Формирование функциональной грамотности на уроках немецкого языка | Рунова Наталья Александровна. Работа №348335. Номер работы: №348335
Аннотация: В статье рассматривается роль формирования функциональной грамотности на уроках немецкого языка. Функциональная грамотность понимается как способность использовать полученные знания и навыки в повседневных ситуациях для решения различных практических задач. Подчеркивается важность интеграции элементов функциональной грамотности в процесс обучения иностранному языку. Приводятся примеры заданий и методических подходов, направленных на развитие этой ключевой компетенции у школьников.
Ключевые слова: функциональная грамотность, иностранный язык, немецкий язык, практико-ориентированные задания, образовательные технологии.
ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА
Рунова Наталья Александровна, учитель
МБОУ СОШ № 14 г Кузнецка имени 354-й Калинковичской ордена Ленина, Краснознаменной, ордена Суворова стрелковой дивизии
Аннотация: В статье рассматривается роль формирования функциональной грамотности на уроках немецкого языка. Функциональная грамотность понимается как способность использовать полученные знания и навыки в повседневных ситуациях для решения различных практических задач. Подчеркивается важность интеграции элементов функциональной грамотности в процесс обучения иностранному языку. Приводятся примеры заданий и методических подходов, направленных на развитие этой ключевой компетенции у школьников.
Ключевые слова: функциональная грамотность, иностранный язык, немецкий язык, практико-ориентированные задания, образовательные технологии.
Формирование функциональной грамотности на уроках иностранного языка, в частности немецкого, становится одной из приоритетных задач современной школы. В условиях динамично меняющегося мира важно, чтобы учащиеся не только получали академические знания, но и умели применять их в реальной жизни. Функциональная грамотность представляет собой умение понимать, анализировать и использовать информацию для решения конкретных жизненных задач, что является необходимым навыком для успешной социализации и адаптации в обществе.
На уроках немецкого языка формирование функциональной грамотности связано с развитием не только языковых навыков (чтение, письмо, говорение, аудирование), но и умения ориентироваться в потоке информации, анализировать и интерпретировать данные, что важно для формирования критического мышления. Одной из ключевых задач учителя является создание условий, при которых учащиеся смогут активно применять полученные знания в реальных ситуациях.
Одним из эффективных способов развития функциональной грамотности является использование практико-ориентированных заданий, которые максимально приближены к реальной жизни. Это может включать задания, такие как заполнение анкет, написание писем или электронных сообщений, составление инструкций, взаимодействие с реальными текстами (например, меню ресторанов, расписания поездов или информационные буклеты). Учащиеся, выполняя такие задания, учатся не просто понимать язык, но и использовать его для решения конкретных задач, что является основой функциональной грамотности.
Для того чтобы развить у школьников способность ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, полезно использовать метод проектов. Например, можно предложить ученикам создать проект на тему «Планирование поездки в Германию», где они будут искать информацию о транспорте, гостиницах, культурных событиях и представлять свои выводы на немецком языке. Это задание развивает навыки работы с информацией, критическое мышление и умение применять знания в новой ситуации.
Еще один важный аспект формирования функциональной грамотности — это развитие медиаграмотности. Современные дети находятся в условиях постоянного информационного потока, и учитель должен научить их не только воспринимать информацию на иностранном языке, но и критически ее анализировать. На уроках немецкого языка можно использовать аутентичные материалы, такие как новостные статьи, видеосюжеты, реклама или сообщения из социальных сетей, предлагая учащимся анализировать достоверность и значимость информации. Это помогает не только улучшить языковые навыки, но и развить критическое мышление, что является важным компонентом функциональной грамотности.
Особое внимание следует уделить интерактивным методам обучения, которые активно вовлекают учеников в процесс обучения и мотивируют их к самостоятельному применению знаний. Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках немецкого языка, таких как интерактивные доски, образовательные платформы и приложения, создает условия для развития функциональной грамотности.
Интересным инструментом для развития функциональной грамотности является использование дискуссионных форматов на уроках. Организация дебатов или обсуждений на темы, связанные с повседневной жизнью, например, экология, новые технологии или культурные различия, способствует формированию коммуникативной компетенции и развитию навыков аргументации и взаимодействия. Учащиеся учатся строить логические выводы, отстаивать свою точку зрения, что помогает им подготовиться к решению практических задач в реальной жизни.
Для того чтобы учащиеся могли применять полученные знания и навыки, важно систематически включать в учебный процесс задания, требующие самостоятельного поиска информации и принятия решений. Например, можно предложить детям найти информацию о климате в разных частях Германии и выбрать лучшее время для поездки, основываясь на погодных условиях. Такие задания учат анализировать данные, планировать и принимать обоснованные решения.
Таким образом, формирование функциональной грамотности на уроках немецкого языка предполагает интеграцию практических заданий, направленных на развитие умения использовать иностранный язык в различных жизненных ситуациях. Это способствует не только повышению интереса к изучению языка, но и формированию у школьников важных жизненных навыков, таких как критическое мышление, медиаграмотность и способность адаптироваться в условиях современного информационного общества.
Список литературы
Безукладников К. Э.,
Готлиб
Д. Л.
Формирование функциональной грамотности в основной школе как способ повышения мотивации учения на уроках иностранного языка
// Вестник ПНИПУ. Проблемы языкознания и педагогики. 2021. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-funktsionalnoy-gramotnosti-v-osnovnoy-shkole-kak-sposob-povysheniya-motivatsii-ucheniya-na-urokah-inostrannogo-yazyka (дата обращения: 23.10.2024).
Булыгина М
.
В
.
, Боровских Д
.
В
.
Использование искусственного интеллекта для развития читательской грамотности обучаемых на уроках иностранного языка
// Вестник
КазГУКИ
. 2024. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-iskusstvennogo-intellekta-dlya-razvitiya-chitatelskoy-gramotnosti-obuchaemyh-na-urokah-inostrannogo-yazyka (дата обращения: 23.10.2024).
Зариф Г
.
Г
.
Г
.
Пути развития социокультурного компонента коммуникативной компетенции в процессе обучения иностранным языкам
// ELS. 2023. №январь. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/puti-razvitiya-sotsiokulturnogo-komponenta-kommunikativnoy-kompetentsii-v-protsesse-obucheniya-inostrannym-yazykam (дата обращения: 23.10.2024).
Поддубная
Я
.
Н
.
Функционально грамотный педагог как гарант формирования функциональной грамотности учащихся средней школы
// Гуманитарные и социальные науки. 2023. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/funktsionalno-gramotnyy-pedagog-kak-garant-formirovaniya-funktsionalnoy-gramotnosti-uchaschihsya-sredney-shkoly (дата обращения: 23.10.2024).