов и принимать ответственные решения.

 

Список литературы

 

Зверева Л. Г., Бельченко Р. А.

Формирование финансовой грамотности школьников на уроках математики

// Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2022. №1-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-finansovoy-gramotnosti-shkolnikov-na-urokah-matematiki (дата обращения: 22.10.2024).

Форкунова

Л

.

В

.

, Богданова Е

.

Н

.

Формирование математической составляющей финансовой грамотности учащихся общеобразовательной школы: современное состояние, проблемы и решения //

Вестн

. Том. гос. ун-та. 2019. №440. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-matematicheskoy-sostavlyayuschey-finansovoy-gramotnosti-uchaschihsya-obscheobrazovatelnoy-shkoly-sovremennoe (дата обращения: 22.10.2024).

Широкова, М. Г. Повышение уровня финансовой грамотности школьников на уроках математики / М. Г. Широкова. —

Текст :

непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 44 (439). — С. 358-362. — URL: https://moluch.ru/archive/439/95901/ (дата обращения: 22.10.2024).

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×