Формирование функциональной грамотности на уроках истории | Сучкова Светлана Валентиновна. Работа №342754. Номер работы: №342754
Аннотация. В статье рассматриваются основные подходы и методы формирования функциональной грамотности на уроках истории. Описываются способы активизации познавательной деятельности школьников, развитие умений критически осмысливать исторические факты, анализировать информацию и использовать полученные знания в реальных жизненных ситуациях.
Ключевые слова: функциональная грамотность, уроки истории, критическое мышление, школьники, познавательная деятельность, образовательные технологии.
ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ
Сучкова Светлана Валентиновна, учитель истории
ГБОУ школа № 98 с углубленным изучением английского языка Калининского района г.Санкт-Петербурга
Аннотация. В статье рассматриваются основные подходы и методы формирования функциональной грамотности на уроках истории. Описываются способы активизации познавательной деятельности школьников, развитие умений критически осмысливать исторические факты, анализировать информацию и использовать полученные знания в реальных жизненных ситуациях.
Ключевые слова: функциональная грамотность, уроки истории, критическое мышление, школьники, познавательная деятельность, образовательные технологии.
Формирование функциональной грамотности на уроках истории является одной из ключевых задач современного образования. Функциональная грамотность включает в себя способность применять знания и умения на практике для решения реальных жизненных задач. Это подразумевает не только усвоение фактической информации, но и развитие критического мышления, аналитических навыков, умения интерпретировать источники и делать выводы на основе анализа данных. На уроках истории учителю необходимо использовать методы, направленные на развитие у школьников способности работать с историческими фактами, оценивать их достоверность, находить причинно-следственные связи и применять исторические знания в современном контексте.
Одним из важнейших аспектов формирования функциональной грамотности является развитие у школьников навыков работы с историческими источниками. Исторические документы, тексты, карты и иллюстрации позволяют учащимся не только изучать факты, но и анализировать их с разных точек зрения. Например, на уроках истории можно предложить школьникам анализировать первоисточники по теме Второй мировой войны, сопоставлять их с различными интерпретациями историков и делать собственные выводы. Такой подход помогает школьникам развивать критическое мышление, учит их работать с информацией и оценивать её достоверность.
Проектная деятельность является ещё одним эффективным методом формирования функциональной грамотности на уроках истории. Учителя могут предлагать школьникам различные проекты, которые требуют от них применения исторических знаний для решения практических задач. Например, школьники могут создать проект на тему «Влияние Великой французской революции на современное общество», где они будут исследовать, как исторические события оказали влияние на развитие современных политических и социальных систем. Проекты помогают учащимся развивать навыки самостоятельного поиска и анализа информации, планирования работы и презентации результатов.
Использование интерактивных методов также способствует развитию функциональной грамотности. Учителя могут организовывать уроки в форме исторических дебатов, ролевых игр или дискуссий, где учащиеся будут обсуждать важные исторические вопросы, анализировать действия исторических личностей и высказывать своё мнение. Например, можно организовать ролевую игру, в которой учащиеся будут представлять разных участников Венского конгресса 1815 года, обсуждать их позиции и находить компромиссы. Это помогает развивать у школьников коммуникативные навыки, учит их аргументировать свои позиции и принимать решения на основе анализа исторических фактов.
Важную роль в формировании функциональной грамотности играет работа с картами и статистическими данными. Умение анализировать географические карты, демографические и экономические показатели помогает школьникам лучше понять исторические процессы и увидеть их связь с современностью. Например, на уроках можно предложить учащимся изучить карту разделов Польши в XVIII веке и проанализировать, как территориальные изменения повлияли на политическую ситуацию в Европе. Работа с картами и данными развивает у школьников аналитические навыки и способность использовать знания для решения конкретных задач.
Использование современных технологий также способствует формированию функциональной грамотности. Учителя могут использовать интерактивные карты, онлайн-ресурсы и образовательные платформы для визуализации исторических процессов и создания условий для самостоятельной работы школьников. Например, учащиеся могут создавать интерактивные презентации по историческим темам, проводить виртуальные экскурсии по историческим местам или работать с онлайн-архивами. Это помогает школьникам не только усваивать знания, но и развивать навыки работы с информацией, что является важной частью функциональной грамотности.
Одним из методов, направленных на формирование функциональной грамотности, является работа над межпредметными проектами. История тесно связана с другими предметами, такими как география, обществознание, экономика и литература, что позволяет организовывать комплексные проекты, которые охватывают несколько дисциплин. Например, школьники могут создать проект, исследующий взаимосвязь между историческими событиями и литературными произведениями, в которых эти события описаны. Это помогает учащимся увидеть связь между разными аспектами знания и применять свои навыки в различных областях.
Работа с источниками и критическое осмысление информации способствует развитию у школьников способности анализировать современные события и делать выводы на основе исторического опыта. Например, на уроках можно предложить учащимся сравнить политические события прошлого с современными процессами, выявить сходства и различия, а затем обсудить, как исторические уроки могут помочь в решении современных проблем. Это помогает школьникам развивать навыки прогнозирования и осознания важности истории для понимания настоящего и будущего.
Подводя итог, можно сказать, что формирование функциональной грамотности на уроках истории требует от учителя использования разнообразных методов и приёмов. Работа с историческими источниками, проектная деятельность, интерактивные методы, использование карт и статистики, а также применение современных технологий помогают школьникам развивать навыки критического мышления, анализа и интерпретации данных. Эти методы способствуют не только лучшему усвоению материала, но и формированию у школьников способности применять знания в реальной жизни, что является ключевым элементом функциональной грамотности.
Список литературы
Антропова М.С. Функциональная грамотность на уроках истории и обществознания// Высшая школа.2020. №10. С.34-38
Войченко Е.Д.
Формирование функциональной грамотности на уроках истории
//
Международный научный журнал «
Вестник науки
» №
12 (57) Т.1
декабрь
2022 г.
– С. 133-136.
Корнеева, Е. А. Функциональная грамотность как основа для развития навыков коммуникации на уроках истории и обществознания / Е. А. Корнеева. — Текст: непосредственный // Исследования молодых ученых: материалы LXXI
Междунар
. науч.
конф
. (г. Казань, декабрь 2023 г.). — Казань: Молодой ученый, 2023. — С. 43-48.