Формирование фунциональной грамотности | Константинова Марина Павловна. Работа №330950
Современное образование требует от нас, педагогов, создание условий, позволяющих формировать у школьников желание и умение учиться. Сегодня на первое место выходит потребность быстро реагировать на все изменения, происходящие в жизни, умение решать разнообразные жизненные задачи, т. е. не «знания для знаний», а «знание для жизни». Это и есть функциональная грамотность.
Проектная деятельность – это очень хороший инструмент для развития функциональной грамотности младших школьников. Она совершенствует необходимые качества современного школьника, такие как самостоятельность (в то же время и умение работать сообща и быть полноправным членом коллектива, умение быть терпимым к товарищам), оригинальность мышления, умение работать с различными источниками информаций. Развивается мыслительная, поисковая, коммуникативная, презентационная деятельность, самооценка и рефлексия.
На практике проектную деятельность можно использовать при изучении величин. Например, при изучении величины «Длина» можно предложить детям разделиться на группы, распределить роли в группах: одна группа уточняет, какими мерами длины пользуются в настоящее время; вторая группа выясняет, какие меры длины существовали в старинные времена на Руси, третья группа находит пословицы, поговорки, фразеологизмы, в которых встречаются названия старинных мер длины. После презентации своих материалов, в классе можно провести эксперимент, измерить длину предметов, используя старинные и современные единицы измерения и сделать вывод, что использование современных мер длины намного удобней, они дают точный результат.
При изучении величины «Масса» детям можно предложить ежедневно, в течение недели взвешивать свои портфели с учебными принадлежностями и записывать в таблицу. В конце недели сравнить записи, ознакомиться с санитарными правилами и нормами (СанПин): общий вес учебников и тетрадей вместе со школьными принадлежностями и портфелем для учащихся 1-2 классов не должен превышать 1 кг 500 г., а 3-4 классов не более 2 кг. Масса школьного портфеля не должна превышать 1/10 массы тела школьника. Масса пустого ранца должна быть 600-700 граммов. Вес одного учебника для учащихся 1-4 классов не должен превышать 300 граммов. И сделать выводы. Здесь мы можем обратить внимание учеников на необходимость контроля веса портфеля с целью охраны собственного здоровья. Совместно с учениками можно найти способы решения проблемы лишнего веса портфеля.
При изучении «Объема работы» можно по группам сосчитать, сколько тарелок перемывают кухонные работники школы за 45 минут, т.е. за урок. Для этого нужно сосчитать количество тарелок, используемых учениками на одной из перемен. Также можно сосчитать объём работы за день. И опять-таки сделать выводы и поговорить об уважении чужого труда, о важности различных профессий.
Таким образом, проектная деятельность при изучении математики – это маленькие открытия, которые являются началом великих идей, они вселяют в ученика веру и интерес к учебе. Проектная деятельность это не только обучение решений жизненных задач, но и инструмент воспитания. Главное, чтобы правильно выбрать тему проекта, выделить проблемы, наметить направление деятельности, наполнить её интересным материалом и содержанием, логически завершить. Организация проектной работы – это огромная нагрузка на учителя, но школьник, способный к исследовательской деятельность занимает стойкую жизненную позицию при оценке любой социальной ситуации.
«Формирование функциональной грамотности
в области математики через проектную деятельность»
(из опыта работы)
М. П. Константинова, учитель начальных классов
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 41» г. Чебоксары
Аннотация
Цель современного образования – обеспечение развития у учащихся способностей к познанию, использование полученных знаний в любой учебной и жизненной ситуации. В статье рассматриваются примеры математических проектов как инструмент для развития функциональной грамотности младших школьников.
Ключевые слова: функциональная грамотность, проектная деятельность, изучение величин.
«Расскажи мне - и я забуду, покажи мне – и, может быть, я запомню. Но вовлеки меня – и я пойму»
Китайская пословица
Современное образование требует от нас, педагогов, создание условий, позволяющих формировать у школьников желание и умение учиться. Сегодня на первое место выходит потребность быстро реагировать на все изменения, происходящие в жизни, умение решать разнообразные жизненные задачи, т. е. не «знания для знаний», а «знание для жизни». Это и есть функциональная грамотность.
Проектная деятельность – это очень хороший инструмент для развития функциональной грамотности младших школьников. Она совершенствует необходимые качества современного школьника, такие как самостоятельность (в то же время и умение работать сообща и быть полноправным членом коллектива, умение быть терпимым к товарищам), оригинальность мышления, умение работать с различными источниками информаций. Развивается мыслительная, поисковая, коммуникативная, презентационная деятельность, самооценка и рефлексия.
На практике проектную деятельность можно использовать при изучении величин. Например, при изучении величины «Длина» можно предложить детям разделиться на группы, распределить роли в группах: одна группа уточняет, какими мерами длины пользуются в настоящее время; вторая группа выясняет, какие меры длины существовали в старинные времена на Руси, третья группа находит пословицы, поговорки, фразеологизмы, в которых встречаются названия старинных мер длины. После презентации своих материалов, в классе можно провести эксперимент, измерить длину предметов, используя старинные и современные единицы измерения и сделать вывод, что использование современных мер длины намного удобней, они дают точный результат.
При изучении величины «Масса» детям можно предложить ежедневно, в течение недели взвешивать свои портфели с учебными принадлежностями и записывать в таблицу. В конце недели сравнить записи, ознакомиться с санитарными правилами и нормами (СанПин): общий вес учебников и тетрадей вместе со школьными принадлежностями и портфелем для учащихся 1-2 классов не должен превышать 1 кг 500 г., а 3-4 классов не более 2 кг. Масса школьного портфеля не должна превышать 1/10 массы тела школьника. Масса пустого ранца должна быть 600-700 граммов. Вес одного учебника для учащихся 1-4 классов не должен превышать 300 граммов. И сделать выводы. Здесь мы можем обратить внимание учеников на необходимость контроля веса портфеля с целью охраны собственного здоровья. Совместно с учениками можно найти способы решения проблемы лишнего веса портфеля.
При изучении «Объема работы» можно по группам сосчитать, сколько тарелок перемывают кухонные работники школы за 45 минут, т.е. за урок. Для этого нужно сосчитать количество тарелок, используемых учениками на одной из перемен. Также можно сосчитать объём работы за день. И опять-таки сделать выводы и поговорить об уважении чужого труда, о важности различных профессий.
Таким образом, проектная деятельность при изучении математики – это маленькие открытия, которые являются началом великих идей, они вселяют в ученика веру и интерес к учебе. Проектная деятельность это не только обучение решений жизненных задач, но и инструмент воспитания. Главное, чтобы правильно выбрать тему проекта, выделить проблемы, наметить направление деятельности, наполнить её интересным материалом и содержанием, логически завершить. Организация проектной работы – это огромная нагрузка на учителя, но школьник, способный к исследовательской деятельность занимает стойкую жизненную позицию при оценке любой социальной ситуации.