Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ КАК ОСНОВА ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ | Мироненко Юлия Васильевна. Работа №340156

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматривается значение функциональной грамотности как ключевого компонента всестороннего развития младших школьников. Анализируются основные подходы к формированию данной компетенции в начальном образовании, приводятся примеры эффективных методов и стратегий, которые могут быть использованы в педагогической практике.

Ключевые слова: функциональная грамотность, всестороннее развитие, младшие школьники, начальное образование, педагогические методы, компетенции, образовательные стратегии.

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ КАК ОСНОВА ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

Мироненко Юлия Васильевна, учитель начальных классов

ГБУ ОО ЗО «СОШ № 1» София»

 

Аннотация. В статье рассматривается значение функциональной грамотности как ключевого компонента всестороннего развития младших школьников. Анализируются основные подходы к формированию данной компетенции в начальном образовании, приводятся примеры эффективных методов и стратегий, которые могут быть использованы в педагогической практике.

Ключевые слова: функциональная грамотность, всестороннее развитие, младшие школьники, начальное образование, педагогические методы, компетенции, образовательные стратегии.

 

Функциональная грамотность является неотъемлемой частью образовательного процесса, закладывая основы для дальнейшего успешного обучения и всестороннего развития младших школьников. Этот аспект образования включает не только чтение и письмо, но и умение использовать знания и навыки в повседневной жизни, что особенно важно в современном мире.

Важность формирования функциональной грамотности заключается в том, что она позволяет детям лучше понимать окружающий мир и эффективно взаимодействовать с ним. Например, умение читать инструкции, анализировать информацию и делать выводы является критически важным навыком, который необходим в любом возрасте. В начальной школе важно заложить фундамент этих навыков, чтобы в дальнейшем ученики могли успешно адаптироваться к более сложным учебным заданиям.

Одним из ключевых методов формирования функциональной грамотности является интеграция различных видов деятельности в учебный процесс. Например, можно использовать проектные задания, которые требуют от учеников поиска информации, ее анализа и представления в удобной форме. Такие задания помогают детям развивать критическое мышление и аналитические способности.

Примером может служить проект по изучению экологии родного края. Ученики могут собирать информацию о местной флоре и фауне, анализировать экологические проблемы и предлагать возможные решения. Этот проект не только развивает функциональную грамотность, но и формирует экологическую культуру у младших школьников. В процессе выполнения такого проекта дети учатся работать с источниками информации, систематизировать данные, представлять результаты своей работы в виде презентаций или докладов. Это способствует развитию не только академических навыков, но и коммуникативных способностей.

Еще одним эффективным методом является использование игровых форм обучения. Игры и игровые задания позволяют детям усваивать сложные концепции и понятия в легкой и доступной форме. Например, математические игры, которые требуют от детей решения задач в игровой форме, помогают развивать логическое мышление и математическую грамотность. Включение элементов геймификации в образовательный процесс способствует повышению интереса детей к обучению, делает процесс усвоения знаний более увлекательным и мотивационным.

Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) также играет важную роль в формировании функциональной грамотности. Современные образовательные платформы и приложения предлагают разнообразные интерактивные задания, которые способствуют развитию различных навыков у детей. Например, электронные книги и обучающие приложения могут стимулировать интерес к чтению и изучению новых тем. Такие технологии позволяют индивидуализировать процесс обучения, учитывая особенности каждого ученика, и предоставляют возможности для самостоятельной работы и самоконтроля.

Педагогам следует уделять особое внимание созданию условий для развития функциональной грамотности через формирование положительной учебной мотивации. Это можно сделать, используя поощрения за успешное выполнение заданий, а также создавая ситуации успеха, где каждый ученик может почувствовать себя компетентным и успешным. Поддержка положительной мотивации к обучению играет важную роль в формировании устойчивого интереса к учебной деятельности и способствует развитию учебных достижений.

Кроме того, важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Педагоги должны использовать дифференцированный подход, адаптируя задания и методы обучения в зависимости от уровня подготовки и интересов учеников. Это позволяет создать комфортную образовательную среду, в которой каждый ребенок может максимально реализовать свой потенциал.

Развитие функциональной грамотности также связано с формированием метапредметных навыков, таких как умение работать в команде, критически мыслить, решать проблемы и принимать решения. Эти навыки являются важными составляющими всестороннего развития личности и играют ключевую роль в успешной социальной адаптации. Включение метапредметных заданий в образовательный процесс способствует комплексному развитию учеников и готовит их к решению реальных жизненных задач.

Примером может служить коллективная работа над проектом по изучению культурного наследия родного города. В рамках этого проекта ученики могут исследовать исторические памятники, музеи, архитектурные объекты, а затем представлять результаты своих исследований в виде выставок, докладов или мультимедийных презентаций. Это позволяет не только развивать функциональную грамотность, но и формировать у детей уважительное отношение к культурному наследию, воспитывать патриотизм и чувство гордости за родной край.

Также важно отметить роль родителей в процессе формирования функциональной грамотности. Совместные образовательные мероприятия, такие как чтение книг, посещение музеев, участие в образовательных играх и конкурсах, способствуют развитию функциональной грамотности и формируют у детей положительное отношение к обучению. Родители могут поддерживать интерес к учебе, поощрять самостоятельное изучение новых тем и развивать у детей стремление к познанию.

Кроме того, необходимо развивать у младших школьников информационную грамотность, которая является неотъемлемой частью функциональной грамотности. В современном мире информация играет ключевую роль, поэтому умение искать, анализировать и критически оценивать информацию является важным навыком. Педагоги должны обучать детей работе с различными источниками информации, включая книги, интернет-ресурсы, энциклопедии, а также формировать навыки безопасного использования интернета.

Примером может служить занятие, на котором ученики учатся искать информацию в интернете по заданной теме, оценивать надежность источников и представлять результаты своих исследований в виде докладов или презентаций. Это помогает детям развивать информационную грамотность и критическое мышление, а также формирует умение работать с цифровыми технологиями.

В заключение можно отметить, что формирование функциональной грамотности младших школьников является важной задачей начального образования. Эффективное использование различных методов и стратегий позволяет не только развивать необходимые компетенции, но и способствует всестороннему развитию личности ребенка. Учитывая значимость этой проблемы, педагогам необходимо постоянно совершенствовать свои подходы и методы работы, чтобы каждый ученик мог максимально реализовать свой потенциал.

 

Список литературы

Виноградова Н. Ф.

Функциональная грамотность младшего школьника / Под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.: Российский учебник:

Вентана

-Граф, 2018. — 288 с

.

Зотова О.В.

Формирование функциональной грамотности через учебную деятельность / О. В. Зотова, С. А. Калинина, М. Р. Низамова [и др.]. — Текст: непосредственный // Молодой учены

й. — 2024. — № 10 (509). — С. 

48-53.

Пичугин С. С., Громова Л. А.,

Самкова

В. А., Красноперова В. Ф. Формирование функциональной грамотности в начальной школе

/

Инновационные прое

кты и программы в образовании №

3, 2021

.

— С. 49

-5

6

.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×