Формирование фонематического восприятия у младших школьников с задержкой психического развития | Зайцева Елмира Асифовна. Работа №342877
Аннотация. В статье рассматриваются особенности формирования фонематического восприятия у младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР). Фонематическое восприятие — это способность различать и анализировать звуковой состав речи, что является важным этапом в развитии устной и письменной речи. Описаны методы, которые могут быть использованы учителями- логопедами для развития этого навыка у детей с ЗПР. Особое внимание уделено игровым и практическим заданиям, направленным на улучшение слухового внимания и звукового анализа. Приводятся примеры упражнений, помогающих детям с ЗПР лучше различать звуки речи и осваивать базовые фонетические понятия.
Ключевые слова: фонематическое восприятие, задержка психического развития, начальная школа, слуховое внимание, звуковой анализ, логопедия, коррекционная педагогика.
ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Зайцева Елмира Асифовна, учитель-логопед
МБОУ «Нижне-Есауловская средняя школа»
Аннотация. В статье рассматриваются особенности формирования фонематического восприятия у младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР). Фонематическое восприятие — это способность различать и анализировать звуковой состав речи, что является важным этапом в развитии устной и письменной речи. Описаны методы, которые могут быть использованы учителями- логопедами для развития этого навыка у детей с ЗПР. Особое внимание уделено игровым и практическим заданиям, направленным на улучшение слухового внимания и звукового анализа. Приводятся примеры упражнений, помогающих детям с ЗПР лучше различать звуки речи и осваивать базовые фонетические понятия.
Ключевые слова: фонематическое восприятие, задержка психического развития, начальная школа, слуховое внимание, звуковой анализ, логопедия, коррекционная педагогика.
Фонематическое восприятие является основой для успешного освоения грамоты, развития речи и коммуникации у детей. У младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР) часто наблюдаются трудности в различении и анализе звуков речи, что негативно сказывается на их способности к чтению и письму. Поэтому одной из главных задач учителей-логопедов в работе с такими детьми является развитие и коррекция фонематического восприятия. Это требует использования специальных методик и упражнений, которые учитывают особенности развития детей с ЗПР.
Фонематическое восприятие у детей с ЗПР развивается медленнее по сравнению с их сверстниками, что связано с недостаточностью внимания, памяти и общей когнитивной активности. Однако систематическая работа по развитию этого навыка может значительно улучшить речевые способности детей. Важно начать работу с фонематическим восприятием на самых ранних этапах обучения в школе, чтобы заложить основы для успешного овладения грамотой.
Одним из эффективных методов формирования фонематического восприятия у детей с ЗПР является игра. Игра создает благоприятные условия для того, чтобы ребенок, не осознавая учебных целей, активно вовлекался в процесс. Например, игра "Что изменилось?" помогает детям учиться различать похожие по звучанию слова, где изменяется один звук: "дом" — "том", "кот" — "лот". Это упражнение развивает слуховую дифференциацию и внимание к звуковой форме слова. Педагог произносит парные слова, а дети должны назвать, чем они различаются. Такие игры активизируют слуховое восприятие и помогают детям лучше осознавать звуковую структуру слова.
Еще одним важным методом является работа с рифмами. Рифмованные слова привлекают внимание детей к последним звукам слов, что важно для развития фонематического анализа. Учитель может предложить детям продолжить рифмованный ряд, например: "кот — мот — рот". Это задание развивает не только фонематическое восприятие, но и логическое мышление, так как детям приходится искать закономерности в звучании слов.
Кроме того, значительное внимание должно уделяться работе над правильным произношением звуков. Дети с ЗПР часто испытывают трудности в артикуляции звуков, что усложняет процесс формирования фонематического восприятия. Здесь на помощь приходит артикуляционная гимнастика. Например, для улучшения произношения звуков "с" и "ш" используются упражнения, которые помогают детям правильно располагать язык и регулировать воздушный поток при произнесении этих звуков. Эти упражнения можно выполнять в игровой форме, что делает их более привлекательными для детей.
Работа с фонематическим восприятием также предполагает использование заданий на классификацию звуков. Например, учитель может предложить детям разложить картинки с изображениями предметов на группы по первым звукам: "мама", "медведь", "мяч" — в одну группу, "собака", "солнце", "снег" — в другую. Такое упражнение помогает детям осознанно относиться к звукам и выделять их из общего звучания слова, что является важным этапом на пути к чтению и письму.
Коррекционная работа должна быть систематической и последовательной. Для детей с ЗПР важен постепенный переход от простых заданий к сложным, чтобы процесс обучения не вызывал у них стресса и перегрузки. Например, сначала дети учатся различать звуки на слух, затем переходят к их выделению в словах, а позже — к осознанию позиции звука в слове (начало, середина, конец). Этот постепенный подход помогает избежать сложностей и сделать процесс обучения более комфортным и результативным.
Таким образом, формирование фонематического восприятия у младших школьников с задержкой психического развития требует от педагога применения разнообразных методик, включая игровые формы обучения, артикуляционные упражнения и задания на анализ звуковой структуры слов. Систематическая и последовательная работа в этом направлении помогает детям с ЗПР улучшить свою речь и успешно осваивать чтение и письмо.
Список литературы
Дубинина О. В. Состояние фонематического восприятия у младших школьников с задержкой психического развит
ия // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 13. – С. 11–15.
Елецкая О. В.,
Мохряков
М. О. К вопросу о дифференциальной диагностике нарушений речи в структуре эмоциональных расстройств // Научно-методический электронный журнал «Кон
цепт». – 2015. – № S23. – С. 6–10.
Елецкая О. В.,
Паскина
Н. В.,
Пионтек
А. В.,
Черевичная
Н. Н. Пути формирования
целеобразования
как первой фазы учебной деятельности у учащихся начальных классов с задержкой психического развития на уроках русского языка
// Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S23. – С. 51–55.