Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка | Возовикова Анна Игоревна. Работа №353001. Номер работы: №353001

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Формирование функциональной грамотности у школьников является важнейшей задачей современной образовательной системы. На уроках английского языка развитие функциональной грамотности приобретает особое значение, так как язык становится не только средством общения, но и инструментом для получения знаний, анализа информации и взаимодействия в глобальной среде. Статья рассматривает методы и подходы, которые помогают формировать функциональную грамотность у учащихся, включая развитие навыков чтения, письма, критического мышления и применения знаний в практических ситуациях.

Ключевые слова: функциональная грамотность, английский язык, средняя школа, критическое мышление, коммуникативный подход, языковая компетенция, образовательные технологии, практико-ориентированное обучение.

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Возовикова Анна Игоревна, учитель английского языка

МОАУ «Средняя школа №141», Красноярский край г. Красноярск

Аннотация. Формирование функциональной грамотности у школьников является важнейшей задачей современной образовательной системы. На уроках английского языка развитие функциональной грамотности приобретает особое значение, так как язык становится не только средством общения, но и инструментом для получения знаний, анализа информации и взаимодействия в глобальной среде. Статья рассматривает методы и подходы, которые помогают формировать функциональную грамотность у учащихся, включая развитие навыков чтения, письма, критического мышления и применения знаний в практических ситуациях.

Ключевые слова: функциональная грамотность, английский язык, средняя школа, критическое мышление, коммуникативный подход, языковая компетенция, образовательные технологии, практико-ориентированное обучение.

Функциональная грамотность — это способность человека использовать знания и навыки в реальных жизненных ситуациях для решения практических задач, анализа информации и принятия решений. В контексте изучения английского языка функциональная грамотность включает в себя не только знание лексики и грамматики, но и умение применять их для достижения коммуникативных целей в различных сферах жизни.

Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка в средней школе требует внедрения современных методов и технологий, которые делают процесс обучения максимально приближенным к реальной жизни. Основное внимание должно уделяться развитию навыков чтения, письма, устной речи и слушания, которые сочетаются с формированием критического мышления и способности анализировать информацию.

1. Роль функциональной грамотности в обучении английскому языку

Функциональная грамотность включает в себя несколько ключевых компонентов, которые особенно важны в процессе изучения иностранного языка:

Чтение с пониманием: способность анализировать, интерпретировать и оценивать тексты.

Письменная речь: умение создавать тексты разных жанров и форматов в соответствии с коммуникативной ситуацией.

Критическое мышление: анализ информации, оценка достоверности источников, умение делать выводы.

Социальная грамотность: способность взаимодействовать с другими людьми в межкультурной среде.

На уроках английского языка развитие функциональной грамотности помогает учащимся не только овладеть языковыми навыками, но и научиться использовать их в жизни: от написания электронных писем и заполнения анкет до участия в дискуссиях и презентациях.

2. Методы формирования функциональной грамотности

Коммуникативный подход

Одним из наиболее эффективных подходов в обучении английскому языку является коммуникативный метод, который делает упор на практическое использование языка. Задания, имитирующие реальные ситуации, такие как ролевые игры, обсуждение проблем, создание проектов, способствуют формированию навыков общения и критического мышления.

Пример задания: организовать дебаты на тему экологических проблем или разработать туристический маршрут для иностранных гостей. Это позволяет учащимся одновременно тренировать языковые навыки и применять их на практике.

Работа с текстами

Чтение и анализ текстов на английском языке — важный инструмент для развития функциональной грамотности. Использование аутентичных материалов, таких как статьи, новости, блоги или отрывки из художественных произведений, помогает учащимся освоить язык в его естественном контексте.

Пример задания: прочитать статью и ответить на вопросы, требующие анализа и интерпретации текста, например, выявить главную мысль, аргументы автора или предложить альтернативные решения проблемы.

Проектная деятельность

Проектная работа дает учащимся возможность применять языковые знания для решения реальных задач. Например, создание презентации о культуре англоговорящих стран или разработка буклета о местных достопримечательностях для иностранцев.

Проекты развивают навыки поиска и анализа информации, критического мышления и командной работы.

Использование образовательных технологий

Современные цифровые инструменты, такие как интерактивные платформы, мобильные приложения, виртуальные экскурсии, способствуют развитию языковой грамотности и повышению мотивации учащихся.

Пример: использование платформы Kahoot! для проведения викторин по лексике и грамматике или Duolingo для самостоятельной практики.

3. Формирование критического мышления

Критическое мышление — одна из ключевых составляющих функциональной грамотности. Для его развития важно включать задания, требующие анализа, сравнения, оценки и интерпретации информации.

Примеры заданий:

Обсуждение новостей: учащиеся читают статью и обсуждают её достоверность, возможные последствия или альтернативные решения проблемы.

Анализ медиаконтента: просмотр видеороликов с последующим анализом целей автора, целевой аудитории и эффективности подачи информации.

4. Практическая направленность обучения

Уроки английского языка должны быть ориентированы на применение знаний в реальной жизни. Это помогает учащимся видеть практическую ценность изучаемого материала и развивает навыки, которые пригодятся им в будущем.

Примеры:

Написание резюме и сопроводительного письма.

Заполнение онлайн-форм или регистрация на англоязычных сайтах.

Составление инструкций или руководств.

Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка — это комплексная задача, требующая внедрения современных методов и подходов. Коммуникативный подход, работа с текстами, проектная деятельность и использование образовательных технологий помогают сделать процесс обучения более эффективным и ориентированным на реальную жизнь.

Развитие функциональной грамотности не только повышает уровень языковой подготовки школьников, но и способствует формированию у них ключевых компетенций, необходимых для успешного обучения и жизни в современном обществе.

Список литературы

Безукладников Константин Эдуардович, Мелехина Екатерина Сергеевна ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В РАМКАХ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Язык и культура. 2023. №61. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-funktsionalnoy-gramotnosti-na-urokah-angliyskogo-yazyka-v-ramkah-uchebno-issledovatelskoy-deyatelnosti-1

Ситдикова Е. В. ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА // Вестник науки. 2024. №7 (76). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/igrovye-tehnologii-kak-sposob-razvitiya-funktsionalnoy-gramotnosti-na-urokah-angliyskogo-yazyka

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×