Формирование функциональной грамотности на уроках музыки | Ляшенко Елена Анатольевна. Работа №338464
Аннотация. Статья рассматривает важность формирования функциональной грамотности на уроках музыки в контексте воспитания новой личности, способной к творческой деятельности. Автор подчеркивает необходимость сделать уроки музыки живыми и интересными, уйти от лекционных занятий и сосредоточиться на практическом освоении музыкальных навыков. В статье также описаны основные принципы формирования функциональной грамотности на уроках музыки: целостный подход, разнообразие жанров, систематическое освоение основных понятий, практический подход, использование интерактивных методов обучения и современной музыки.
Ключевые слова: функциональная грамотность, уроки музыки, целостный подход, разнообразие жанров, систематическое освоение понятий, практический подход, интерактивные методы обучения.
ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ МУЗЫКИ
Ляшенко Елена Анатольевна, учитель музыки
ГБОУ «Гимназия с углубленным изучением английского языка № 11 городского округа Донецк»
Аннотация. Статья рассматривает важность формирования функциональной грамотности на уроках музыки в контексте воспитания новой личности, способной к творческой деятельности. Автор подчеркивает необходимость сделать уроки музыки живыми и интересными, уйти от лекционных занятий и сосредоточиться на практическом освоении музыкальных навыков. В статье также описаны основные принципы формирования функциональной грамотности на уроках музыки: целостный подход, разнообразие жанров, систематическое освоение основных понятий, практический подход, использование интерактивных методов обучения и современной музыки.
Ключевые слова: функциональная грамотность, уроки музыки, целостный подход, разнообразие жанров, систематическое освоение понятий, практический подход, интерактивные методы обучения.
В настоящее время перед нашим обществом и школой стоит цель – воспитание новой личности, свободной, способной к активной, творческой деятельности. Современный выпускник должен уметь использовать приобретенные в школе и в течение всей жизни знания, умения и навыки для решения максимального диапазона жизненных задач во всех сферах человеческой деятельности, то есть быть функционально грамотным.
По мнению известного отечественного ученого, психолога и лингвиста, А. А. Леонтьева «…функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
Часто ученики-подростки на уроке ведут дискуссии на тему «Зачем нужна музыка?». И в итоге, после долгих обсуждений, соглашаются с тем, что за определенный год обучения они стали богаче духовно и грамотнее, могут отличить на слух ту или иную мелодию, звучащую по телевидению или на каком-нибудь мероприятии, применить свои знания по определению произведений, стиля того или иного композитора.
Урок музыки помогает обучающимся познать мир, воспитывает художественный вкус, творческое воображение, любовь к жизни, человеку, природе и своей Родине.
Учителю музыки важно стремиться вызвать в обучающихся ясное понимание и ощущение того, что музыка является не просто развлечением, которым можно пользоваться по своему усмотрению, а важной часть самой жизни. Однако только рассказами о музыке современных детей трудно заинтересовать. Поэтому главная задача – уйти от лекционных занятий, сделать уроки музыки живыми и интересными, способствовать развитию практических навыков, чтобы дети на них видели результаты своего обучения.
Основные принципы формирования функциональной грамотности на уроках музыки:
1. Целостный подход. Формирование функциональной грамотности должно происходить через усвоение и понимание музыкальных процессов в целом. Ученики должны видеть связь между разными элементами музыкальной композиции и осознавать их взаимное влияние.
2. Разнообразие жанров. На уроках музыки должны звучать разные музыкальные произведения разных жанров и стилей. Это поможет учащимся понять и оценить различные функции музыки в разных контекстах и развить умение анализировать и интерпретировать музыкальные произведения.
3. Систематическое освоение основных понятий. Учебный процесс должен основываться на постепенном ознакомлении учеников с основными понятиями и терминами музыки. Они должны знать и понимать такие понятия, как мелодия, ритм, гармония, тембр и др., чтобы иметь возможность анализировать и интерпретировать музыкальные произведения.
4. Практический подход. Формирование функциональной грамотности требует активного участия учеников в музыкальном процессе. Это может включать слушание музыки, исполнение музыкальных произведений на инструменте, создание собственных композиций и др. Практическое освоение музыки позволяет учащимся лучше понять и оценить музыкальные процессы и эффективнее развивать свои навыки.
5. Интерактивные методы обучения. Для формирования функциональной грамотности на уроках музыки полезно использовать интерактивные методы обучения, такие как групповые задания, дискуссии, игровые формы работы и т.д. Они помогут ученикам активно взаимодействовать друг с другом, обмениваться мнениями и идеями, а также развивать коммуникативные навыки, что важно для анализа и интерпретации музыкальных произведений.
6. Использование современной музыки. Для формирования функциональной грамотности важно включать в учебный процесс современные музыкальные произведения. Это поможет ученикам лучше понять и оценить современные тренды и направления в музыке, а также осознать ее социальные и культурные функции.
Для эффективного формирования функциональной грамотности учащихся на уроках музыки применяются различные методы и приемы. Один из таких методов – это активное использование музыкальных инструментов и оборудования на уроках.
Во-первых, это может быть работа с аккомпанированием. Учащиеся могут изучать основные аккорды и ритмы на инструменте, чтобы научиться играть аккомпанементы к музыкальным произведениям. Это помогает им понять роль аккомпанемента в музыке и развивает их умение слушать и реагировать на других исполнителей.
Во-вторых, на уроках музыки можно использовать различные музыкальные игры и задания, которые развивают функциональную грамотность. Например, учащимся можно предложить написать собственную песню, используя заданные аккорды или мелодию.
Также на уроках музыки проводятся различные музыкальные анализы. Учащиеся изучают структуру и форму музыкальных произведений, анализируют музыкальные элементы, ищут связи между разными музыкальными источниками. Это помогает развить их способность воспринимать и оценивать музыку, а также понимать и интерпретировать ее смысл.
Еще одним эффективным приемом развития функциональной грамотности на уроках музыки является использование музыкальной импровизации. Учащимся предлагается на основе определенных музыкальных параметров создавать собственные музыкальные произведения. Такая работа развивает их творческое мышление, а также способность выражать свои эмоции и идеи через музыку.
Таким образом, формирование функциональной грамотности на уроках музыки требует использования разнообразных методов и приемов. Активное использование музыкальных инструментов, проведение музыкальных игр и анализов, а также музыкальная импровизация позволяют учащимся развивать свои музыкальные навыки и понимание музыки. Эти методы способствуют развитию функциональной грамотности и помогают учащимся лучше понять музыкальные произведения, а также уверенно выражать себя в музыкальной среде.
Список литературы
1. Формирование функциональной грамотности школьников в контексте преподавания учебных предметов [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / И. С. Бегашева, Н. И. Васильева, Е. Г. Коликова и др.– Электрон. текстовые дан. (1 файл: 2,52 Мб). – Челябинск: ЧИППКРО, 2021.
2. Формирование функциональной грамотности (из опыта работы МБОУ СОШ №24 города Кирова): Сборник материалов / под науч. ред. М.Ф. Соловьевой; Авторский коллектив; КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области»; МБОУ СОШ № 24 города Кирова. – Киров, 2023. – 47 с. 1 CD-ROM.– Текст: электронный.