Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Формирование функциональной грамотности на уроках иностранного языка | Кондратенко Людмила Сергеевна. Работа №344756. Номер работы: №344756

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация: В статье рассматриваются способы формирования функциональной грамотности на уроках иностранного языка. Функциональная грамотность — это не просто способность читать и писать, а умение применять полученные знания в различных жизненных ситуациях. Обсуждаются методики, которые помогают учащимся эффективно использовать иностранный язык для решения повседневных задач, общения и обработки информации. Приводятся примеры упражнений и стратегий, которые могут быть применены на уроках для развития у учащихся функциональных навыков. Также подчёркивается важность интеграции междисциплинарного подхода и реальных жизненных ситуаций в учебный процесс.

Ключевые слова: функциональная грамотность, иностранный язык, методы обучения, языковые навыки, междисциплинарный подход, реальная коммуникация. 

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Кондратенко Людмила Сергеевна, учитель иностранного языка
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Луганской Народной Республики Курячевская школа 3
Аннотация: В статье рассматриваются способы формирования функциональной грамотности на уроках иностранного языка. Функциональная грамотность — это не просто способность читать и писать, а умение применять полученные знания в различных жизненных ситуациях. Обсуждаются методики, которые помогают учащимся эффективно использовать иностранный язык для решения повседневных задач, общения и обработки информации. Приводятся примеры упражнений и стратегий, которые могут быть применены на уроках для развития у учащихся функциональных навыков. Также подчёркивается важность интеграции междисциплинарного подхода и реальных жизненных ситуаций в учебный процесс.
Ключевые слова: функциональная грамотность, иностранный язык, методы обучения, языковые навыки, междисциплинарный подход, реальная коммуникация.
Формирование функциональной грамотности на уроках иностранного языка является одной из ключевых задач современного образования. В условиях глобализации и стремительно развивающегося информационного общества владение иностранным языком перестаёт быть исключительно академическим навыком и становится необходимым инструментом для решения жизненных задач. Функциональная грамотность предполагает не только знание языка, но и умение применять эти знания в различных сферах жизни, начиная с повседневного общения и заканчивая использованием языка в профессиональной деятельности.
Одной из главных целей уроков иностранного языка должно стать обучение детей не только лексике и грамматике, но и практическому применению языка в реальных ситуациях. Это позволяет учащимся не только овладевать языком на академическом уровне, но и развивать умение эффективно коммуницировать, решать проблемы и получать информацию, что является основой функциональной грамотности.
На уроках иностранного языка особое внимание следует уделять навыкам, которые непосредственно связаны с практическим использованием языка. Например, одним из эффективных методов является использование ролевых игр. В ролевых играх учащиеся могут имитировать различные жизненные ситуации: заказ в ресторане, покупка билетов на поезд, посещение врача или участие в интервью на работу. Такие занятия помогают детям не только освоить новые лексические единицы и грамматические конструкции, но и научиться применять их в контексте реальной жизни. Кроме того, подобные упражнения развивают навыки быстрой реакции и адаптации к изменяющимся условиям коммуникации.
Примером такого задания может быть создание диалога в кафе. Учитель предлагает ученикам разделиться на пары: один ученик играет роль клиента, а другой — официанта. Ученики составляют диалог, используя новый словарный запас, и практикуются в его произношении. Это позволяет им не только запомнить новые фразы, но и ощутить контекст, в котором они могут быть использованы. По завершении задания ученики могут поменяться ролями, чтобы проработать обе позиции и закрепить материал.
Функциональная грамотность также предполагает умение критически осмысливать информацию на иностранном языке. В современном мире учащиеся сталкиваются с большим потоком информации, и важно научить их фильтровать, анализировать и оценивать её. Для этого на уроках иностранного языка можно использовать задания на анализ текстов новостных статей, рекламы или социальных сетей. Например, учащимся можно предложить прочитать несколько новостных заметок и ответить на вопросы, направленные на проверку понимания текста, определение ключевых идей и различение фактов от мнений. Это помогает учащимся развивать навыки критического мышления, что является важной частью функциональной грамотности.
