Формирование функциональной грамотности на уроках чтения в начальных классах | Вершинина Елена Васильевна. Работа №350873
Аннотация. В статье рассматриваются методы и приёмы формирования функциональной грамотности у младших школьников на уроках чтения. Подчеркивается значимость функциональной грамотности как одной из основных составляющих успешного обучения и социального развития учащихся. Описаны ключевые аспекты формирования данной грамотности, приведены примеры упражнений и заданий, которые могут помочь учителю начальных классов эффективно развивать навыки функционального чтения.
Ключевые слова: функциональная грамотность, чтение, начальные классы, критическое мышление, смысловое чтение, педагогика, развитие навыков.
Формирование функциональной грамотности на уроках чтения в начальных классах
Вершинина Елена Васильевна, учитель начальных классов
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 22» г. Нижневартовск
Аннотация. В статье рассматриваются методы и приёмы формирования функциональной грамотности у младших школьников на уроках чтения. Подчеркивается значимость функциональной грамотности как одной из основных составляющих успешного обучения и социального развития учащихся. Описаны ключевые аспекты формирования данной грамотности, приведены примеры упражнений и заданий, которые могут помочь учителю начальных классов эффективно развивать навыки функционального чтения.
Ключевые слова: функциональная грамотность, чтение, начальные классы, критическое мышление, смысловое чтение, педагогика, развитие навыков.
Формирование функциональной грамотности — одна из ключевых задач современной системы образования, особенно на этапе начальной школы, где закладываются основы будущего обучения и жизненной успешности. Функциональная грамотность, в отличие от простой грамотности, предполагает способность не только к прочтению текста, но и к его анализу, интерпретации и применению информации на практике. Умение понимать и использовать текстовую информацию становится важным навыком, особенно в условиях огромного потока данных, с которым сталкиваются дети с самого раннего возраста.
На уроках чтения функциональная грамотность формируется через целый комплекс приёмов и методик, направленных на развитие осмысленного чтения, критического мышления и способности принимать самостоятельные решения. Смысловое чтение предполагает осознанное восприятие и понимание прочитанного материала, умение выделять главное и устанавливать логические связи, и именно эти аспекты становятся основой для достижения функциональной грамотности. Учителю следует не просто проверять факт прочтения текста, но и оценивать, насколько ребёнок понял и может интерпретировать информацию, что особенно актуально для младших школьников, только начинающих ориентироваться в большом объёме информации.
Для эффективного формирования функциональной грамотности в начальных классах учителю важно учитывать возрастные особенности детей, включая их интересы и уровень развития. Учащиеся начальной школы часто испытывают трудности с удержанием внимания и пониманием сложных смысловых конструкций, поэтому чтение должно быть максимально приближено к их повседневным интересам и сопровождаться доступными объяснениями. Важно использовать рассказы, сказки, стихи и тексты, где отражены ситуации, знакомые детям, — это позволит легче воспринять материал и найти личный интерес к чтению.
Одним из методов формирования функциональной грамотности на уроках чтения является использование вопросов разного уровня сложности, направленных на развитие аналитических навыков и способность интерпретировать информацию. Например, после прочтения текста о животных, можно предложить детям ответить на вопросы: «Где живёт это животное?», «Что оно ест?», «Почему оно прячется?» Это позволяет не только проверить понимание текста, но и развивать логическое мышление. Постепенно задания можно усложнять: «Как ты думаешь, что могло бы произойти, если бы это животное не пряталось?» Такой подход развивает у ребёнка способность видеть причины и следствия, делать выводы и формировать личное мнение.
Также полезно использовать наглядные примеры и задания на поиск ключевой информации в тексте. Например, можно попросить детей выделить предложения, которые содержат основную мысль текста, или найти информацию, которая поможет ответить на конкретный вопрос. Такие задания можно выполнять в игровой форме, например, предложив детям «расследование» — поиск информации, которая поможет «раскрыть тайну» текста. Такой подход не только активизирует интерес к чтению, но и помогает ребёнку научиться работать с текстом.
Важным элементом уроков является работа с иллюстрациями, особенно на начальном этапе. Иллюстрации помогают ребёнку лучше понять и запомнить содержание текста, а также способствуют развитию воображения. Учитель может задать вопросы по картинке до чтения: «Как ты думаешь, о чём будет эта история?», или попросить ребёнка сравнить текст с иллюстрацией после прочтения, что позволит не только развить внимательность, но и поможет критически оценить прочитанное.
Формирование функциональной грамотности также возможно через обсуждение содержания прочитанного и выражение личного отношения к тексту. Например, после прочтения текста о дружбе, учитель может предложить детям обсудить, что они думают о дружбе, каким должен быть хороший друг, и привести примеры из своей жизни. Это позволяет учащимся не только глубже понять содержание текста, но и развивает эмоциональный интеллект, умение выражать свои мысли и формировать собственные суждения.
Для закрепления навыков функционального чтения полезно использовать игровые упражнения. Например, игра «Верю — не верю»: учитель читает утверждения по тексту, а дети должны определить, верны они или нет. Это развивает у детей критическое мышление и внимательность, а также способствует лучшему запоминанию содержания. Другая игра — «Расшифруй послание», в которой учитель подбирает текст с пропущенными словами, а задача детей — восстановить текст, основываясь на своём понимании сюжета. Такие задания помогают развивать способность интерпретировать текстовую информацию и делать выводы.
Важной составляющей является систематическая работа над развитием словарного запаса детей. Это можно делать через разнообразные задания: толкование новых слов, составление предложений, поиск синонимов и антонимов, подбор ассоциаций. Понимание значений слов помогает детям глубже воспринимать текст, а обогащённый словарный запас способствует более успешному выполнению заданий, требующих функционального понимания.
Таким образом, эффективное формирование функциональной грамотности требует комплексного подхода, включающего разнообразные виды деятельности. Педагог может использовать различные методики, адаптируя их к интересам и уровню развития конкретного класса. Основой обучения остаётся интерес к тексту и процессу чтения, а также развитие навыков критического мышления и интерпретации информации. Формируя у детей функциональную грамотность, учитель помогает им не только успешно справляться с учебными заданиями, но и закладывает фундамент для их будущего успешного обучения и жизни в обществе.
Список литературы
Алексашина
И.
Ю. Формирование и оценка функциональной грамотности учащихся: Учебно-методическое пособие / И. Ю. Алексашина, О. А.
Абдулаева
, Ю. П. Киселев; науч. ред. И. Ю. Алексашина. — СПб
. :
КАРО, 2019.-160 с.
Губанихина
Е. В. Литературоведческий анализ в начальной школе / Е. В.
Губанихина
. — Текст
:
непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 8.7 (112.7). — С. 9-12. — URL:
https://moluch.ru/archive/112/28722/
Кантаева
Т.
А.,
Иргашева
Т.
Г. Игровые приемы в формировании функциональной грамотности младших школьников // Вестник науки.
2024. №5 (74). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/igrovye-priemy-v-formirovanii-funktsionalnoy-gramotnosti-mladshih-shkolnikov
Прокина
Л. П. Формирование навыка смыслового чтения у младшего школьника / Л. П. Прокина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 27 (474). — С. 229-233.