Формирование функциональной грамотности на уроках математики | Полякова Светлана Андреевна. Работа №351004. Номер работы: №351004
Аннотация. Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках математики является одной из актуальных задач современной школы. В статье рассматриваются основные подходы и методы, способствующие развитию функциональной грамотности у школьников, анализируются возможные практики внедрения математической деятельности в повседневную жизнь. Акцент сделан на использовании задач, ориентированных на решение реальных проблем, и развитии навыков, необходимых для успешной адаптации в быстро меняющемся мире.
Ключевые слова: функциональная грамотность, математика, школьное обучение, реальные задачи, математическое мышление, решение проблем, креативность.
ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Полякова Светлана Андреевна, учитель физики и математики
МБОУ СОШ с. Победино, Сахалинская обл. с. Победино
Аннотация. Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках математики является одной из актуальных задач современной школы. В статье рассматриваются основные подходы и методы, способствующие развитию функциональной грамотности у школьников, анализируются возможные практики внедрения математической деятельности в повседневную жизнь. Акцент сделан на использовании задач, ориентированных на решение реальных проблем, и развитии навыков, необходимых для успешной адаптации в быстро меняющемся мире.
Ключевые слова: функциональная грамотность, математика, школьное обучение, реальные задачи, математическое мышление, решение проблем, креативность.
В последние годы в системе образования всё большее внимание уделяется формированию функциональной грамотности учащихся. Этот процесс включает в себя способность эффективно использовать знания и умения для решения практических задач, взаимодействовать с окружающим миром и адаптироваться к изменениям в жизни общества. Математика, как один из ключевых предметов школьной программы, играет важную роль в развитии функциональной грамотности, поскольку она формирует у учащихся логическое, аналитическое и критическое мышление, учит применять знания на практике и решать разнообразные задачи.
Понятие функциональной грамотности
Функциональная грамотность — это способность человека эффективно и осознанно использовать различные виды знаний и умений для решения реальных жизненных проблем. В контексте школьного образования это означает, что ученик должен не только усваивать теоретические основы математики, но и уметь применять полученные знания для решения задач, которые могут возникнуть в жизни или в будущем профессиональном опыте. Важнейшими компонентами функциональной грамотности являются:
Умение решать задачи, имеющие прикладной характер.
Навыки анализа и интерпретации информации.
Способность к критическому осмыслению математических понятий.
Умение работать с математическими моделями, делать выводы на основе анализа данных.
Таким образом, задача образования заключается не только в освоении абстрактных математических теорий, но и в развитии умения использовать их для решения реальных проблем.
Роль математики в формировании функциональной грамотности
Математика тесно связана с реальной жизнью, и каждый из её разделов может стать основой для развития функциональной грамотности. С помощью математики можно решить широкий спектр задач: от расчёта бюджета и планирования времени до решения экологических, инженерных и технологических проблем. Сформированное математическое мышление помогает человеку быть более внимательным, точным и логичным в принятии решений.
Одним из основных принципов формирования функциональной грамотности на уроках математики является использование задач, которые имеют прикладной характер и требуют от учащихся умения работать с реальной информацией. Это могут быть задачи, связанные с личными финансами, расчетом расстояний, времени, температурных колебаний и другими аспектами жизни. Важно, чтобы ученики осознавали важность математических знаний не только в учебном процессе, но и в повседневной жизни.
Методы и подходы к формированию функциональной грамотности
Использование реальных задач
Одним из эффективных способов развития функциональной грамотности является решение задач, которые требуют применения математических знаний для решения реальных проблем. Например, можно предложить учащимся задачу на вычисление стоимости поездки, расчёт расхода топлива на определённое расстояние, планирование бюджета или оптимизацию расходов. Эти задачи помогают учащимся осознавать, как математика используется в их жизни, и развивают навыки анализа и принятия решений.
Проектная деятельность
Проектная деятельность представляет собой метод обучения, при котором учащиеся работают над решением реальной задачи в группе. Это может быть исследование какого-либо аспекта, связанного с математикой, например, разработка модели для прогноза погоды, анализ потребительских предпочтений или проект по исследованию окружающей среды с использованием математических методов. Проектная деятельность способствует развитию у учеников навыков работы в команде, креативности, способности к самостоятельному поиску решений и применению математических знаний в различных сферах жизни.
Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)
Внедрение информационных технологий в процесс обучения является важным аспектом формирования функциональной грамотности. Использование компьютерных программ, математических симуляторов и приложений для анализа данных помогает учащимся видеть практическую сторону математики. Важно научить школьников работать с различными цифровыми инструментами, которые могут быть полезны в будущей профессиональной жизни, например, для проведения статистического анализа или создания графиков.
Межпредметные связи
Математика имеет тесные связи с другими предметами, такими как физика, экономика, биология, география. Важно использовать эти связи для формирования у учащихся целостного представления о мире. Применение математических знаний в контексте других наук помогает учащимся понимать, как важны математические модели для анализа природных явлений, изучения экономических процессов, решения проблем здравоохранения и других актуальных задач.
Развитие критического мышления
Для того чтобы учащиеся могли эффективно использовать математику в реальной жизни, необходимо развивать у них способность к критическому мышлению. Это значит, что ученики должны уметь не просто решать задачи, но и оценивать полученные результаты, выявлять возможные ошибки, обсуждать альтернативные подходы и искать оптимальные решения. Развитие критического мышления способствует лучшему восприятию математических понятий и умению использовать их для решения более сложных и нестандартных задач.
Проблемы и вызовы в формировании функциональной грамотности
Одной из основных проблем в формировании функциональной грамотности является недостаток практических заданий и задач с реальными приложениями. Часто учащиеся не видят связи между изучаемым материалом и реальной жизнью, что снижает мотивацию к обучению. Также существует проблема нехватки времени для интеграции межпредметных подходов и проектной деятельности в учебный процесс.
Для того чтобы решить эти проблемы, необходимо:
Повышать уровень профессиональной подготовки учителей.
Создавать дополнительные ресурсы и материалы для работы с реальными задачами.
Включать в образовательные программы задачи, требующие креативного подхода и междисциплинарных знаний.
Формирование функциональной грамотности на уроках математики — это важная задача, которая требует от учителей использования разнообразных методов и подходов. Внедрение реальных задач, проектной деятельности, межпредметных связей и информационных технологий помогает развить у учащихся навыки, которые они смогут использовать в будущем. Математика является не только теоретическим предметом, но и важным инструментом для решения практических проблем, и именно её роль в развитии функциональной грамотности стоит в центре образовательного процесса.
Список литературы
Адамян
Эмма
Арташесовна
,
Ботвинёва
Наталья Юрьевна ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ // Педагогический вестник.
2023. №31. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-funktsionalnoy-gramotnosti-na-urokah-matemati
ki-v-sredney-shkole
Владимирова Я. О. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ // Вестник науки.
2024. №4 (73). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-formirovaniya-funktsionalnoy-gramotn
osti-na-urokah-matematiki
Шатова Ю. Ю. ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ // Инновационная наука.
2023. №9-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-funktsionalnoy-gramotnosti-na-urokah-matematiki