Формирование функциональной грамотности на уроках изобразительного искусства | Керимова Наталья Исрафиловна. Работа №349298
Аннотация. Статья рассматривает роль изобразительного искусства в формировании функциональной грамотности у учащихся 5-7 классов. Автор раскрывает значение искусства как важного элемента развития критического и аналитического мышления, творческих способностей и визуальной культуры, а также предлагает пути и приемы, которые помогают развить у школьников навыки восприятия, анализа и интерпретации визуальной информации. В статье приведены примеры упражнений и учебных ситуаций, способствующих интеграции функциональной грамотности в образовательный процесс по изобразительному искусству, что создает условия для гармоничного личностного и познавательного роста детей.
Ключевые слова: изобразительное искусство, функциональная грамотность, критическое мышление, визуальная культура, творческое развитие, учебные ситуации, личностный рост.
ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Керимова Наталья Исрафиловна, учитель изобразительного искусства и технологии
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Луганской Народной Республики "Ровеньковская школа №8 им. С.В. Полуянова"
Аннотация. Статья рассматривает роль изобразительного искусства в формировании функциональной грамотности у учащихся 5-7 классов. Автор раскрывает значение искусства как важного элемента развития критического и аналитического мышления, творческих способностей и визуальной культуры, а также предлагает пути и приемы, которые помогают развить у школьников навыки восприятия, анализа и интерпретации визуальной информации. В статье приведены примеры упражнений и учебных ситуаций, способствующих интеграции функциональной грамотности в образовательный процесс по изобразительному искусству, что создает условия для гармоничного личностного и познавательного роста детей.
Ключевые слова: изобразительное искусство, функциональная грамотность, критическое мышление, визуальная культура, творческое развитие, учебные ситуации, личностный рост.
В условиях современного общества понятие функциональной грамотности обретает особую значимость. Она охватывает широкий спектр навыков, необходимых человеку для успешного и сознательного участия в жизни. Эти навыки, включающие умение работать с информацией, критически мыслить, решать задачи, анализировать и интерпретировать окружающий мир, закладываются в процессе образования. Важную роль в этом процессе играет изобразительное искусство, которое не только развивает творческие способности учащихся, но и формирует у них основу функциональной грамотности.
Формирование функциональной грамотности на уроках изобразительного искусства в 5-7 классах способствует развитию у школьников критического мышления, способности к самостоятельной оценке визуальной информации и креативного подхода к решению задач. Важно отметить, что изобразительное искусство обладает уникальными средствами воздействия на сознание ребенка, помогая ему глубже понять культурное наследие, взаимодействие с визуальными объектами и символами. В рамках школьного курса искусство представляет собой не только способ познания мира, но и метод выражения собственных идей, эмоций, что является существенным аспектом личностного и эмоционального развития.
На уроках изобразительного искусства школьники знакомятся с произведениями различных эпох и культур, осваивают техники и стили. В этом процессе формируется способность видеть и анализировать детали, замечать нюансы, выявлять связь формы и содержания. Такой подход способствует осознанному восприятию информации, что особенно важно в условиях перегруженности визуальными данными, характерной для современной цифровой среды. Способность осмысленно и избирательно воспринимать окружающие образы формирует основу визуальной культуры, помогает учащимся ориентироваться в информационном поле и анализировать источники информации.
Развитие функциональной грамотности в рамках изобразительного искусства предполагает организацию учебного процесса, в котором школьники не просто осваивают технику рисования, но и учатся анализировать произведения искусства, интерпретировать их содержание и форму, выявлять авторские намерения. Например, анализ произведений, созданных в различных стилях и жанрах, позволяет выявить культурные и исторические особенности, отразившиеся в художественном произведении. При этом педагог может задавать учащимся вопросы, направленные на развитие аналитического мышления и способности аргументировать свою точку зрения. Обсуждение эстетических, смысловых и эмоциональных аспектов картин, а также самостоятельная интерпретация произведений искусства развивают у школьников способность рассматривать любой визуальный объект не только с точки зрения техники, но и как средство выражения идей.
Особое место в развитии функциональной грамотности занимает использование проблемных и творческих заданий. В процессе их выполнения ученики учатся решать задачи нестандартного характера, требующие творческого подхода и способности к анализу. Например, такие задания могут включать составление кратких историй по мотивам картины или создание собственного произведения, вдохновленного определенным стилем или направлением искусства. Эти упражнения позволяют учащимся развивать креативные способности, способность к самовыражению и навыки междисциплинарного мышления, что составляет значимую часть функциональной грамотности.
Для эффективного формирования функциональной грамотности важно использовать методы, направленные на вовлечение школьников в обсуждение тем, связанных с социальными и культурными аспектами искусства. Например, знакомство с произведениями, отражающими проблемы общества, экологии, человеческих взаимоотношений, позволяет развить у учеников понимание важности искусства как средства воздействия на общественное сознание. Такой подход помогает учащимся рассматривать искусство не как оторванное от реальной жизни явление, а как актуальную и значимую часть культуры, формируя их социальную и гражданскую ответственность.
Творческие задания также позволяют детям развивать способность к саморефлексии, так как в процессе создания произведений они учатся выражать собственные чувства, мысли и впечатления. Это способствует формированию эмоционального интеллекта и укрепляет личностную зрелость. На практике учитель может предложить ученикам создать произведение, отражающее их собственные эмоции или отношение к важной для них теме, а затем обсудить результаты в классе, что помогает развить у них коммуникативные навыки и умение представлять и аргументировать собственное мнение.
В процессе создания произведений искусства, учащиеся также учатся оценивать свою работу и работу одноклассников. Такая форма обратной связи развивает у школьников навыки анализа и критического мышления, что является важной составляющей функциональной грамотности. Важно при этом, чтобы учитель направлял учеников, подчеркивая значимость личного подхода и творческой свободы, а не только соответствие стандартам. Такой подход помогает учащимся уверенно выражать свои идеи и отстаивать их, что крайне важно в условиях школьной и будущей взрослой жизни.
Таким образом, формирование функциональной грамотности на уроках изобразительного искусства представляет собой сложный, многоплановый процесс, направленный на развитие целого ряда навыков и способностей у школьников. Воспитание критического мышления, визуальной грамотности и эмоционального интеллекта не только повышает уровень учебных достижений, но и способствует гармоничному развитию личности. Важно, чтобы учитель, опираясь на опыт и интересы детей, создавал такие условия для творчества, которые позволяли бы школьникам формировать комплексный взгляд на мир, уверенность в собственных силах и понимание своей роли в обществе.
Список литературы
1. Житко Е. А. Формирование и развитие функциональной грамотности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности как важнейшее условие повышения качества образования / Е. А. Житко. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 2 (43). — С. 30-32.
2. Нурмуратова К.А. Функциональная грамотность как основа развития гармоничной личности в современных условиях / К.А. Нурмуратова // Педагогическая наука и практика. – 2019. – № 1. – С. 14-18.