Использование аутентичных материалов, таких как статьи из англоязычных газет и журналов, видео с новостных каналов или социальных платформ, также способствует развитию функциональной грамотности. Эти материалы погружают учеников в реальный языковой контекст, помогают лучше понять культурные особенности страны изучаемого языка и увидеть, как язык используется в реальных ситуациях. Например, просмотр новостного репортажа может быть дополнен обсуждением темы, а учащиеся могут подготовить свои комментарии или вопросы, что развивает навыки критического осмысления информации.
Помимо работы с текстами и устной речью, важным аспектом функциональной грамотности является умение эффективно использовать письменную речь для решения повседневных задач. На уроках иностранного языка можно предложить учащимся составить письма, электронные сообщения или даже посты в социальных сетях, что отражает реальную практику использования языка в современном мире. Например, задание может включать написание письма другу по электронной почте с рассказом о последних событиях, планах на каникулы или даже с вопросами о его предпочтениях. Это помогает учащимся развивать навыки письменного общения, при этом задания не теряют своей актуальности и привлекательности для школьников.
Формирование функциональной грамотности невозможно без создания условий для активного использования языка как средства общения. Учащиеся должны понимать, что иностранный язык — это не набор грамматических правил и слов, а инструмент для достижения целей в общении и решении задач. Поэтому важным элементом обучения является включение реальных жизненных ситуаций в образовательный процесс. Например, учитель может предложить учащимся проектные задания, которые связаны с исследованиями, выполненными на иностранном языке. Одним из таких проектов может стать исследование на тему "Экологические проблемы в разных странах". Учащиеся могут работать в группах, изучая материалы на иностранном языке, а затем представлять результаты своей работы на уроке.
Для достижения высокого уровня функциональной грамотности важно также развивать у учеников навыки работы в команде. В реальной жизни большинство задач решается коллективно, поэтому необходимо учить детей взаимодействовать, обсуждать проблемы и находить совместные решения. Например, групповая работа над проектами или решение ситуационных задач может стать основой для формирования этих навыков. В ходе таких занятий учащиеся не только развивают свою устную и письменную речь, но и учатся координировать свои действия с действиями других членов команды.
Интеграция междисциплинарного подхода также способствует развитию функциональной грамотности. Например, на уроках иностранного языка можно обсуждать темы, которые затрагивают другие школьные предметы, такие как история, география или биология. Это помогает ученикам увидеть взаимосвязь между различными областями знаний и понять, как язык может использоваться для поиска информации, анализа данных и коммуникации в различных сферах. Примером такого подхода может стать обсуждение исторических событий на уроке английского языка, где учащиеся изучают иностранные источники и сравнивают их с материалами из курса истории.
Таким образом, формирование функциональной грамотности на уроках иностранного языка — это многогранный процесс, требующий использования разнообразных методов и стратегий. Уроки должны быть ориентированы на практическое применение языка в реальных ситуациях, развитие критического мышления и навыков общения, как устного, так и письменного. Учитель играет важную роль в создании условий, которые позволяют учащимся не только изучать язык, но и активно использовать его для решения жизненных задач.
Список литературы
Безукладников К.Э., Мелехина Е.С. Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка в рамках учебно-исследовательской деятельности // Язык и культура. 2023. №61. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-funktsionalnoy-gramotnosti-na-urokah-angliyskogo-yazyka-v-ramkah-uchebno-issledovatelskoy-deyatelnosti-1
Захарова В.А., Безукладников К.Э. Типология заданий для формирования функциональной грамотности в подготовке учителя английского языка и начальных классов // Язык и культура. 2022. №60. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tipologiya-zadaniy-dlya-formirovaniya-funktsionalnoy-gramotnosti-v-podgotovke-uchitelya-angliyskogo-yazyka-i-nachalnyh-klassov
Юцис А.Э. Методы и подходы к формированию функциональной грамотности школьников // Вестник науки. 2023. №11 (68). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metody-i-podhody-k-formirovaniyu-funktsionalnoy-gramotnosti-shkolnikov
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×