Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Формирование функциональной грамотности на уроках математики у обучающихся с ОВЗ 5-6 классов | Котоманова Ирина Андреевна. Работа №349850

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению подходов и методов формирования функциональной грамотности у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на уроках математики в 5-6 классах. В условиях адаптированного образовательного процесса математические занятия играют ключевую роль в развитии навыков, необходимых для успешной социальной адаптации и выполнения повседневных задач. Функциональная грамотность, развиваемая через математические знания, позволяет ученикам лучше понимать и применять математические принципы в реальной жизни. Особое внимание уделено педагогическим методам, направленным на формирование у учащихся базовых навыков решения задач, анализа и интерпретации числовой информации, а также развитию пространственного мышления.

Ключевые слова: функциональная грамотность, математика, обучающиеся с ОВЗ, адаптированные образовательные программы, 5-6 классы, педагогические методы.

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ 5-6 КЛАССОВ

 

Котоманова Ирина Андреевна, учитель

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Большееланская средняя общеобразовательная школа",с. Большая Елань

 

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению подходов и методов формирования функциональной грамотности у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на уроках математики в 5-6 классах. В условиях адаптированного образовательного процесса математические занятия играют ключевую роль в развитии навыков, необходимых для успешной социальной адаптации и выполнения повседневных задач. Функциональная грамотность, развиваемая через математические знания, позволяет ученикам лучше понимать и применять математические принципы в реальной жизни. Особое внимание уделено педагогическим методам, направленным на формирование у учащихся базовых навыков решения задач, анализа и интерпретации числовой информации, а также развитию пространственного мышления.

Ключевые слова: функциональная грамотность, математика, обучающиеся с ОВЗ, адаптированные образовательные программы, 5-6 классы, педагогические методы.

 

В современном образовательном процессе одной из приоритетных задач становится развитие функциональной грамотности школьников, под которой понимается способность применять знания и навыки для решения практических задач в различных сферах жизни. В условиях реализации адаптированных образовательных программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в 5-6 классах особое значение приобретает формирование функциональной грамотности на уроках математики, поскольку математические знания лежат в основе многих жизненных навыков, таких как планирование, ориентирование в пространстве и во времени, а также решение повседневных задач.

Формирование функциональной грамотности у учащихся с ОВЗ на уроках математики представляет собой процесс, направленный на овладение математическими понятиями и способами их применения в практической деятельности. В данном контексте важно учитывать особенности восприятия и обработки информации у детей с ОВЗ, что требует индивидуального подхода и адаптации учебного материала. На начальном этапе обучения математике особое внимание уделяется развитию элементарных навыков, таких как счёт, понимание числовых значений, сравнение величин, работа с простыми геометрическими фигурами. Эти навыки становятся основой для более сложных умений, необходимых для решения практических задач, таких как измерение, подсчёт и упорядочивание предметов.

Для достижения результатов в формировании функциональной грамотности требуется применение таких методов и приёмов, которые способствуют осмыслению и практическому применению математических знаний. Задачи на сравнение, последовательность чисел и практическое применение математических операций, таких как сложение, вычитание, умножение и деление, должны быть построены таким образом, чтобы учащиеся могли увидеть их связь с реальными жизненными ситуациями. Например, учащимся предлагается посчитать количество предметов, сравнить стоимость, рассчитать время или расстояние, что помогает укрепить понимание числовых значений и позволяет им развивать навыки, которые будут полезны в жизни.

Большое значение в процессе формирования функциональной грамотности имеет развитие навыков пространственного мышления и ориентации в окружающем пространстве, поскольку данные умения необходимы для успешной социализации и выполнения повседневных задач. Математические задания, направленные на освоение простейших геометрических фигур, ориентировку в пространстве и понимание понятий «вверх», «вниз», «лево», «право», являются базовыми компонентами уроков математики для детей с ОВЗ. В процессе таких занятий учащиеся приобретают навыки, позволяющие им легче ориентироваться в пространстве и решать бытовые задачи, такие как нахождение нужного пути, понимание схем и карт, а также выполнение инструкций, связанных с местоположением объектов.

Кроме того, развитие функциональной грамотности невозможно без формирования умений интерпретировать и анализировать числовую информацию. На уроках математики учащиеся осваивают навыки анализа, которые включают в себя умение различать числа и их значения, сопоставлять количественные показатели, а также оценивать результат своих действий. Решение простых задач с конкретными примерами, которые близки к реальной жизни, помогает ученикам формировать представление о логической последовательности действий и развивать аналитические способности. Например, задачи на покупку товаров и расчёт стоимости, измерение длины и массы предметов, подсчёт оставшихся предметов после изъятия — все это позволяет детям с ОВЗ на практике увидеть, как математические навыки применимы в повседневной жизни.

Особую роль в формировании функциональной грамотности у детей с ОВЗ играет наставник, который должен уметь находить подход к каждому ученику, создавать благоприятные условия для обучения и обеспечивать понятные и доступные для восприятия методы подачи материала. Педагогическое сопровождение уроков математики предполагает применение разнообразных методов и форм работы, таких как визуализация, использование наглядных примеров и пособий, а также применение игровых элементов. Наглядные материалы, схемы, иллюстрации и графики позволяют учащимся лучше усваивать информацию и способствуют развитию понимания числовых значений и математических закономерностей.

Таким образом, процесс формирования функциональной грамотности у учащихся с ОВЗ на уроках математики направлен на приобретение навыков и умений, необходимых для успешной социализации и адаптации в обществе. Важно, чтобы обучающие методики способствовали практическому применению математических знаний и включали задачи, связанные с повседневными ситуациями, что позволяет учащимся развивать уверенность в своих силах и учиться решать задачи, с которыми они будут сталкиваться в жизни. Педагогический подход, ориентированный на практическую ценность знаний, поддерживает интерес к обучению и способствует лучшему усвоению материала. В рамках адаптированных образовательных программ математические занятия играют особую роль в процессе формирования функциональной грамотности у учащихся с ОВЗ, помогая им осваивать необходимые для жизни знания и умения и подготавливая их к успешной интеграции в общество.

 

Список литературы

1. Куманькина А. А. Методические особенности формирования функциональной грамотности на уроках математики / А. А. Куманькина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 52 (499). — С. 171-173.

2. Эшкинина Д. С. Включение элементов функциональной грамотности на занятиях с учащимися, имеющими интеллектуальные нарушения / Д. С. Эшкинина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 21 (416). — С. 484-487.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×