Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Формирование функциональной грамотности на уроках физики | Воронина Татьяна Владимировна. Работа №342527. Номер работы: №342527

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация.    В статье обсуждаются стратегии формирования функциональной грамотности учащихся на уроках физики. Описываются методы интеграции межпредметных связей и применения физических знаний в практических ситуациях. Автор приводит примеры заданий и проектов, которые способствуют развитию аналитического мышления и способности применять физические концепции в реальной жизни.

Ключевые слова: функциональная грамотность, уроки физики, межпредметные связи, практические ситуации, аналитическое мышление, применение знаний, проектная деятельность.

Формирование функциональной грамотности на уроках физики

 

Воронина Татьяна Владимировна, учитель физики

МКОУ СОШ  № 1 г. Острогожска Воронежской области

 

Аннотация.    В статье обсуждаются стратегии формирования функциональной грамотности учащихся на уроках физики. Описываются методы интеграции межпредметных связей и применения физических знаний в практических ситуациях. Автор приводит примеры заданий и проектов, которые способствуют развитию аналитического мышления и способности применять физические концепции в реальной жизни.

Ключевые слова: функциональная грамотность, уроки физики, межпредметные связи, практические ситуации, аналитическое мышление, применение знаний, проектная деятельность.

 

Формирование функциональной грамотности на уроках физики становится одной из важнейших задач современного образования, так как грамотность, в первую очередь, подразумевает способность обучающихся применять свои знания в реальных жизненных ситуациях. Важным аспектом функциональной грамотности является критическое мышление, умение работать с информацией, а также способность к решению проблем, которые могут возникнуть не только в рамках учебного процесса, но и в повседневной жизни. Уроки физики, как предмет, который исследует законы природы и механизмы, используемые в различных областях, предоставляют уникальные возможности для формирования этих навыков.

Для начала, следует отметить, что функциональная грамотность включает в себя три ключевых компонента: способность извлекать, интерпретировать и оценивать информацию, а также применять её для решения практических задач. На уроках физики учащиеся могут работать с различными источниками информации, такими как научные статьи, графики, таблицы, статистические данные и многое другое. Это позволяет развивать навыки анализа и синтеза информации. Например, при изучении темы "Энергия" ученики могут проанализировать данные о потреблении энергии в различных странах, сопоставить результаты с уровнями развития и сделать выводы о влиянии различных факторов на экономику.

Практическое применение теоретических знаний — еще один важный шаг в формировании функциональной грамотности. Решение реальных физических задач, связанных с повседневной жизнью, помогает ученикам понять, как физические законы действуют в окружающем мире. Например, при изучении механики можно рассмотреть ситуацию, когда учащиеся должны рассчитать силу, необходимую для подъема предмета, и произвести сравнение с силой, которая доступна в реальной жизни, например, в ситуации с подъемом тяжестей. Такие практические задания развивают осознание связи между учебным материалом и реальностью, способствуя интеграции знаний в повседневную практику.

Совершенно особое внимание на уроках физики следует уделять проектным работам, которые требуют от учащихся не только применения теоретических знаний, но и способности работать в команде, стратегически планируя выполнение задач и достигая общих целей. Проектная деятельность может включать в себя разработку моделей, проведение исследований, а также участие в конкурсах научных проектов. В ходе работы над проектами учащиеся учатся осознанно подходить к своим выводам, искать дополнительные источники информации, оценивать результаты и рефлексировать над своим опытом.

Также важно отметить, что функциональная грамотность напрямую связана с умением находить решения в условиях неопределенности и решать нестандартные задачи. На уроках физики учителя могут внедрять проблемные ситуации, в которых учащиеся должны будут применить свои знания, исследовать разные подходы и находить оригинальные решения. Это может быть реализовано через практические задачи, в которых ученики сталкиваются с сложными позициями, требующими анализа, оценки и пытливого ума.

Не менее важным аспектом формирования функциональной грамотности является математическая подготовка, так как многие физические концепции требуют грамотного использования математических инструментов. Работа с формулами, решением уравнений, построением графиков и анализом данных составляет неотъемлемую часть уроков физики. Учащиеся должны получить необходимые математические навыки, чтобы иметь возможность решать задачи и проводить исследования, основанные на математическом анализе.

Совершенствование функциональной грамотности не происходит в одночасье. Этот процесс требует времени и системного подхода в образовании. Учителям важно создавать учебную среду, которая будет способствовать таким достижениям, предоставляя учащимся возможность задавать вопросы, исследовать различные подходы и сотрудничать друг с другом. Учебные материалы и ресурсы также должны быть разнообразными и интерактивными, чтобы стимулировать интерес учащихся к предмету.

Таким образом, формирование функциональной грамотности на уроках физики требует активного вовлечения учащихся в процесс познания, а учителям необходима гибкость и готовность применять различные методики. Применение практических заданий, проектных работ, решение проблемных ситуаций и интеграция математики создаёт основу для развития критического мышления и способности принимать решения. В конечном итоге, цели формирования функциональной грамотности в физике не только способствуют лучшему пониманию предмета, но и готовят учащихся к жизни в современном обществе, где научные знания и умение применять их становятся фундаментом для успешной деятельности.

 

Список литературы

Воспитательный и развивающий потенциал предметов физики-математического цикла: монография/ Г.Н. Степанова, Е.Ю. Лукичева. - СПб.: СПбАППО, 2014;

Методические

рекомендации

по

формированию

функциональной

грамотности

обучающихся

5-9

классов

с

использованием

открытого

банка

заданий

на

цифровой

платформе

по

шести

направлениям

функциональной

грамотности

в

учебном

процессе

и

для

проведения

внутришкольного

мониторинга

формирования

функциональной

грамотности

обучающихся

/

под

ред

.

Г

.

С

.

Ковалевой

.

М

:

ФГБНУ

«Институт

стратегии

развития

образования

РАО»

, 2022. 360

с

.

Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы: методическое пособие для педагогов /Под общей редакцией Л.Ю. Панариной, И.В. Сорокиной, О.А. Смагиной, Е.А. Зайцевой. – Самара: СИПКРО, 2019.

Система

оценки

достижений

планируемых

предметных

результатов

освоения

учебного

предмета

«Физика»

:

методические

рекомендации

/

М

.

Ю

.

Демидова

,

А

.

Ю

.

Пентин

.

М

. :

ФГБНУ

«Институт

стратегии

развития

образования»

, 2023.

99

с

.:

ил

.


Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×
УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ
X