Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 19.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Формирование функциональной читательской грамотности на уроках ОРКСЭ. | Наталья Викторовна Соболева. Работа №338699

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Под функциональной грамотностью понимается способность человека использовать знания, приобретённые навыки для решения самого широкого спектра жизненных задач. И чем сложнее жизненные ситуации, тем большее количество различных навыков, позволяющих выйти победителем из ситуации, нам требуется. Мы знаем все буквы алфавита, умеем складывать слова и читать предложения. Но когда видим смешанный мультизнаковый текст или инструкцию, бывает теряемся, не можем сопоставить факты; чрезмерно доверяем печатному слову. Сознанием человека, который не привык воспринимать текст комплексно и критически, легко манипулировать (чем охотно пользуются, например, мошенники, «грамотно» составляющие юридические документы). В статье рассмотриваются некоторые приёмы, которые помогут развивать читательскую грамотность на уроках ОРКСЭ.

 

Формирование функциональной читательской грамотности на уроках ОРКСЭ. Соболева Н.В.

Сл 1 Понятие «функциональная грамотность», которое сегодня у всех на слуху, возникло более полувека назад и первоначально предполагало приобретение базовых навыков чтения, счёта и письма, позволяющих человеку решать его простейшие жизненные задачи для функционирования в социуме.

Сл 2 Сегодня под функциональной грамотностью понимается способность человека использовать знания, приобретённые навыки для решения самого широкого спектра жизненных задач. И чем сложнее жизненные ситуации, тем большее количество различных навыков, позволяющих выйти победителем из ситуации, нам требуется.

Сл 3 Мы знаем все буквы алфавита, умеем складывать слова и читать предложения. Но когда видим смешанный мультизнаковый текст или инструкцию, бывает теряемся, не можем сопоставить факты; чрезмерно доверяем печатному слову. Сознанием человека, который не привык воспринимать текст комплексно и критически, легко манипулировать (чем охотно пользуются, например, мошенники, «грамотно» составляющие юридические документы).

Например: мы любим мёд, но не знаем, верна ли информация о том, где он произведён (произрастают ли растения, указанные на этикетке, в данном регионе, да и вообще являются ли указанные растения медоносами).

Сл 4 Функциональная грамотность традиционно делится на читательскую, математическую, естественно-научную и финансовую грамотность. Но её смысл – в метапредметности т.е. способности применять приобретённые знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах.

Сл 5 Предмет ОРКСЭ занимает совсем небольшое место в учебном плане, 1ч в 4 классе и как продолжение - реализация предметной области ОДНКНР в основном звене. Предмет гуманитарный, а значит основное место в нем занимает текст и работа с ним. Таким образом понятно, что на этих уроках мы можем формировать и развивать в первую очередь читательскую грамотность, как одну из составляющих функциональной грамотности.

Читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Сл 6 Приобщение ребёнка к чтению, его развитие как читателя - задача не из лёгких и очень актуальна в настоящее время. Известно, что если к двенадцати годам ученик не полюбит чтение, то этот пробел в полной мере он никогда не восполнит. Поэтому работа с художественным произведением на уроках ОРКСЭ, безусловно, принесет положительный результат.

Сл 7 В сегодняшних условиях существуют множество технологий, методов и приёмов работы с текстом, которые все мы используем. Особо здесь можно выделить, конечно технологию развития критического мышления через чтение и письмо. Приемы «толстых и тонких вопросов», «чтение с пометами», «синквейн», «ромашка или кубик Блума» все мы используем давно и успешно. Чаще всего мы на одном уроке мы используем приемы разных технологий.

Сл 8 Осознанное чтение является основой саморазвития личности – грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается. Осознанное чтение является гарантией успеха в любой предметной области.

Рассмотрим некоторые приёмы, которые помогут развивать читательскую грамотность на уроках ОРКСЭ.

Сл 9 Прием «Чтение с остановками». (3 щелчка) Во время чтения текста проводится словарная работа, способствующая осознанию прочитанного. Она становится мотивированной и интересной, так как именно по ходу чтения становится понятно, какие слова нуждаются в толковании, и само слово толкуется в контексте, а не вне него.

Сл 10 Прием «Пометки на полях» из технологии критического мышления. Этот прием позволяет ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста. Технически он достаточно прост. Нужно познакомить учеников с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально распечатанного текста. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте или документе.

