Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Формирование функциональной грамотности на уроках биологии | Посунько Галина Николаевна. Работа №344696. Номер работы: №344696

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация: Формирование функциональной грамотности учащихся – одна из ключевых задач современной школы. Особое внимание следует уделять развитию этой компетенции на предметных уроках, в частности на уроках биологии, где она играет важную роль в понимании научных принципов и решении практических задач. В статье рассматриваются основные подходы к формированию функциональной грамотности школьников на уроках биологии, а также предлагаются конкретные методические приемы и примеры их применения.

Ключевые слова: функциональная грамотность, биология, научная грамотность, критическое мышление, учебные задачи, практическая деятельность.

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
Посунько Галина Николаевна, учитель
ГБОУ СОШ 31 с. Экономическое Крымского района Краснодарского края
Аннотация: Формирование функциональной грамотности учащихся – одна из ключевых задач современной школы. Особое внимание следует уделять развитию этой компетенции на предметных уроках, в частности на уроках биологии, где она играет важную роль в понимании научных принципов и решении практических задач. В статье рассматриваются основные подходы к формированию функциональной грамотности школьников на уроках биологии, а также предлагаются конкретные методические приемы и примеры их применения.
Ключевые слова: функциональная грамотность, биология, научная грамотность, критическое мышление, учебные задачи, практическая деятельность.
Формирование функциональной грамотности в рамках школьного образования – это фундаментальная задача, заключающаяся в том, чтобы учащиеся могли применять свои знания и умения в повседневной жизни. Важнейший компонент функциональной грамотности — это способность использовать знания для решения практических задач, критически осмысливать информацию и принимать решения на основе анализа данных. На уроках биологии этот процесс может быть особенно эффективным благодаря предметным возможностям дисциплины, которая непосредственно связана с реальными явлениями природы и жизни человека.
Одним из основных подходов к формированию функциональной грамотности на уроках биологии является использование задач, требующих практического применения знаний. Например, учащимся можно предложить проанализировать влияние различных факторов на рост растений. Задача может быть сформулирована так: Как свет, вода и удобрения влияют на рост растений? Придумайте эксперимент для проверки гипотезы. Этот пример требует от учащихся не только знания теоретического материала, но и умения использовать его для планирования и проведения эксперимента, интерпретации результатов и формулировки выводов. Таким образом, учащиеся учатся применять научные методы для решения практических задач, что является важным аспектом функциональной грамотности.
Еще один эффективный метод – это использование межпредметных связей для решения сложных задач. Например, на уроках биологии можно рассматривать вопросы, связанные с экологией, которые требуют знаний из смежных дисциплин, таких как география или химия. Например, учащимся можно предложить задачу на тему изменения климата: Как повышение уровня углекислого газа в атмосфере влияет на биологические системы?. Для решения такой задачи необходимо привлекать знания из разных областей, а также уметь критически оценивать информацию и делать выводы.
На уроках биологии важно развивать не только теоретическую, но и практическую сторону функциональной грамотности. Этому способствует выполнение лабораторных и практических работ, а также участие в проектной деятельности. Например, проект Изучение местной флоры и фауны требует от учащихся сбора и анализа данных, их обобщения и представления результатов в виде отчета или презентации. Подобная работа учит детей самостоятельно планировать исследование, критически оценивать полученные данные и искать пути решения проблем. Кроме того, учащиеся учатся представлять результаты своей работы в доступной и понятной форме, что развивает их коммуникативные навыки, являющиеся неотъемлемой частью функциональной грамотности.
Важной составляющей формирования функциональной грамотности является развитие критического мышления. Учителю биологии следует активно вовлекать учащихся в обсуждение научных фактов и теорий, предлагая им анализировать различные точки зрения на те или иные биологические проблемы. Например, можно организовать дискуссию на тему генной инженерии, предложив учащимся проанализировать как положительные, так и отрицательные последствия ее применения. Такая работа помогает учащимся учиться аргументированно выражать свое мнение, критически оценивать поступающую информацию и принимать взвешенные решения на основе анализа фактов.
Использование актуальных и жизненных примеров также способствует развитию функциональной грамотности. Например, обсуждение вопросов здорового образа жизни на уроках биологии позволяет учащимся применять полученные знания в повседневной жизни. Задачи могут быть следующими: Как правильное питание влияет на здоровье человека? или Как физическая активность помогает поддерживать нормальный обмен веществ?. Решение подобных задач помогает учащимся осознать значимость биологических знаний для их личной жизни и здоровья, что повышает их мотивацию к изучению предмета.
Современные технологии также играют важную роль в формировании функциональной грамотности. Использование цифровых образовательных ресурсов, таких как интерактивные модели, виртуальные лаборатории и онлайн-тесты, помогает учащимся лучше понимать биологические процессы и явления, развивает их навыки работы с информацией и критического мышления. Например, при изучении сложных тем, таких как клеточное деление или фотосинтез, учитель может использовать интерактивные модели, которые наглядно демонстрируют процессы на микроуровне. Это не только облегчает понимание материала, но и учит учащихся работать с научными данными, анализировать и интерпретировать их.
Таким образом, формирование функциональной грамотности на уроках биологии требует комплексного подхода, включающего в себя использование практических задач, межпредметных связей, проектной деятельности, развитие критического мышления и применение современных технологий. Учащиеся, которые осваивают эти навыки, становятся более подготовленными к реальной жизни, способны принимать обоснованные решения и критически оценивать окружающую информацию. Учителю биологии важно не только передавать знания, но и учить детей применять их в реальных жизненных ситуациях, что является ключевой целью современного образования.
Список литературы
Борщевская А Функциональная грамотность в контексте современного этапа развития образования // Наука и школа. 2021. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/funktsionalnaya-gramotnost-v-kontekste-sovremennogo-etapa-razvitiya-obrazovaniya
Попова О.В., Беликова Р.М. , Новолодская Е.Г. Естественно-научный компонент функциональной грамотности обучающихся: теория и практика формирования и развития // Концепт. 2023. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/estestvenno-nauchnyy-komponent-funktsionalnoy-gramotnosti-obuchayuschihsya-teoriya-i-praktika-formirovaniya-i-razvitiya
Суханова А.А. Эффективность формирования функциональной грамотности на уроках биологии // Вестник науки. 2023. №6 (63). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/effektivnost-formirovaniya-funktsionalnoy-gramotnosti-na-urokah-biologii
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×