Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Формирование финансовой грамотности у дошкольников | Серебрякова Елена Евгеньевна. Работа №317104

Дата публикации:
Автор:
Описание:

 

Главной задачей по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с финансовой грамотностью, дать представление о деньгах, семейном бюджете. Научить бережно относиться к вещам, ведению домашнего хозяйства.  Учить различать социальные роли "Продавец", "Покупатель", понятия "Товар", "Деньги" и т.д.  Рассматриваются также формы и методы организации экономического воспитания. В процессе формирования экономических навыков, дошкольников следует знакомить с профессиями и значимостью разных видов труда человека.

Формирование элементарных представлений у старших дошкольников в процессе ознакомления с финансовой грамотности.

Практически с первых лет жизни современного дошкольника окружает экономическая сфера, покупка и продажа в магазинах, реклама по телевидению, разговоры родителей и взрослых, распределение семейного бюджета – вот далеко не полный список того, с чем приходится сталкиваться ребенку каждый день.

В этой связи в дошкольной педагогике не так давно появилось инновационное направление – экономическое воспитание. Главной задачей которого усматривается в том, что воспитатель поможет создать у дошкольника правильное представление о деньгах, семейном бюджете, производстве, потреблении и других важных понятиях.

Одним из важнейших периодов по ознакомлению экономического воспитания, считается старший дошкольный возраст, потому что это период активного развития нравственности, формирования нравственных привычек, эмоций и взаимоотношений.

В ФГОС ДОО предусмотрено формирование у детей элементарных потребительских представлений, в частности о товарах и услугах, деньгах. В образовательной линии «Ребенок в мире культуры» в части «Предметный мир» отмечено, что ребенок 6 лет имеет «представление о экономном ведении домашнего хозяйства, умеет бережно относиться к вещам, деньгам. Различает социальные роли «продавец», «покупатель», понятие «товар», «деньги», «нерадивый», «экономный».

Начиная с дошкольного возраста, должны иметь первичные представления о своих потребностях и потребностях своей семьи; понимать, что потребности могут быть безграничны, а возможности для их удовлетворения – ограничены; уметь соотносить свои желания с возможностями семьи удовлетворить их. Дети понимают значение товаров и услуг в жизни человека, знают особенности разных профессий и их значение в обществе.

В настоящее время наука выделяет достаточно разных форм и методов, с помощью которых можно сформировать экономические навыки у детей старшего дошкольного возраста как в условиях детского учебного заведения, так и в условиях семьи.

Организация воспитательного процесса в учреждении дошкольного образования позволяет утверждать, что наиболее эффективными в процессе экономического воспитания являются следующие формы работы: занятия, экскурсии, проведение дидактических игр экономического содержания, экономические брей-ринги, проведение праздников и развлечений, речевые логические задачи, встречи с интересными людьми, причастными к экономической сфере.

Важной формой экономического воспитания есть занятия, которые в большинстве проводятся как фронтальные. Проведение таких занятий как «Спрос и предложение», «Лесной магазин», «Для чего нужны деньги», дают возможность дошкольникам овладеть такими понятиями как средства, стоимость, товар, прибыль, предприятие, реклама, средства .

Рассмотрев формы организации экономического воспитания, целесообразно разглядеть их способы. Так, для ознакомления дошкольников с экономикой, формирования их экономической компетенции важны следующие методы: словесные, наглядные, практические. Кратко их охарактеризуем. Словесные методы эффективны в процессе усвоения экономических знаний, представлений, поскольку чтение детям отрывков из произведений, сказок, стихов способствует осознанию таких экономических понятий как «конкуренция», «труд», «обмен», "производство", "распределение".

Для усвоения экономических знаний уместны не только словесные, но и наглядные методы. Поэтому для объяснения определенных экономических понятий дошкольникам предлагают демонстрацию сюжетных картинок с изображением торгов, ярмарок, продуктов питания, одежды, людей представляющих различные профессии, а также специально созданные дидактические картины, предметные картинки, репродукции картин известных художников сгруппированы по соответствующим темам .

Кроме словесных и наглядных методов, важная роль принадлежит и практическим методам, с помощью которых воспитатель организует разнообразную практическую деятельность дошкольников, что способствует усвоению ими экономических знаний, формированию умений и навыков. Использование различных практических методов и овладение определенными умениями должно соответствовать возрастным особенностям дошкольников. Дети старшего дошкольного возраста, все больше в работе предпочитают самостоятельно выполнять работу по заданным условиям. Дети активно вовлекаются в экономические игры "Экономный хозяин", "Производитель-товар", "Овощной магазин", "Магазин кондитерских изделий". Практические игры дают возможность детям овладевать элементарными экономическими, практическими навыками (получение товара, купля – продажа, манипулирование деньгами).

В процессе формирования экономических навыков, дошкольников следует знакомить с профессиями и значимостью разных видов труда человека. До сознания детей необходимо донести главное мнение, что не существует

"плохих" или "хороших", "нужных" или "ненужных" профессий. Неважно, кто человек по профессии, важно, как он выполняет свою работу и какую пользу приносит обществу.

Список литературы

Галкина Л.Н. Формирование экономической компетентности детей старшего дошкольного возраста.

URL:

http://elib.cspu.ru/xmlui/bitstream/handle

(дата обращения 17.10.2022).

Экономическое воспитание детей дошкольного возраста: методическое пособие для студентов специальности «Дошкольное образование» и воспитателей ДОУ / составитель О.Е. Кубилина. Чернигов: ФЛП Балыкина С.М., 2020. 48 с.

Иванова А. М. Формирование элементарных экономических

знаний у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности: квалификационная работа. Нежин, 2019. 99 с. URL:

http://lib.ndu.edu.ua/

(дата обращения 02.10.21).

Кушнир В. М. Психолого-педагогические особенности взаимодействия семьи и ДОУ в формировании экономической культуры старших дошкольников. Сборник научных трудов Уманского государственного педагогического университета имени Павла Тычины / гл. ред. М. Т. Мартынюк. Умань: ЧП Желтый, 2010. Ч. 4. С. 135–141.

Богдан Т.М., Смолянко Ю.М. Формирование основ экономического воспитания детей дошкольного возраста Инновационная педагогика. Херсон: Издательский дом "Гельветика", 2019. № 19. С. 140-145.

Граф А. М. Формирование экономической компетентности детей дошкольного возраста: пособие. для воспитателя Киев: Основа, 2021. 144 с.

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×