Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 18.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Формирование фонематического восприятия у детей с ОВЗ | Курганская Татьяна Сергеевна. Работа №338251

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Статья рассматривает особенности формирования фонематического восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).  Автор подчеркивает важность раннего выявления проблем и своевременной коррекции с использованием различных методов, включая мультимедийные технологии, звуковую артикуляцию и игровые ситуации.  В статье также отмечается необходимость учета индивидуальных особенностей каждого ребенка и важность работы с интонацией и ритмом речи. 

 

Ключевые слова: фонематическое восприятие, дети с ОВЗ, раннее выявление, коррекция, мультимедийные технологии, звуковая артикуляция, игровые ситуации.

 

 

 

ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

 

Курганская Татьяна Сергеевна, учитель-логопед

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 48», г. Петропавловск-Камчатский

 

Аннотация. Статья рассматривает особенности формирования фонематического восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Автор подчеркивает важность раннего выявления проблем и своевременной коррекции с использованием различных методов, включая мультимедийные технологии, звуковую артикуляцию и игровые ситуации. В статье также отмечается необходимость учета индивидуальных особенностей каждого ребенка и важность работы с интонацией и ритмом речи.

Ключевые слова: фонематическое восприятие, дети с ОВЗ, раннее выявление, коррекция, мультимедийные технологии, звуковая артикуляция, игровые ситуации.

 

Формирование фонематического восприятия является одной из важных задач в развитии речи у детей. Оно представляет собой способность различать и распознавать звуки речи, что в дальнейшем позволяет правильно произносить слова и строить грамматически правильные предложения. Однако у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) этот процесс может быть затруднен.

Дети с ОВЗ могут испытывать проблемы в различных сферах развития, включая речевую. Они могут иметь слабые моторные навыки, слабость мускулатуры речевых органов или ограниченную возможность слышать и различать звуки. Все эти факторы могут существенно повлиять на формирование фонематического восприятия у них.

Одним из ключевых аспектов успешного формирования фонематического восприятия у детей с ОВЗ является раннее выявление проблем и своевременная коррекция. Для этого необходимо проводить регулярную аудиометрию для определения уровня слуховой функции ребенка. Также важно проводить специальные занятия с ребенком, направленные на развитие фонематического восприятия, используя различные методики и игровые приемы.

Одним из методов, эффективно способствующих формированию фонематического восприятия у детей с ОВЗ, является мультимедийная технология. Она позволяет сопровождать тренировки звуковым сопровождением, зрительными подсказками и анимацией, что делает процесс обучения более интересным и эффективным.

Ещё одним методом формирования фонематического восприятия является звуковая артикуляция. Этот метод основан на активной работе ребенка с артикуляционным аппаратом. С помощью звуковой артикуляции дети учатся правильно произносить звуки, а также различать их в словах. Звуковая артикуляция может быть проведена с помощью различных упражнений, например, самостоятельного произношения звуков, повторения после педагога или использования специальных артикуляционных картинок.

Также эффективным методом формирования фонематического восприятия является работа с игровыми ситуациями. Игры помогают создать положительную и комфортную обстановку, что способствует успешному усвоению и закреплению знаний. В играх можно использовать задания на нахождение и называние определенного звука или слова, составление предложений и т.д.

Важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка при формировании фонематического восприятия. Некоторым детям может требоваться более интенсивная работа с звуками, в то время как для других может быть полезна более плавная и постепенная коррекция.

Необходимо также отметить, что важным аспектом в развитии фонематического восприятия является работа с интонацией и ритмом речи. Дети с ОВЗ могут испытывать трудности с правильным восприятием интонационных особенностей и ритма речи. Поэтому проведение занятий, направленных на развитие этих навыков, поможет детям лучше понимать и воспринимать речь других людей.

Учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка, необходимо предлагать разнообразные упражнения на развитие фонематического восприятия. Это могут быть игры-соревнования, упражнения на подбор ассоциативных слов и др. Такие упражнения помогут детям активно включаться в процесс обучения и развития фонематического восприятия.

Формирование фонематического восприятия у детей с ОВЗ требует терпения и постоянного повторения. Систематическое проведение занятий и сотрудничество педагогов, логопедов и родителей поможет детям преодолеть трудности и достичь успеха в развитии фонематического восприятия.

Особое внимание также следует уделить организации обучающей среды. Важно создать комфортные условия для детей с ОВЗ, чтобы они чувствовали себя уверенно и мотивированно в процессе обучения. Специалисты должны быть готовы к тому, чтобы применять различные методы, игры и упражнения, которые помогут развивать и укреплять фонематическое восприятие у детей.

Таким образом, развитие фонематического восприятия у детей с ОВЗ представляет собой сложный и многогранный процесс, требующий индивидуального подхода и систематической работы. Однако, правильное использование методик и технологий, а также активное участие родителей и педагогов, позволяют достичь значительных результатов в развитии этого важного навыка у детей.

 

Список литературы

1. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб., 2005 г.

2. Караваева, Л. И. Анализ современной системной коррекции слухового внимания у детей с ОВЗ / Л. И. Караваева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 8 (88). — С. 943-945.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×