"Формирование фонетической компетенции обучающихся на уроке иностранного языка" | Елена Анатольевна Елизаркова. Работа №338959
В статье описывается опыт подготовки для участия в конкурсе "Speaking contest", рассматриваются этапы и важные аспекты в процессе подготовки.
Развитость фонетических умений является обязательным условием овладения коммуникативной компетенцией, они способствуют адекватному пониманию речевого сообщения, правильности и точности выражения мысли и соответственно реализации посредством языка любой коммуникативной функции. Поскольку значение публичной речи неуклонно растёт, к умению правильно говорить неизбежно добавляется необходимость понимания того, как говорить. Следует признать тот факт, что подобные навыки не получены большинством учащихся в средней школе. В статье изложены связанные с речью теоретические вопросы, а также освещаются такие базовые понятия, как «фонетика» и «интонация».
Целью обучения иностранному языку является формирование коммуникативной компетенции, включающей в себя как языковую, так и социокультурную компетенцию.
Коммуникативная компетенция – это готовность и способность к взаимодействию, вербальному и невербальному (мимика, язык тела), с другими людьми.
Следовательно, в основе всех методов коммуникативного обучения должно лежать умение установить связи, находить успешные формы общения на любом языке, именно «конкурс ораторского мастерства» дает возможность развивать и совершенствовать коммуникативные компетенции. Ораторское искусство – это искусство построения и публичного произнесения убедительных и красочных речей с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию.
Ежегодно я готовлю учеников к этому конкурсу и ученики под моим руководством занимают только призовые места и гран-при. В своем выступлении я бы хотела рассказать о том, как я готовлю учеников.
Вся работа по подготовке ведется совместно с учеником, каждый этап обсуждается совместно и все коррективы тоже вносим сообща. На первом этапе подготовки к конкурсу происходит изучение литературы, публикаций, научных статей по заданной теме, изучаются все аспекты по вопросу, научной, научно-популярной литературой;
• справочной литературой: энциклопедиями, энциклопедическими словарями, статистическими сборниками, ежегодниками по различным вопросам, таблицами;
• интернет-сайтами;
• материалами СМИ;
• результатами социологических опросов.
Рассматриваются отрицательные и положительные стороны вопроса, различные точки зрения.
Дальше происходит отбор материала и формулировка итогового названия. Название выступления должно быть емким, привлекающим, представлять несомненный интерес для Вас и для Ваших слушателей, но и удобным для раскрытия темы.
В процессе подготовки к выступлению выделяем три главные части: вступление, среднюю часть (рассуждение) и заключение.
Вступление должно быть кратким, но способным заинтересовать аудиторию. В средней части излагается основной материал, последовательно разъясняются выдвинутые положения, аргументируется и доказывается их правильность, анализируются примеры, таким образом, слушатели подводятся к необходимым выводам.
Заключение по продолжительности не должно превышать 1,5–2 минут. Здесь оратор подводит итог, кратко повторяет ключевые мысли своей речи. Народная мудрость утверждает: «Конец – делу венец». Поэтому убедительное и яркое заключение оставит хорошее впечатление от всей речи, неудачное – погубит даже неплохое выступление.
Материал должен располагаться в логической последовательности, изложение не должно быть слишком затянутым, детализированным. Здесь нужно стремиться к яркости, наглядности, время от времени проявлять эмоцию, желание действовать в определенном направлении. На данном этапе мы тщательно прорабатываем грамматический и синтаксический компонент, а также лексический аспект, т.е максимально насыщаем речь идиомами, коллокациями и фразовыми глаголами по теме.
Не оставляйте в стороне доказательность и убедительность речи. Здесь мы отбираем словосочетания, которые используются для аргументации.
2. Формирование фонетической компетенции во многом определяют успешность процесса коммуникации, при подготовке к выступлению особое внимание уделяется произносительной стороне речи,
Развитость фонетических умений является обязательным условием овладения коммуникативной компетенцией, они способствуют адекватному пониманию речевого сообщения, правильности и точности выражения мысли и соответственно реализации посредством языка любой коммуникативной функции.
Кроме этого, мы обращаем внимание на стилистику, как звучат рядом стоящие фразы, исключаем диссонанс звуков. Используем прием аллитерации, ассонанса. Стилистически значимым фонетическим средством является словесное ударение.. Ритм имеет символическую и изобразительную функции, может имитировать движение, поведение, обстановку, может передавать волнение, напряжение, общее настроение. Нельзя забывать и о стилевом соответствии. Чем достойнее предмет речи, тем больше в ней должно быть высоких, торжественных слов. Жаргонных, просторечных слов вообще нельзя употреблять в ораторской речи.
Наиболее тесная связь фонетики со стилистикой проявляется на уровне интонации.
Следует признать тот факт, что подобные навыки интонирования не получены большинством учащихся в средней школе, поэтому мы с учеником делаем разметку, выделяя Нисходящий (the Falling Tone) ↘ Восходящий (the Rising Tone) ↗ Ровный тон (The Level tone) - Нисходяще-восходящий (Fall-rise) ↘↗ Восходяще-нисходящий (Rise-fall) ↗
Произношение – это та важная область изучения языка, которую необходимо преподавать и оценивать, как и другие языковые навыки, такие как чтение, письмо, говорение и аудирование. Произношение – один из важнейших факторов успеха в общении и неотъемлемая часть коммуникативной компетенции для всех изучающих английский язык.
3.Один из важнейших этапов это - запоминание и произнесение речи. Оратор должен произносить речь наизусть, т.к. слушатели плохо воспринимают чтение текста с листа.
Мы советуем выступать с опорой на текст: выделить основные смысловые части; подчеркнуть основные мысли; выделить фактический материал (фамилии, статистические данные, цитаты). Таким текстом легко будет пользоваться во время выступления, и само выступление создаст впечатление свободного владения материалом.
Следует помнить, что чрезвычайно действенным инструментом оратора является его голос. Прежде всего, надо определить недостатки и достоинства своего голоса, а затем научиться выразительному чтению, что предполагает хорошую дикцию, средний темп говорения, умение ставить логические ударения и делать логические паузы, уметь варьировать диапазоны высоты голоса, применять разнообразные интонации- все это мы отрабатываем при подготовке к выступлению.
4. Контакт с аудиторией- значимое условие эффективности ораторской речи – гораздо сложнее установить в условиях онлайн выступления.
Для установления контакта необходимо эмоциональное сопереживание, т.е. оратор и присутствующие в аудитории должны испытывать сходные чувства по отношению к предмету речи, и выступающий должен «заразить» аудиторию своей заинтересованностью и эмоциональностью.
Особенностью психологии слушателей является и то, что они одновременно являются и зрителями. Поэтому все аспекты внешнего облика выступающего становятся предметом пристального внимания. Надлежащие манеры оратора имеют более существенное значение, чем даже его внешний вид.
Подготовка и овладение всеми аспектами публичного выступления -это высокое мастерство, результат долгой и кропотливой работы, показатель опыта и теоретической подготовленности оратора и его руководителя.