Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Формирование функциональной грамотности на уроках математики | Ондар Алина Алексеевна. Работа №344196. Номер работы: №344196

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассмотрены способы формирования функциональной грамотности на уроках математики. Подчеркивается важность данного навыка в условиях современного образования, а также его значимость для подготовки учащихся к реальной жизни. Особое внимание уделено методам и приёмам, направленным на развитие навыков применения математических знаний на практике, а также на совершенствование аналитического и критического мышления.

Ключевые слова: функциональная грамотность, математика, критическое мышление, прикладные задачи, учебная деятельность.

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

 

Ондар Алина Алексеевна, учитель математики

МАОУ "СОШ №24" МО "Мирнинский район" Республики Саха (Якутия)

 

Аннотация. В статье рассмотрены способы формирования функциональной грамотности на уроках математики. Подчеркивается важность данного навыка в условиях современного образования, а также его значимость для подготовки учащихся к реальной жизни. Особое внимание уделено методам и приёмам, направленным на развитие навыков применения математических знаний на практике, а также на совершенствование аналитического и критического мышления.

Ключевые слова: функциональная грамотность, математика, критическое мышление, прикладные задачи, учебная деятельность.

 

Функциональная грамотность — это способность человека использовать полученные знания и умения в повседневной жизни для решения практических задач. В условиях современной школы развитие функциональной грамотности становится одним из приоритетных направлений образования. Важно научить учащихся не только решать задачи и уравнения, но и использовать математические знания для анализа данных, решения реальных проблем и критической оценки информации. Это особенно актуально для математического образования, где многие учащиеся сталкиваются с трудностями при применении теоретических знаний на практике.

Математическая грамотность — одна из ключевых составляющих функциональной грамотности. Она подразумевает не только знание математических фактов и формул, но и способность применять их в различных жизненных ситуациях. В частности, учащиеся должны уметь анализировать количественные данные, понимать взаимосвязи между различными математическими объектами, использовать математические методы для решения прикладных задач и критически оценивать информацию, представленную в виде чисел, графиков или диаграмм.

Современные подходы к математическому образованию ориентированы на то, чтобы сделать учебный процесс более практико-ориентированным. Это позволяет ученикам осознать, что математика — это не абстрактная наука, а мощный инструмент для решения жизненных задач.

Одним из основных методов формирования функциональной грамотности является включение в учебный процесс задач, связанных с реальными жизненными ситуациями. Например, задачи, которые требуют вычисления стоимости покупок, анализа финансовых вложений или оценки времени и расстояний при планировании поездок, помогают обучающимся лучше понять практическую ценность математических знаний. Такие задачи повышают мотивацию к изучению математики и способствуют развитию навыков решения реальных проблем.

Формирование функциональной грамотности также можно осуществлять через межпредметные связи. На уроках математики важно демонстрировать взаимосвязь с другими дисциплинами, такими как физика, химия, экономика и информатика. Это позволяет учащимся понять, что математика является основой многих научных и практических областей, и способствует развитию интегративного мышления.

В условиях роста объема информации школьники должны уметь анализировать данные, представленные в числовом формате. Упражнения, направленные на анализ статистических данных, таблиц, графиков и диаграмм, помогают развивать навыки критического мышления и умение делать выводы на основе представленных данных. Такие задания готовят учащихся к работе с информацией, с которой они сталкиваются в повседневной жизни — от новостей до научных исследований.

Одним из эффективных методов формирования функциональной грамотности является работа в группах и выполнение проектов. Такие формы учебной деятельности способствуют развитию навыков общения и коллективного решения задач. Дети учатся применять математические знания для решения комплексных задач, обсуждая их с одноклассниками и находя оптимальные решения в рамках совместной работы.

Учитель математики играет ключевую роль в формировании функциональной грамотности учащихся. Важно не только объяснять теоретический материал, но и показывать его связь с реальной жизнью. Преподавателю следует использовать разнообразные методы и приёмы, направленные на развитие навыков анализа, критического мышления и применения знаний на практике. В этом контексте особое внимание следует уделять индивидуализации учебного процесса — каждый ученик должен получать задания, соответствующие его уровню подготовки и интересам.

Кроме того, важно создавать условия для самостоятельной работы учащихся, предоставляя им возможность решать задачи, требующие поиска информации и анализа данных. Учитель может предлагать разнообразные формы заданий, включая исследовательские проекты, которые способствуют формированию навыков самостоятельной работы и умению находить решения для нестандартных задач.

В итоге, формирование функциональной грамотности на уроках математики является одной из важных задач современного образования. Развитие навыков применения математических знаний на практике позволяет ученикам более осознанно подходить к изучению предмета и понимать его ценность для решения жизненных задач. Учителю важно использовать разнообразные методы, направленные на активизацию учебной деятельности, развитие критического мышления и повышение мотивации учащихся к самостоятельной работе. Только через осознание практической значимости математики обучающиеся смогут успешно интегрировать полученные знания в свою повседневную жизнь.

Список литературы

Алексеева Е. Е. Методические особенности формирования математической грамотности учащихся как составляющей функциональной грамотности // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 4 (83). С. 214-218.

Ахаимов

С. В., Бодряков В. Ю. К вопросу о формировании функциональной математической грамотности у обучающихся основной общей школы с помощью задач практико-ориентированного содержания // Екатеринбург, 2022. С. 112-122.

Валеев И. И. Функциональная математическая грамотность как основа формирования и развития математической компетенции // Бизнес. Образование. Право. 2020. № 4 (53). С. 353- 360.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×