Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Формирование фонематического восприятия у младших школьников с задержкой психического развития | Зайцева Елмира Асифовна. Работа №342877

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматриваются особенности формирования фонематического восприятия у младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР). Фонематическое восприятие — это способность различать и анализировать звуковой состав речи, что является важным этапом в развитии устной и письменной речи. Описаны методы, которые могут быть использованы учителями- логопедами для развития этого навыка у детей с ЗПР. Особое внимание уделено игровым и практическим заданиям, направленным на улучшение слухового внимания и звукового анализа. Приводятся примеры упражнений, помогающих детям с ЗПР лучше различать звуки речи и осваивать базовые фонетические понятия.

Ключевые слова: фонематическое восприятие, задержка психического развития, начальная школа, слуховое внимание, звуковой анализ, логопедия, коррекционная педагогика.

ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

 

Зайцева Елмира Асифовна, учитель-логопед

МБОУ «Нижне-Есауловская средняя школа»

 

Аннотация. В статье рассматриваются особенности формирования фонематического восприятия у младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР). Фонематическое восприятие — это способность различать и анализировать звуковой состав речи, что является важным этапом в развитии устной и письменной речи. Описаны методы, которые могут быть использованы учителями- логопедами для развития этого навыка у детей с ЗПР. Особое внимание уделено игровым и практическим заданиям, направленным на улучшение слухового внимания и звукового анализа. Приводятся примеры упражнений, помогающих детям с ЗПР лучше различать звуки речи и осваивать базовые фонетические понятия.

Ключевые слова: фонематическое восприятие, задержка психического развития, начальная школа, слуховое внимание, звуковой анализ, логопедия, коррекционная педагогика.

 

Фонематическое восприятие является основой для успешного освоения грамоты, развития речи и коммуникации у детей. У младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР) часто наблюдаются трудности в различении и анализе звуков речи, что негативно сказывается на их способности к чтению и письму. Поэтому одной из главных задач учителей-логопедов в работе с такими детьми является развитие и коррекция фонематического восприятия. Это требует использования специальных методик и упражнений, которые учитывают особенности развития детей с ЗПР.

Фонематическое восприятие у детей с ЗПР развивается медленнее по сравнению с их сверстниками, что связано с недостаточностью внимания, памяти и общей когнитивной активности. Однако систематическая работа по развитию этого навыка может значительно улучшить речевые способности детей. Важно начать работу с фонематическим восприятием на самых ранних этапах обучения в школе, чтобы заложить основы для успешного овладения грамотой.

Одним из эффективных методов формирования фонематического восприятия у детей с ЗПР является игра. Игра создает благоприятные условия для того, чтобы ребенок, не осознавая учебных целей, активно вовлекался в процесс. Например, игра "Что изменилось?" помогает детям учиться различать похожие по звучанию слова, где изменяется один звук: "дом" — "том", "кот" — "лот". Это упражнение развивает слуховую дифференциацию и внимание к звуковой форме слова. Педагог произносит парные слова, а дети должны назвать, чем они различаются. Такие игры активизируют слуховое восприятие и помогают детям лучше осознавать звуковую структуру слова.

Еще одним важным методом является работа с рифмами. Рифмованные слова привлекают внимание детей к последним звукам слов, что важно для развития фонематического анализа. Учитель может предложить детям продолжить рифмованный ряд, например: "кот — мот — рот". Это задание развивает не только фонематическое восприятие, но и логическое мышление, так как детям приходится искать закономерности в звучании слов.

Кроме того, значительное внимание должно уделяться работе над правильным произношением звуков. Дети с ЗПР часто испытывают трудности в артикуляции звуков, что усложняет процесс формирования фонематического восприятия. Здесь на помощь приходит артикуляционная гимнастика. Например, для улучшения произношения звуков "с" и "ш" используются упражнения, которые помогают детям правильно располагать язык и регулировать воздушный поток при произнесении этих звуков. Эти упражнения можно выполнять в игровой форме, что делает их более привлекательными для детей.

Работа с фонематическим восприятием также предполагает использование заданий на классификацию звуков. Например, учитель может предложить детям разложить картинки с изображениями предметов на группы по первым звукам: "мама", "медведь", "мяч" — в одну группу, "собака", "солнце", "снег" — в другую. Такое упражнение помогает детям осознанно относиться к звукам и выделять их из общего звучания слова, что является важным этапом на пути к чтению и письму.

Коррекционная работа должна быть систематической и последовательной. Для детей с ЗПР важен постепенный переход от простых заданий к сложным, чтобы процесс обучения не вызывал у них стресса и перегрузки. Например, сначала дети учатся различать звуки на слух, затем переходят к их выделению в словах, а позже — к осознанию позиции звука в слове (начало, середина, конец). Этот постепенный подход помогает избежать сложностей и сделать процесс обучения более комфортным и результативным.

Таким образом, формирование фонематического восприятия у младших школьников с задержкой психического развития требует от педагога применения разнообразных методик, включая игровые формы обучения, артикуляционные упражнения и задания на анализ звуковой структуры слов. Систематическая и последовательная работа в этом направлении помогает детям с ЗПР улучшить свою речь и успешно осваивать чтение и письмо.

 

 

 

Список литературы

Дубинина О. В. Состояние фонематического восприятия у младших школьников с задержкой психического развит

ия // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 13. – С. 11–15.

Елецкая О. В.,

Мохряков

М. О. К вопросу о дифференциальной диагностике нарушений речи в структуре эмоциональных расстройств // Научно-методический электронный журнал «Кон

цепт». – 2015. – № S23. – С. 6–10.

Елецкая О. В.,

Паскина

Н. В.,

Пионтек

А. В.,

Черевичная

Н. Н. Пути формирования

целеобразования

как первой фазы учебной деятельности у учащихся начальных классов с задержкой психического развития на уроках русского языка

// Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S23. – С. 51–55.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×