«Формирование функциональной грамотности на уроках математики» | Москалева Ольга Павловна. Работа №324584
Функциональная грамотность – это модное новое слово. Но на самом деле — это ключевые умения, которые позволяют решать нерафинированные задачи, а наоборот, использовать математические методы, чтобы решать задачи, которые возникают из практики, решать задачи, с которыми мы сталкиваемся в жизни. Мы с вами очутились в реальности BANI-мира(Brittle Anxious Nonlinear Incomprehensible world) — концепция новой тревожной реальности, в которой может неожиданно сломаться всё: даже самое надёжное. Функциональная грамотность поможет удержаться в этом мире. Я остановлюсь на читательской и математической грамотности.
На уроках математики я столкнулась с тем, что зачастую низкая успеваемость учащихся связана с отсутствием у них читательской грамотности. Дети не умеют ориентироваться в учебнике. Не умеют в тексте выделить главное.
И первым моим решением для формирования читательской грамотности стало изменение содержания деятельности на уроке. Ведь действовать ученик может научиться только в процессе самого действия, а ежедневная работа учителя на уроке, образовательные технологии, которые он выбирает, формируют читательскую грамотность учащихся.
Как научить детей эффективно читать тексты на уроках математики?
На этом этапе необходимо внутренне включить каждого учащегося в чтение. Большим плюсом в работе с текстом станет то, если учащимся не составит труда по заголовку (или по теме урока) рассказать о том, что сегодня будет изучаться.
В начале урока могу предложить игру Найди!, в ходе которой я сообщаю классу название главы и параграфа. Ученики должны быстро с помощью оглавления найти данный раздел учебника и зачитать. Над чем мы работаем?: развивается внимательность, быстрота реакции, ориентация в логическом изложении математического материала в учебнике.
В зависимости от поставленной цели чтение параграфа организуется одним из способов ( углубленное чтение, выборочное чтение, чтение вслух, чтение про себя, чтение-изучение, выборочное чтение, просмотр).
Для лучшего понимания прочитанного текста учебника я использую методический прием – Инсёрт. Технически он достаточно прост. По мере чтения ставить карандашом знаки на полях текста. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте. Этот прием развивает критическое мышление через чтение, учит детей диалогу, культуре общения.
Еще один прием глубокого понимания текста – это переработка информации: краткой записи, рисунка, составление плана или алгоритма, кодирование информации в графических схемах….
После чтения параграфа ученики должны обязательно высказать своё отношение, свои мысли о прочитанном, дать свою характеристику, привести свои примеры. Важно, чтоб ученики смогли сопоставить прочитанное с тем, что уже знали.
Текст учебника математики отличается от других учебников тем, что он насыщен формулировками теорем, правил, алгоритмов.
Научить учащегося приёмам работы с учебником, с книгой – это значит научить его учиться. Важно научить обучающегося самостоятельно работать с книгой, вырабатывать умения и навыки осмысленного чтения и осознанного усвоения изложенного в ней материала.
Так же использую следующий прием :Учащиеся маркером выделяют ключевые слова и данные в задаче, которые помогут решить задание. Этот прием полезно проводить и в 11 классе, т. к. очень много ошибок из-за неверного прочтения текста задания.
Под математической функциональной грамотностью следует подразумевать способность личности использовать приобретенные математические знания для решения задач в различных сферах.
Именно поэтому, задания, призванные исследовать состояние математической грамотности учеников, имеют четко выраженную прикладную направленность и их решение предусматривает владение учащимися приемами деятельности
прикладного характера. В учебниках задач прикладного характера на мой взгляд не очень много, но хорошими помощниками являются интернетресурсы. Не буду останавливаться на заданиях прикладного характера: это практико-ориентированные задачи, ситуационные задачи
Кратко остановлюсь на активных методах и приемах обучения.
Одним из мощных инструментов по формированию математической грамотности является математическая игра.
Я использую ресурсы сайта Учи.ру. Во внеурочное время
-группа 7 класса играет в математические игры
Ежеурочно я провожу небольшие теоретические работы, в которых ребята должны записать определения, аксиомы и теоремы. Не обходится и без курьезных случаев. Одно из определений звучало так Треугольник называется равнобедренным, если его бёдра равны. Но с каждым разом определения становятся все более точными, что помогает готовиться к заданию .
Проектная деятельность – это инструмент для развития математической
грамотности обучающихся. Конечно, готовится к урокам с использованием метода проектов необходимо заранее и тщательно. Это не ежедневные технологии. Можно использовать метод проектов на одном-двух уроках – минипроекты для решения какой-то небольшой проблемы. Но суть самого метода, его идея должна оставаться неизменной – самостоятельная
поисковая, исследовательская, проблемная, творческая деятельность обучающихся.
Проектная деятельность – это всего лишь один из инструментов для развития математической грамотности.