Пометки могут быть следующие:

Знаком «галочка» (v) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился. При этом источник информации и степень достоверности ее не имеет значения.

Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом.

Знаком «минус» (-) отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе.

Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.

Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями, способствуют развитию у школьников следующих умений:

• анализировать текст совместно с другими людьми;

• доступно передавать информацию другому человеку;

• систематизировать полученную информацию.

Сл 11   Приём «Волшебные шляпы»

   Дети делятся на группы, каждая группа получает шляпу, в зависимости от цвета шляпы получают задание.

Белая шляпа – мыслим фактами (отвечают на вопрос «Что нового вы узнали?»)

Желтая шляпа - оценочная: «Что было хорошо, полезно, познавательно, интересно?»

Черная шляпа: «С чем вы не согласны? Что вы бы хотели изменить?»

Красная шляпа: «Какое эмоциональное состояние вы пережили на уроке? (грусть, радость, интерес, раздражение, обиду, удивление)»

Зелёная шляпа – творческая (Пословицы, поговорки, афоризмы)

Синяя шляпа – создают письменно группой памятку «Как стать добрым человеком?».

Сл 12 Приём «Ладошка»

Дети вырезают из цветной бумаги форму ладони и пишут на ней свой добрый поступок, который они совершили и считают его действительно морально добрым.

- А сейчас мы с вами составим из ваших добрых поступков солнце, которое поможет нам и дальше.

Сл 13 Групповые формы работы

      Работа в малых группах дает всем учащимся возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения: в частности, умение слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия.

   «Уголки» можно использовать на таких уроках (модуль «Основы светской этики»), как "Добро и зло", "Добродетель и порок" при составлении характеристики героев или каких- либо понятий. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств, используя текст и свой жизненный опыт, другая - отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста. Данный прием используется после чтения всего текста. В конце урока делается совместный вывод.

Сл 14 На уроке "Что такое светская этика?" (модуль «Основы светской этики») можно предложить учащимся разыграть сценки, в которых отражаются как красивые манеры поведения, так и нарушение этикета. На уроке по теме «Дружба» итогом работы в группе может стать составление памятки.

Сл 15. Большое значение имеет самостоятельная работа учащихся по усвоению программного материала. Для этого можно использовать работу с текстом учебника, дополнительной литературой, ресурсами Интернет. Важно создать на уроке остановку, при которой ученик не может сидеть на уроке «без мысли в голове, без дела в руках».

«Написание творческих работ». Этот приём хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы. Например, детям предлагается самому написать сказку или стихотворение по одной из тем, которую дети выбирают самостоятельно. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития.

Сл 16 – 17 «Создание викторины». После изучения темы или нескольких тем дети самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины, потом объединяются в группы, и проводят соревнование.

Сл 18 «Пазлы». После прочтения текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов. Этот приём можно использовать при подготовке к пересказу.

Наиболее эффективной технологией работы на уроках ОРКСЭ является игровая технология.  Для этого можно использовать обучающие и дидактические игры, ролевые игры, составление и разгадывание кроссвордов, рассказ от первого лица и др. Во время игры проявляется активность каждого учащегося, происходит соревнование либо между отдельными учащимися, либо между командами. Вот несколько примеров: 

Сл 19. «Разложи по порядку» (для исторической части программы)

Игра на обобщение и закрепление изученного материала. Задача: разложить представленные педагогом изображения в хронологическом порядке.

Сл 20. «Дорисуй картину»

Игра на обобщение и закрепление изученного материала. Ведущий рисует линию или какую-нибудь незаконченную фигуру на доске, а потом предлагает кому-то из игроков продолжить рисунок по теме занятий.

Сл 21. «Библейские картинки»

 Игра на обобщение и закрепление изученного материала. Разрезаются карточки, на одной стороне у них, написано слово, а на другой, сколько очков дается за то, чтобы нарисовать это слово. Слова – по изученному материалу. Например: Ковчег, Жертвенник, Радуга, Потоп, Дерево познания добра и зла, Библия и т.д. Из двух команд выходят по одному человеку, выбирают карточку по очкам и рисуют слово, чья команда быстрее отгадает слово, тому эти очки и записываются.

«Мешочек с предметами» 

Игра на обобщение и закрепление изученного материала. Необходимо подготовить мешочек с предметами, связанными с повторяемым материалом. (Например, в мешочке могут находиться яблоко – запретный плод, любой инструмент – как инструмент строительства Вавилонской башни, и др.) Ведущий предлагает детям поочередно доставать из мешочка предметы на ощупь, угадывая их и вспоминая, с каким событием эти предметы связаны.

