Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Формирование фонематических представлений у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе коррекционных занятий | Шушнова Виктория Максимовна. Работа №345614

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматриваются методы формирования фонематических представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР) в процессе коррекционных занятий. Описаны подходы, направленные на развитие фонематического восприятия, различение звуков и формирование фонематической осведомленности. Приведены примеры упражнений и игр, способствующих улучшению речевых навыков и коррекции фонетико-фонематических нарушений.

Ключевые слова: фонематические представления, дошкольники, ЗПР, коррекционные занятия, фонематическое восприятие, речь.

ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

 

Шушнова Виктория Максимовна, учитель-дефектолог

МДОУ " Центр развития ребёнка -детский сад №12 "Золотая рыбка"

 

Аннотация. В статье рассматриваются методы формирования фонематических представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР) в процессе коррекционных занятий. Описаны подходы, направленные на развитие фонематического восприятия, различение звуков и формирование фонематической осведомленности. Приведены примеры упражнений и игр, способствующих улучшению речевых навыков и коррекции фонетико-фонематических нарушений.

Ключевые слова: фонематические представления, дошкольники, ЗПР, коррекционные занятия, фонематическое восприятие, речь.

 

Фонематическое восприятие — это способность ребёнка различать, узнавать и анализировать звуки речи, что является важнейшим условием успешного овладения навыками чтения и письма в дальнейшем. У детей с задержкой психического развития (ЗПР) формирование фонематических представлений часто нарушено, что требует проведения специальных коррекционных занятий, направленных на развитие этого навыка. Эти занятия помогают детям не только лучше воспринимать звуки речи, но и улучшать свои речевые навыки в целом.

Особенности развития фонематических представлений у детей с ЗПР заключаются в том, что они могут испытывать трудности с различением сходных по звучанию звуков, плохо воспринимать на слух разницу между гласными и согласными, а также не улавливать длину и интонацию звуков. Эти трудности могут приводить к искажению произношения слов, снижению речевой активности и затруднениям в формировании полноценной речи. Коррекционные занятия, направленные на развитие фонематических представлений, помогают преодолеть эти барьеры и подготовить ребёнка к успешному обучению.

Методы формирования фонематических представлений у детей с ЗПР включают игры и упражнения, направленные на развитие слухового внимания, различение звуков речи и анализ их характеристик. Эти методы учитывают особенности восприятия и памяти детей с ЗПР, поэтому часто строятся на игровом материале и визуальной поддержке.

Игры на развитие слухового внимания помогают детям учиться различать звуки окружающей среды и речи. Психолог или логопед может предложить детям послушать звуки природы (шум воды, ветер, пение птиц) или звуки животных, а затем попросить их назвать услышанные звуки и повторить их. Это упражнение развивает слуховое восприятие и помогает детям начать различать разные типы звуков.

Упражнения на различение звуков речи также являются важным элементом коррекционных занятий. Учитель или логопед может предложить детям игры, в которых они должны различить пары слов с похожими звуками, например, «дом» и «том», «коза» и «коса». Детям можно предложить выкладывать картинки или фишки, соответствующие правильно услышанным звукам. Это учит их различать и анализировать фонематические характеристики звуков, что способствует формированию более точного произношения.

Игры с визуальной поддержкой также помогают детям с ЗПР лучше осознавать звуковую структуру слова. Например, можно использовать карточки с изображениями предметов и предложить детям назвать их, обращая внимание на первый или последний звук в слове. Важно, чтобы дети не только называли изображённые предметы, но и произносили их звуки чётко и ясно, что способствует развитию фонематического анализа.

Формирование фонематического анализа — это процесс, который требует от ребёнка умения разбивать слова на отдельные звуки и выделять их в словах. Для этого используются упражнения, где детям предлагается назвать звуки по порядку, из которых состоит слово. Например, при слове «молоко» ребёнок должен уметь выделить звуки [м], [о], [л], [о], [к], [о] и осознать их последовательность. Такие упражнения помогают детям лучше понимать структуру слов и подготавливают их к обучению чтению.

Использование песен и стихов в процессе коррекционных занятий также способствует развитию фонематического восприятия. Ритмичные стихи и песенки помогают детям различать длину и интонацию звуков, что является важным элементом фонематического восприятия. Например, логопед может предложить детям вместе пропеть песню, обращая внимание на ударные и безударные слоги, чтобы они лучше понимали звучание и ритм речи.

Групповые игры на развитие фонематического слуха могут быть использованы для улучшения навыков взаимодействия и общения у детей с ЗПР. В таких играх дети работают в группах, слушая и повторяя звуки или слова, которые им произносят одноклассники. Это учит детей не только различать звуки, но и взаимодействовать друг с другом, что способствует улучшению их коммуникативных навыков.

Работа с родителями также является важным элементом процесса формирования фонематических представлений. Логопед или психолог может проводить консультации для родителей, объясняя им, как можно дома проводить игры и упражнения на развитие фонематического слуха. Например, родителям можно предложить играть с детьми в игру «Угадай звук», где ребёнок должен назвать звук, который произнёс взрослый, или выбрать картинку, соответствующую произнесённому слову.

Таким образом, формирование фонематических представлений у детей с ЗПР требует использования комплекса методов, включающих игры на развитие слухового внимания, упражнения на различение звуков, фонематический анализ и работу с визуальными материалами. Эти методы помогают детям лучше понимать звуковую структуру речи, развивать навыки правильного произношения и улучшать коммуникативные способности. Важно, чтобы коррекционные занятия проводились регулярно, с учётом индивидуальных особенностей ребёнка, и сопровождались поддержкой со стороны родителей.

 

Список литературы

Маркова О.В. Организация коррекционной работы с детьми с ОВЗ / О.В. Маркова // Актуальные проблемы дошкольного и начального образования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – 2019. – С. 160–162.

Сайфутдинова

Е.А. Формирование фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста / Е.А.

Сайфутдинова

, Е.В.

Резникова

//

Междисциплинарность

научных исследований как фактор инновационного развития: сборник статей Международной научно-практической конференции. – 2020. – С. 277–279.

Странадко

, М. В. Особенности формирования фонематического слуха у детей с задержкой психического развития / М. В.

Странадко

. — Текст: непосредственный // Педагогическое

мастерство: материалы VI

Междунар

. науч.

конф

. (г. Москва, июнь 2015 г.). — Москва: Буки-Веди, 2015. — С. 146-149.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×