Формирование финансовой грамотности у обучающихся начального звена | Лукашенко Елена Степановна. Работа №349838
Аннотация. В данной статье рассматриваются методы и подходы к формированию финансовой грамотности у младших школьников. Обосновывается значимость этого процесса, предлагаются конкретные практические примеры и задания, которые могут быть использованы на уроках. Также обсуждаются возможные трудности и рекомендации по их преодолению.
Ключевые слова: финансовая грамотность, начальное образование, уроки, практические примеры, управление финансами.
Формирование финансовой грамотности
у обучающихся начального звена
Лукашенко Елена Степановна, учитель начальных классов
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Новоусманского муниципального района Воронежской области
«Новоусманская средняя общеобразовательная школа № 3»
Аннотация. В данной статье рассматриваются методы и подходы к формированию финансовой грамотности у младших школьников. Обосновывается значимость этого процесса, предлагаются конкретные практические примеры и задания, которые могут быть использованы на уроках. Также обсуждаются возможные трудности и рекомендации по их преодолению.
Ключевые слова: финансовая грамотность, начальное образование, уроки, практические примеры, управление финансами.
Формирование финансовой грамотности у обучающихся начального звена является важной задачей для современного образования. В условиях быстро меняющегося мира, где финансовые вопросы становятся все более актуальными, необходимо уже с ранних лет закладывать основы осознанного обращения с деньгами. Умение управлять своими финансами, делать разумный выбор и принимать обоснованные решения имеет огромное значение для успешной жизни в будущем.
Финансовая грамотность — это не просто знание о деньгах, а целый комплекс умений и навыков, необходимых для того, чтобы принимать осознанные решения в финансовых вопросах. Это включает в себя понимание основ экономики, знание о том, как зарабатывать, тратить, экономить и инвестировать. Для детей младшего школьного возраста важно не только знать, что такое деньги, но и понимать их ценность, а также развивать навыки планирования и анализа.
Одним из эффективных способов формирования финансовой грамотности является интеграция этого направления в учебный процесс. Учителя могут использовать различные темы уроков, чтобы обсуждать финансовые вопросы. Например, в рамках уроков математики можно ввести задания, связанные с расчетами на тему покупок, планирования бюджета или сравнения цен. Применяя игровые технологии, учитель может организовать урок в виде магазина, где ученики будут учиться не только считать деньги, но и принимать решения о том, что они могут купить на определенную сумму.
Практическое задание, которое можно использовать, — это создание проекта «Бюджет», где ученики будут планировать свои доходы и расходы на месяц. Учитель может дать каждому ребенку небольшую сумму «игровых денег» и предложить им распределить средства на разные категории: еду, игрушки, развлечения. В процессе обсуждения важности различных статей бюджета ученики будут учиться определять приоритеты и делать выбор. Такой подход не только развивает навыки математического мышления, но и формирует осознание ценности денег и значимости их разумного использования.
Еще одним интересным проектом может стать создание «Финансового альбома». Ученики могут работать в группах, исследуя различные аспекты финансовой грамотности, такие как сбережения, кредиты, инвестиции и т. д. Каждая группа будет представлять свою работу в виде плаката или презентации. Это позволит не только углубить знания по теме, но и развить навыки работы в команде, а также умение представлять информацию. Такие проекты не только мотивируют детей к изучению финансов, но и развивают их исследовательские навыки.
Интеграция практических примеров из жизни также является важным аспектом формирования финансовой грамотности. Учителя могут делиться с учениками историями о том, как они самостоятельно принимали финансовые решения, какие ошибки допустили и какие уроки из этого извлекли. Это помогает детям увидеть реальную ценность финансовых знаний и понять, что каждый выбор имеет свои последствия.
Создание поддерживающей и открытой атмосферы в классе также способствует формированию финансовой грамотности. Учитель должен поощрять обсуждения и обмен мнениями по поводу финансовых вопросов. Различные игровые задания, такие как ролевые игры на тему «Экономия», «Финансовый кризис» или «Покупки», помогут детям научиться принимать решения в безопасной обстановке, а также развивать коммуникативные навыки.
Однако в процессе обучения могут возникнуть и определенные трудности. Многие учителя могут столкнуться с недостатком материалов и ресурсов для внедрения финансовой грамотности в уроки. Важно помнить, что даже простые игры и обсуждения могут быть эффективными инструментами. Преподаватели могут создавать свои собственные ресурсы или адаптировать уже существующие для решения конкретных задач в классе. Кроме того, сотрудничество с родителями и сообществом может помочь в организации различных мероприятий, направленных на повышение финансовой грамотности как у детей, так и у взрослых.
Таким образом, формирование финансовой грамотности у обучающихся начального звена — это важная и актуальная задача, которая может быть успешно решена через интеграцию финансовых знаний в учебный процесс. Использование различных методов и подходов, таких как игровые технологии, практические задания и проекты, способствует не только развитию навыков управления финансами, но и формирует у детей уверенность в своих силах. Учителя начальных классов играют ключевую роль в этом процессе, и их работа может оказать значительное влияние на будущее детей. Развивая финансовую грамотность у младших школьников, мы не только готовим их к взрослой жизни, но и способствуем формированию ответственного и осознанного поколения.
Список литературы
Аджикова
А. С.
,
Ашхотов
А. М.
,
Бисакаева
М. А.
,
Гукасова
Н. Р.
Интерактивные методики обучения финансовой грамотности в начальной школе // Вестник экспертного совета. 2017. №3 (10).
URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/interaktivnye-metodiki-obucheniya-finansovoy-gramotnosti-v-nachalnoy-shkole
Богданова Е. Н., Гусева Т. В. Эвристический подход к обучению финансовой грамотности младших школьников // Новый университет. Серия «Экономика и право». 2014. №7-8 (41-42). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/evristicheskiy-podhod-k-obucheniyu-finansovoy-gramotnosti-mladshih-shkolnikov
Деменева
Н. Н.
, Зайцева
С. А.
, Колесова
О. В.
Ф
ормирование финансовой грамотности младших школьников на уроках математики
// Проблемы современного педагогического образования. 2023. №81-4.
URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-finansovoy-gramotnosti-mladshih-shkolnikov-na-urokah-matematiki
Рындак
В. Г.
,
Снурницына
Ю. М.
Финансовая грамотность младших школьников: обзор международных программ // Современное педагогическое образование. 2024.
№7. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/finansovaya-gramotnost-mladshih-shkolnikov-obzor-mezhdunarodnyh-programm