Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Формирование фонематического восприятия и навыка звукового анализа у детей с ОНР и ТНР | Тимченко Евгения Вячеславовна. Работа №352780

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Статья посвящена вопросам формирования фонематического восприятия и навыков звукового анализа у детей дошкольного возраста с общим (ОНР) и тяжёлым (ТНР) нарушением речи. Автор рассматривает теоретические аспекты фонематического восприятия как важного компонента речевого развития, а также описывает основные методические подходы к организации коррекционной работы. Особое внимание уделяется взаимосвязи фонематического восприятия с развитием звукопроизношения, лексико-грамматической системы и готовности детей к обучению грамоте.

Ключевые слова: фонематическое восприятие, звуковой анализ, общее недоразвитие речи, тяжёлое нарушение речи, дошкольный возраст, коррекционная работа, речевое развитие.

ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ И НАВЫКА ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА У ДЕТЕЙ С ОНР И ТНР

 

Тимченко Евгения Вячеславовна, учитель-логопед

МБДОУ № 44 г. Липецка

 

Аннотация. Статья посвящена вопросам формирования фонематического восприятия и навыков звукового анализа у детей дошкольного возраста с общим (ОНР) и тяжёлым (ТНР) нарушением речи. Автор рассматривает теоретические аспекты фонематического восприятия как важного компонента речевого развития, а также описывает основные методические подходы к организации коррекционной работы. Особое внимание уделяется взаимосвязи фонематического восприятия с развитием звукопроизношения, лексико-грамматической системы и готовности детей к обучению грамоте.

Ключевые слова: фонематическое восприятие, звуковой анализ, общее недоразвитие речи, тяжёлое нарушение речи, дошкольный возраст, коррекционная работа, речевое развитие.

 

Фонематическое восприятие является основополагающим компонентом речевого развития ребёнка, определяющим его способность различать и осознавать звуки речи. У детей с общим недоразвитием речи (ОНР) и тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) развитие этого навыка значительно затруднено. Это обусловлено несформированностью фонематической системы, нарушением восприятия звуковых характеристик речи, а также ограничениями в области звукопроизношения. Формирование фонематического восприятия и навыка звукового анализа у таких детей является одной из ключевых задач логопедической работы в дошкольных образовательных учреждениях, так как эти навыки играют важную роль в овладении детьми навыками чтения и письма, а также в их общей речевой и когнитивной деятельности.

Фонематическое восприятие включает в себя способность различать звуки речи, определять их последовательность, длительность, силу и интонацию. У детей с ОНР и ТНР нарушения в этой области проявляются в виде смешения звуков по акустико-артикуляционным признакам, неразличения близких по звучанию фонем, а также трудностей в анализе и синтезе звуковой структуры слова. Несформированность фонематического восприятия значительно осложняет овладение детьми лексикой и грамматическими конструкциями, что, в свою очередь, препятствует формированию полноценной связной речи.

Навыки звукового анализа непосредственно связаны с фонематическим восприятием, так как требуют от ребёнка осознания звуковой структуры слов. Звуковой анализ предполагает выделение отдельных звуков в слове, определение их количества и последовательности. Для детей с речевыми нарушениями этот процесс представляет значительные трудности. Они могут путать звуки, не различать гласные и согласные, игнорировать последовательность звуков, что в дальнейшем приводит к ошибкам при обучении грамоте.

Коррекционная работа по формированию фонематического восприятия и звукового анализа должна быть комплексной, систематической и поэтапной. На начальном этапе логопедическая работа направлена на развитие у ребёнка элементарных слуховых навыков, таких как различение неречевых звуков, распознавание их источников, различение силы, длительности и высоты звуков. Эти упражнения помогают детям постепенно развить слуховую чувствительность, которая служит основой для восприятия звуков речи.

Следующий этап коррекционной работы связан с развитием способности различать звуки речи. На этом этапе детям предлагаются задания на различение гласных и согласных звуков, определение их позиции в слове (начало, середина, конец), а также упражнения на различение звуков, близких по звучанию. Для детей с ОНР и ТНР важно использовать наглядный материал, который помогает им лучше осознавать звуковую структуру слов.

Особое внимание уделяется развитию звукового анализа, который включает выделение звуков из слова, сравнение звуков по признакам, анализ их последовательности. Работа по формированию звукового анализа тесно связана с развитием словарного запаса и грамматического строя речи, что позволяет детям использовать новые знания в контексте речевой деятельности. Например, анализируя слово, ребёнок не только выделяет звуки, но и уточняет значение слова, его связь с другими словами.

Методическая работа с детьми дошкольного возраста требует учёта индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Логопед должен учитывать уровень речевого развития, состояние когнитивных процессов, мотивацию ребёнка, его эмоциональное состояние. Для повышения эффективности занятий необходимо использовать игровые методы, элементы двигательной активности, ритмические упражнения, которые способствуют более успешному усвоению материала.

Работа по формированию фонематического восприятия и звукового анализа имеет большое значение для подготовки ребёнка к обучению грамоте. Успешное овладение этими навыками помогает детям с ОНР и ТНР научиться правильно читать и писать, а также способствует общему развитию их когнитивных способностей. В процессе коррекционной работы развивается не только фонематическое восприятие, но и внимание, память, мышление, что делает детей более подготовленными к обучению в школе.

Таким образом, формирование фонематического восприятия и навыка звукового анализа у детей с ОНР и ТНР является важной задачей, решаемой в рамках логопедической работы в дошкольных образовательных учреждениях. Комплексный и системный подход к этой работе позволяет не только преодолевать речевые нарушения, но и закладывать основу для успешной социализации и обучения детей, способствуя их полноценному речевому и личностному развитию.

 

Список литературы

 

1. Агейченкова М. В. Обучение и воспитание детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи / М. В. Агейченкова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXXXVI Междунар. науч. конф. (г. Казань, сентябрь 2024 г.). — Казань : Молодой ученый, 2024. — С. 93-98.

2. Татаринцева, Н. Г. Развитие фонематических процессов у детей с тяжелыми нарушениями речи первого и второго года обучения в логопедических группах / Н. Г. Татаринцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 20 (362). — С. 195-197.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×