Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка в 9-11 классах | Алымова Ирина Владимировна. Работа №345772

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматриваются методы формирования функциональной грамотности на уроках русского языка в 9-11 классах. Описаны подходы, направленные на развитие навыков использования языка в реальных жизненных ситуациях, а также стратегии, способствующие успешной подготовке школьников к итоговой аттестации и дальнейшей образовательной деятельности.

Ключевые слова: функциональная грамотность, уроки русского языка, 9-11 классы, методы, жизненные ситуации, навыки.

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 9-11 КЛАССАХ

 

Алымова Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы

МОУ Новочарская СОШ №2 им. героя России Игоря Молдованова

 

Аннотация. В статье рассматриваются методы формирования функциональной грамотности на уроках русского языка в 9-11 классах. Описаны подходы, направленные на развитие навыков использования языка в реальных жизненных ситуациях, а также стратегии, способствующие успешной подготовке школьников к итоговой аттестации и дальнейшей образовательной деятельности.

Ключевые слова: функциональная грамотность, уроки русского языка, 9-11 классы, методы, жизненные ситуации, навыки.

 

Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка в старших классах — одна из важнейших задач, стоящих перед учителями. Функциональная грамотность включает в себя не только умение читать, писать и грамотно выражать свои мысли, но и способность применять эти навыки в повседневной жизни, решая практические задачи. В условиях подготовки к экзаменам и вступлению в профессиональную жизнь школьники должны научиться эффективно использовать русский язык как инструмент общения и познания мира. Именно поэтому современные подходы к преподаванию русского языка акцентируют внимание на развитии функциональной грамотности, что позволяет ученикам справляться с различными задачами как в учебной, так и в жизненной практике.

Одним из ключевых методов формирования функциональной грамотности является интеграция языка с реальными жизненными ситуациями. Учителям русского языка важно предлагать учащимся задания, которые помогут им осознать практическую ценность знания языка. Например, упражнения, связанные с анализом информационных текстов, заполнением официальных документов или написанием писем, учат школьников правильно использовать язык в повседневных коммуникациях. Это помогает не только развивать навыки чтения и письма, но и учит школьников критически оценивать информацию, правильно оформлять свои мысли и выбирать соответствующий речевой регистр.

Для формирования функциональной грамотности важно также развивать навыки работы с текстами разных жанров и стилей. В старших классах ученики сталкиваются с необходимостью анализировать сложные информационные и художественные тексты, а также самостоятельно создавать разные виды письменных работ. Учитель может использовать тексты, взятые из реальной жизни: инструкции, рекламные объявления, статьи из СМИ. Работа с такими материалами помогает учащимся не только улучшать свои грамматические и лексические навыки, но и учиться понимать контекст и скрытые смыслы в разных типах текстов, что особенно важно для будущей профессиональной деятельности.

Ещё одним эффективным методом является развитие навыков критического мышления через анализ текстов. На уроках русского языка школьники должны уметь не только воспринимать информацию, но и анализировать её, делать выводы, выявлять скрытые связи и оценивать достоверность источников. Для этого учитель может предлагать задания, направленные на сравнительный анализ различных текстов, поиск аргументов и контраргументов в статьях, обсуждение авторских позиций и их влияния на восприятие текста. Этот метод помогает школьникам научиться критически подходить к чтению и письму, что является неотъемлемой частью функциональной грамотности.

Проектная деятельность также играет важную роль в формировании функциональной грамотности. Школьникам можно предложить создавать проекты, связанные с использованием русского языка в различных сферах жизни: исследование культурных особенностей языка, разработка информационных буклетов, составление инструкций и презентаций. Такая деятельность способствует развитию навыков самостоятельного поиска информации, её анализа и представления в письменной или устной форме, что формирует комплексное понимание использования языка в реальной жизни.

Важным аспектом формирования функциональной грамотности является подготовка к экзаменам, которые требуют от учеников не только знания теории, но и умения применять её на практике. Учитель должен обучать школьников техникам написания сочинений, аргументированных ответов, правильного построения текста и логического оформления мыслей. Для этого важно отрабатывать навыки написания эссе, разбор заданий на лингвистический анализ, а также учить учащихся грамотно выражать свою точку зрения в письменной форме.

Кроме того, формирование функциональной грамотности невозможно без развития коммуникативных навыков. Умение вести дискуссию, аргументировать свою позицию, адекватно реагировать на высказывания собеседника — всё это необходимые элементы функциональной грамотности. На уроках русского языка важно организовывать дискуссии, дебаты и ролевые игры, где учащиеся смогут отработать свои умения в реальных коммуникативных ситуациях. Это помогает не только развивать речевые навыки, но и формирует у школьников уверенность в своих силах при использовании языка в различных жизненных контекстах.

Таким образом, формирование функциональной грамотности на уроках русского языка в 9-11 классах требует комплексного подхода, включающего работу с текстами разных жанров, развитие критического мышления, проектную деятельность и подготовку к экзаменам. Учителя русского языка, используя различные методы, помогают школьникам не только успешно справляться с учебными заданиями, но и готовят их к использованию языка в повседневной жизни и профессиональной деятельности.

Список литературы

1. Горобец Л. Н., Бирюков И. В., Попова Т. П. Функциональная грамотность как основной тренд современного обучения //Мир науки, культуры, образования. – 2022. – №. 3 (94). – С. 84-86.

2. Формирование функциональной грамотности обучающихся в процессе изучения русского языка и литературы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Cост. Г.В. Токарев. – Тула, 2018. – 124 с.

3. Читательская грамотность : пособие по развитию функциональной грамотности старшеклассников / [Н. П. Забродина, И. Е. Барсуков, А. А. Бурдакова и др.] ; [под общ. ред. Р. Ш. Мошниной]. – Москва : Академия Минпросвещения России, 2021. – 80 с.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×