«Пантомима»

Игра на обобщение и закрепление изученного материала. Задача - в пантомиме изобразить это понятие для своей команды, чтобы та его угадала. Если команда дает неправильный ответ или затрудняется ответить, то две другие команды, могут получить балл за правильный ответ. Когда слово угадано, выходит представитель второй команды, а затем третьей. В конце подсчитываются баллы.

Сл 22. «Найди ошибку»

Игра на обобщение и закрепление изученного материала. Необходимо заранее составить предложения соответствующей тематики, в которых сознательно допускается ошибка в смысле или в слове. Участники делятся на несколько команд, каждой из которых поочередно ведущий зачитывает по одному предложению с заданием найти ошибку. Если команда дает неправильный ответ или затрудняется ответить, то другие команды, могут получить балл за правильный ответ.

Сл 23. «Свиток»

Игра на обобщение и закрепление изученного материала. Для игры необходимо заготовить небольшие листочки бумаги (желательно, по количеству участников) и, написав на каждом по одному слову, свернуть их в виде свитков. Игроки по очереди вытягивают свернутый в свиток листок бумаги, разворачивают и читают написанное на нем слово. Задача: объяснить понятие

Один из приемов работы – вариативные домашние задания, что даёт возможность каждому ученику проявить себя, свои сильные стороны, тем самым делая более позитивным отношение ребят к обучению в школе.

Сл 24 Дифференцированные задания: найти пословицу и написать сказку по определенной теме (+для желающих, нарисовать к этой сказке рисунок); привести, примеры, милосердия из художественной литературы (+для желающих, примеры, из собственного опыта).

Сл 25 Опережающие задания: дети к уроку " Образцы нравственности в культуре Отечества" готовят рассказ о людях, на которых им хочется быть похожими (это могут быть спортсмены, люди искусства, актёры или родные люди), лучше, если после прочтения текста по этой теме дети приведут примеры людей разных профессий, а кто-то расскажет о каком-либо родственнике.

СЛ 26 Одной из форм работы на уроке ОРКСЭ является знакомство и работа с притчами.  «Без притчи века не изживёшь» - гласит народная мудрость. 

Притча – один из самых древних жанров в мировой литературе. Возник жанр притчи на Востоке, где любили говорить загадками, иносказаниями, аллегориями. Притчи легко запоминаются, прочно держатся в памяти, побуждают к разумным делам и справедливости, несут советы прямые и аллегорические: как жить в обществе, в семье, как вести себя с друзьями и недругами. Сфера проблематики притч неисчерпаема, как сама жизнь: мудрость, праведность, знание, любовь к ближнему,

СЛ 27 - 33 Притча - своеобразный посредник в межкультурных отношениях. Она поможет разрешить конфликтную ситуацию, благодаря аллегории другому человеку мы в щадящей форме скажем то, что могло бы агрессивно воспринято при прямом указании. Притча позволяет не осудить человека, но осудить порок. Как и в басне, у притчи всегда есть другая сторона, что и роднит эти два жанра, также у них есть ещё один объединяющий фактор – это нравоучительный вывод и мораль. 

Сл 34 Продуманные задания на уроках способствуют процессу формирования функциональной грамотности: умение сформулировать вывод, обосновать свои рассуждения, сформулировать свою точку зрения или дать ответ на проблемный вопрос.

Сл 35 Различные произведения духовно-нравственного содержания (стихи, сказки, отрывки из художественных произведений, мультфильмы, песни) имеют большое воспитательное значение. Доказательная сила художественного образа вызывает у школьников сочувствие, ненависть, восхищение, и т.д., потому что этические нормы раскрыты на живых примерах и в конкретных ситуациях.

Сл 36 Что касается других составляющих функциональной грамотности, т.е. математическую, естественно-научную и финансовую грамотность, мы оставим другим школьным предметам, а вот глобальные компетенции как будто бы и придуманы для того, чтобы развивать их на уроках ОРКСЭ и ОДНКНР. Уважительное отношение к людям других культур и религий, взаимопонимание, уважение человеческого достоинства – об этом мы говорим в каждой теме и на каждом уроке. Масса возможностей и для развития креативного мышления, задания творческого характера, позволяющие каждому показать свое «я» тоже, конечно, предусмотрены программами предметов. Сл 37

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×