Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 18.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка | Поддубняк Любовь Федоровна. Работа №338038. Номер работы: №338038

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация: Статья рассматривает важность формирования функциональной грамотности у учеников на уроках русского языка. Развитие коммуникативных компетенций и практическое применение знаний в жизни являются основой функциональной грамотности. Необходимость использования различных методов и подходов для достижения формирования функциональной грамотности на уроках русского языка.

Ключевые слова: функциональная грамотность, русский язык, коммуникативные компетенции, методы обучения, систематический подход.

Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка
Поддубняк Любовь Федоровна, учитель русского языка и литературы,
ГБУ ОО ЗО Азовская СОШ №39, г.о. Мелитополь
Аннотация: Статья рассматривает важность формирования функциональной грамотности у учеников на уроках русского языка. Развитие коммуникативных компетенций и практическое применение знаний в жизни являются основой функциональной грамотности. Необходимость использования различных методов и подходов для достижения формирования функциональной грамотности на уроках русского языка.
Ключевые слова: функциональная грамотность, русский язык, коммуникативные компетенции, методы обучения, систематический подход.
Формирование функциональной грамотности – важная задача, стоящая перед учителями русского языка. В современном информационном обществе обладание навыками эффективного коммуницирования является неотъемлемой частью успешной социальной адаптации и профессионального развития. Поэтому, развивая функциональную грамотность учеников на уроках русского языка, педагоги способствуют формированию их коммуникативных компетенций.
Следует отметить, что функциональная грамотность ориентирована на практическое применение знаний в жизни и обеспечивает ученикам возможность свободно и грамотно выражать свои мысли и идеи. Это предполагает освоение таких навыков, как правильное использование различных типов речи (научный, художественный, деловой), адекватное владение стилистическими приемами (употребление словарного запаса, выбор подходящих лексических единиц) и умение аргументировать свою точку зрения. Как результат, формирование функциональной грамотности способствует повышению культуры речевого общения учеников и развитию их мыслительных способностей.
На уроках русского языка выполняются различные упражнения, которые помогают развивать у учащихся функциональную грамотность и позволяют им усваивать не только грамматические нормы языка, но и умение выбирать оптимальные языковые средства для достижения коммуникативных целей. Учащиеся должны уметь использовать язык в различных жизненных и социальных ситуациях, владеть языковыми формулами и речевыми оборотами, понимать особенности различных жанров речи и уметь адаптировать свою речь к ситуации общения.
На уроках русского языка преподаватель стремится создать условия для развития функциональной грамотности учащихся. Это достигается через организацию разнообразных упражнений, таких как ролевые игры, диалоги, обсуждение текстов и т.д. В процессе выполнения этих заданий учащиеся учатся активно использовать свои знания языка для передачи смысла и достижения желаемого коммуникативного эффекта.
Учителю важно создать обстановку, которая позволит учащимся применять свои знания и навыки в реальных ситуациях общения. Это поможет им не только развивать языковые компетенции, но и повысит их уверенность в себе и успехи в общении на русском языке.
Методы и подходы к формированию функциональной грамотности включают в себя:
1) Метод моделирования. В рамках этого метода учитель создает ситуацию коммуникации, моделируя реальные жизненные ситуации, в которых ученики должны использовать определенные языковые выражения и навыки. Например, учитель может организовать игру-диалог, где ученики играют роли различных персонажей и взаимодействуют друг с другом, используя соответствующую лексику и грамматические конструкции.
2) Метод проектов. В рамках этого метода ученики работают над определенным проектом, который требует использования языковых навыков и знаний. Например, ученики могут создать свою собственную газету или журнал, где им придется написать статьи, интервью, рекламные объявления и т.д. Это позволяет им применять свои знания и навыки на практике и учиться работать с различными типами текстов.
3) Работа с автентичными (достоверными, подлинными) материалами. Учитель может использовать реальные тексты из газет, журналов, интернета и т.д., которые соответствуют интересам и потребностям учеников. Это позволяет ученикам узнать, какую информацию можно получить из этих текстов, и как ее правильно интерпретировать и использовать. Кроме того, работа с автентичными материалами способствует развитию навыков чтения, понимания и анализа текстов.
4) Метод постепенного и систематического подхода. Учитель должен строить уроки таким образом, чтобы каждый новый урок был связан с предыдущими и предлагал ученикам новые возможности для практики и применения полученных знаний. Таким образом, ученики смогут постепенно улучшать свои навыки и стать функционально грамотными в русском языке.
Практические задания и упражнения являются неотъемлемой частью уроков русского языка и эффективным средством для формирования функциональной грамотности учащихся. Они позволяют развивать у детей умение понимать и использовать язык в различных практических ситуациях.
Один из примеров практических заданий – составление диалогов на заданную тему. Ученикам предлагается создать диалоги, при которых они должны применить определенные языковые средства, например, выразить приглашение, задать вопросы, выразить согласие или несогласие и т.д. Это задание тренирует учащихся в использовании разных типов речи в соответствии с ситуацией общения.
Другим примером может быть выполнение заданий на составление письма или объяснительной записки. Ученикам предлагается написать письмо или записку с определенной целью и получателем. Это помогает развивать их навыки письменной коммуникации, а также тренировать умение структурировать свои мысли и выражать их грамотно.
Также эффективным средством для развития функциональной грамотности может быть выполнение упражнений на закрепление пройденного материала, например, с активным использованием грамматических и лексических структур. Учащимся предлагается заполнить пропуски в предложениях, сделать подстановки или преобразования слов и фраз в соответствии с правилами русского языка. Это позволяет им укрепить свои знания и улучшить навыки самостоятельного использования языка.
Оценка и контроль уровня функциональной грамотности учащихся являются важным этапом в процессе формирования этого навыка на уроках русского языка. Для эффективного оценивания и контроля необходимо применять разнообразные приемы:
- Тестирование. Проведение тестов позволяет проверить знания учащихся в различных аспектах функциональной грамотности, таких как орфография, пунктуация, грамматика, лексика и др. Тесты могут быть как письменными, так и устными, что позволяет учащимся проявить свои навыки и знания в разных формах. При этом важно учитывать, что тестирование не должно быть единственным способом оценки, поскольку некоторые аспекты функциональной грамотности могут быть сложно оценить с помощью тестов.
- Практические задания. Например, можно предложить им написать эссе, составить рассказ или диалог, выполнить задания по стилистике и др. Это поможет проверить не только знания учащихся, но и их способность применять эти знания на практике. Оценивание таких заданий может быть более субъективным, поэтому важно иметь четкие критерии оценки.
- Портфолио. В портфолио могут входить работы учащихся, выполненные на уроках русского языка, а также рефлексия и самооценка. Это поможет не только определить текущий уровень функциональной грамотности, но и отслеживать прогресс учащихся в течение учебного года.
Список литературы
Болонкина, Е. В. Формирование функциональной грамотности школьников на уроках русского языка // Молодой ученый. - 2017. - № 23. - С. 320-322.
Соколова, Е. Н. Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка // Филологическое образование в XXI веке: традиции и инновации: сборник статей международной научно-практической конференции. - 2018. - С. 117-121.
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×