Формирование фонематического восприятия у детей с ТНР | Александрова Ольга Викторовнв. Работа №223781
Автор: Александрова Ольга Викторовнв
Формирование фонематического восприятия у детей с ТНР . Методическая разработка
Доклад
« Формирование фонематического восприятия у детей с ТНР дошкольного возраста »
Подготовил
воспитательМБДОУ Детского сада комбинированного вида №23 г Гатчины
Александрова О.В.
2019 г
В процессе работы все больше специалистов отмечаютувеличение количества детей с различными нарушениями речи. Мои многолетние наблюдения показывают ,что высокий процент детей с нарушениями речи это дети из категорий
-
частоболеющие простудными заболеваниями (заболевания лор органов)
Нарушение функционирования ЛОР органов часто считается причиной не только заболеваний общего характера, но и также является нарушением индивидуального развития человека, которое ограничивает его способности. Действительно, ухо, гортань и глотка, нос вместе с придаточными (околоносовыми) пазухами работают как одно целое: заболевание одного органа может повлиять на состояние другого, влияя и на те, или иные системы организма. Источник: http://www.diagnos-online.ru/zabol/zabol-15-lor-disease.html медицинский портал Диагноз-Онлайн
Выделение в отдельную группу частоболеющих лорзаболеваниями детей не случайно. Проведенные многолетние наблюдения показывают ,что у детей этой группы отмечается снижение слуховоговосприятия .
Это снижение носит как кратковременный так и более длительных характер в зависимости от первичного диагноза. При этом отмечается низкий уровень обращений родителей для диагностирования нарушений к специалистам.
Данные нарушения выявляются, как правило случайно ,при плановом обследовании логопедом уже в возрасте 4-5 лет или в более старшем возрасте при снижении успеваемости в следствии акустической дисграфии.
Акустическая дисграфия – частичное специфическое нарушение письма, образовавшееся нафоне недостаточности или искажения восприятия речевого сигнала. Дисграфия характеризуется стойкими и повторяющимися ошибками, выражающимися в смешении и замене согласных оппозиционных букв, искажении звуко слоговой структуры, нарушении слитности написанияотдельных слов в предложении, аграмматизмах.
Процесс письма формируется на более поздних этапах обучения ребенка, на основе правильно сформированной устной речи. При недостаточном фонематическом слухе и фонематическом восприятии процесс становления устной речи и, как следствие, процесс письма затруднены.
Для более успешного овладевания навыкам фонематического восприятия и формирования правильного звукопроизношения я разработала систему работы.
Которая, максимально направлена на подключение к процессу анализа и синтеза при формировании фонематического восприятия внешних воспринимающий (периферических )анализаторов тактильных и зрительных.
Этапы ознакомления и закрепления со звуком
-
-
Подготовительный этапдлится при правильной организации образовательного процесса начиная с ясельной группы и включает в себя задания направленые на различения не речевых звуков , на формирование определять предмет по звуку ,удаленность предметов по силе издаваемого звука ( близко -громко ,далеко -тихо)
-
Формирования навыка определения «размера слова»( средняя группа ,начало старшей)кот — короткое слово , картошка-длинное
2)Этап «Ознакомления и надлюдения за артикуляцией и воздушной струей»
Педагог произносит звук . Предлагая детям произнести повторяя артикуляцию ипронаблюдать за положением органов артикуляции .
Ребенок подносит руку к губам для определения воздушного потока. Можно использовать для зрительного восприятия воздушного потока свечу.. Наблюдая заповедениямиогня.(использовать в индивидуальной работеили показ педагога)
Можно использовать мыльные пузи.
Гласный звук- воздух проходит свободно ,струя ровная .Воздух во рту не встречает преграду
Согласный звук — воздух выходит прерывистым потоком «кусочками», воздух во ртувстречает преграду . Ребенок определяет тактильно и зрительно ,что является преградой
На этом этапе используется зеркало для наблюдения за положением языка ,зубов и губ.
Формируются понимание ,что для правильного произношения звука необходимо определенное положение губ и языка. Ребенок учится контролировать положение органов артикуляции и воздушную струю.
2) ЭтапОпределение звонкости /глухостипутем наложения рук на шею,темя или уши.
Формирование понимания , что при звонкости согласного звука можно ощутить вибрацию.
3) Этап Закрепление за звуком цветового символа .
На данном этапе вводится разработанное мной пособие « Волшебные звуки» см приложение.
Красный кружок — гласный
синий -согласный,твердый
зеленый — согласный ,мягкий
4) ЭтапФормирование навыка звукового разбора
План1 Произносим слово .Определяем количество звуков в слове
Обозначаем звук цветовым символом
5)Формирование индивидуальных «Фонематических альбомов»
6)Составление фонематических сказок.
Все этапы сопровождаются зрительным и тактильным восприятием.
Дети определяют длину слова по дорожке ,которую они успевают построить из кубиков «Лего», за то время пока произносят слова или по расстоянию, которое успевают пройти или по длине веревочки, которую успевают отмотать.
Место звука в слове определяют путем произношения слова и одновременного построения этого слова из «Лего».
Образец страниц «Фонетического альбома» педагог рисует на доске из предлагаемых детьми слов.
Фонетические сказки тоже обязательно визуализируются педагогом на доске.
Отмечаю важность «живого сиюминутного»( логопед рисуем сам предложенное детьми) рисунка . Так как именно такой вариант дает возможность максимально сконцентрировать детское внимание на составлении сказки или « фонематической странички»
Еще раз хочется отметить важность при работе по формированию с детьми нашего региона опору на тактильные и зрительные анализаторы.
Приложение
«Волшебные звуки»
Пособие направлено на максимальное задействие тактильных ощущений , так же зрительных и слуховых анализаторов при формировании фонематического восприятия.Способствует более активному запоминанию характеристики звука.
Пособие представляет собой цилиндры диаметром 10 см и высотой 4-5 см обтянутые тканью и заполненые по небходимости для звучания, так как при выкладывании слов к детям они поворачиваются кругом .
Символ обозначающий гласные звуки-твердые цилиндры красного цвета обтянуты красным атласом и наполнены для звучания .
Символ обозначающий согласные мягкие звуки- мягкий цилиндр зеленого цвета обтянут бархатом.Для обозначение звонкости ряд цилиндров заполнены для звучания.
Символ обозначающий согласные твердые звуки- твердыйцилиндр синего цвета обтянут бархатом.Для обозначение звонкости ряд цилиндров заполнены для звучания.
При знакомстве со звуками педагог с детьми уточняет их артикуляцию ,учится давать их характеристику тактильно закрепляя полученные знания.
Варианты использования
- При знакомстве со звуком
- При закреплении знаний о звуке.
Педагог дает «кружок» в руки ребенку и ребенок давая характеристику называет звуки, которые могут подходить под характеристику .
- Волшебные мешочки используется при дифференциации по твердости мягкости, звонкости глухости
В два мешочка педагог кладет «кружочки». Ребенок запускает руку и на ощупь определяет какой кружок в нем лежит. И указывает на букву обозначающую этот символ или подбирает слово с заданным звуком.
- Составлениезвуковой схемы слова
Индивидуальные фонематические альбомы
Индивидуальные фонематические альбомы формируются каждым ребенком в процессе знакомства со звуками. Способствует формированию навыка фонематическоговосприятия с опророй на зрительный анализатор. Формированию процессов анализа и синеза .Закрепления навыка определения места звука в слове Способствует развитию мелкой моторики.