Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы | Верлина Оксана Константиновна. Работа №350859
Аннотация. Формирование функциональной грамотности является одной из приоритетных задач современного образования, особенно в условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). На уроках русского языка и литературы формирование функциональной грамотности происходит через развитие навыков чтения, анализа текста, критического мышления, а также умения использовать полученные знания в реальной жизни. В статье рассматриваются подходы и методы формирования функциональной грамотности у школьников на уроках русского языка и литературы, приводятся примеры заданий, помогающих учителю создать эффективные условия для освоения данного навыка.
Ключевые слова: функциональная грамотность, русский язык, литература, ФГОС, чтение, критическое мышление, работа с текстом.
Формирование функциональной грамотности
на уроках русского языка и литературы
Верлина Оксана Константиновна,
учитель русского языка и литературы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 14 города Армавира Краснодарского края
Аннотация. Формирование функциональной грамотности является одной из приоритетных задач современного образования, особенно в условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). На уроках русского языка и литературы формирование функциональной грамотности происходит через развитие навыков чтения, анализа текста, критического мышления, а также умения использовать полученные знания в реальной жизни. В статье рассматриваются подходы и методы формирования функциональной грамотности у школьников на уроках русского языка и литературы, приводятся примеры заданий, помогающих учителю создать эффективные условия для освоения данного навыка.
Ключевые слова: функциональная грамотность, русский язык, литература, ФГОС, чтение, критическое мышление, работа с текстом.
Формирование функциональной грамотности учащихся становится одной из ключевых задач для учителя русского языка и литературы в современных условиях. Под функциональной грамотностью понимается способность человека применять знания, навыки и умения для решения жизненных задач, поэтому развитие этой компетенции позволяет ученикам не просто получать знания, но и осознанно использовать их в повседневной жизни, анализировать и оценивать информацию, строить коммуникацию. Уроки русского языка и литературы имеют уникальный потенциал для развития функциональной грамотности благодаря работе с текстами различных жанров, изучению языковых средств и анализу художественных произведений.
Первым и важнейшим аспектом формирования функциональной грамотности является развитие навыков смыслового чтения и анализа текста. Прочитанный текст нужно уметь понимать не только на уровне сюжетного содержания, но и на уровне подтекста, авторской идеи, образной структуры. С этой целью педагог может использовать различные методики, направленные на развитие умения анализировать текст. Например, одним из эффективных приёмов является работа с вопросами на понимание и интерпретацию текста: «Почему герой поступил именно так?», «Какова идея произведения?», «Какие чувства автор хотел передать?» Такие вопросы помогают школьникам глубже проникать в содержание и смысл текста, что способствует формированию навыка критического осмысления прочитанного.
Кроме того, анализ текста можно дополнить заданиями, направленными на определение функциональной роли различных языковых средств. Так, учащиеся могут анализировать, как метафоры, эпитеты или сравнения усиливают образность и эмоциональную окраску текста, как синтаксические конструкции помогают передать авторскую мысль. Например, в процессе работы с произведениями классической литературы полезно предложить школьникам задание, где им нужно будет найти примеры использования художественных средств и объяснить, как они помогают раскрыть идею произведения или характер героя. Такое осознанное отношение к языку развивает у школьников навыки анализа текста, помогает понимать, как слова и фразы можно использовать для создания определённого эффекта, что также является важной составляющей функциональной грамотности.
Важным элементом является и развитие навыков аргументированной речи и построения логических рассуждений. На уроках литературы учащиеся сталкиваются с произведениями, затрагивающими морально-этические, социальные и философские проблемы. В этом контексте школьники учатся выражать своё мнение, аргументировать его, опираясь на текст и собственный опыт. Например, после чтения рассказа можно предложить ученикам дискуссию на тему поступков героев: «Согласны ли вы с поступком героя? Почему? Какие аргументы приводят вас к такому выводу?» Такое задание стимулирует школьников к самостоятельному осмыслению текста, помогает выстраивать логичные, аргументированные высказывания, что является важной частью функциональной грамотности.
Развитие навыков письменной речи также необходимо для формирования функциональной грамотности. Написание сочинений, эссе или отзывов позволяет школьникам структурировать мысли, строить логичные рассуждения, последовательно и аргументированно излагать свою позицию. Например, можно предложить учащимся написать эссе на тему «Какие черты героя мне близки и почему». В процессе выполнения такого задания ученики учатся подбирать аргументы, структурировать их в логической последовательности и выражать своё мнение. Кроме того, для учеников можно создавать задания на пересказ текста своими словами, что также развивает способность анализировать содержание и выделять главное, избегая ненужных деталей.
На уроках русского языка можно использовать задания на нахождение и исправление ошибок в текстах, что помогает школьникам развивать критическое мышление и внимательность, а также учит воспринимать текст с точки зрения его функциональной значимости. Например, учитель может предложить ученикам задание по редактированию текста, где они должны будут находить смысловые, логические и стилистические ошибки. Важно, чтобы такие задания были приближены к реальным жизненным ситуациям: это могут быть, например, написанные учеником заметки или письма, требующие корректировки. Такой подход позволяет школьникам осознать важность грамотного и логичного изложения мысли, что они смогут применять и за пределами школьного класса.
Методы, нацеленные на развитие функциональной грамотности, должны включать и групповую работу, поскольку она помогает развивать навыки сотрудничества и совместного решения задач. Одним из таких методов является метод проектов. В рамках проектной деятельности учащиеся могут вместе исследовать определённую тему, связанную с литературным произведением или лингвистическим явлением, а затем презентовать свои результаты перед классом. Это учит их не только анализировать информацию, но и излагать её другим, задавать вопросы и отвечать на них, а также строить командные обсуждения и уважать мнения других. Например, учащиеся могут подготовить проект о влиянии эпохи на произведение автора и представить его в виде презентации или стенда, что позволяет развивать как аналитические, так и коммуникативные навыки.
Использование современных информационных технологий также может стать эффективным инструментом в развитии функциональной грамотности. Например, при работе с текстом учитель может предложить ученикам использовать электронные карты, интерактивные приложения для создания «дерева аргументов» или построения схемы сюжета. Такие задания помогают школьникам развивать навыки визуализации информации, выстраивания логики и структуры текста, а также делают процесс обучения более интересным и современным, способствуя росту интереса к предмету.
Таким образом, формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы достигается через разнообразные методы, направленные на развитие навыков смыслового чтения, критического мышления, аргументированной речи и умения применять знания в практической деятельности. Важно, чтобы педагоги использовали подходы, которые делают процесс обучения более интересным, а содержание — более близким к реальной жизни, создавая таким образом условия для формирования у школьников функциональной грамотности, необходимой им для успешной социализации и развития в современном обществе.
Список литературы
Колесникова И. П. Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы / И. П. Колесникова. —
Текст :
непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 7.3 (111.3). — С. 15-17. — URL:
https://moluch.ru/archive/111/27963/
Палжанова
М. Ш. Развитие функциональной грамотности школьников на уроках русского языка и литературы / М. Ш.
Палжанова
. —
Текст :
непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы IX
Междунар
. науч.
конф
. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). — Санкт-
Петербург :
Свое издательство, 2016. — С. 60-65. — URL:
https://moluch.ru/conf/ped/archive/192/10869/
Сабирова Е. С. Функциональная грамотность на уроках русского языка в 5–11-х классах / Е. С. Сабирова. —
Текст :
непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 7 (402). — С. 271-274. — URL:
https://moluch.ru/archive/402/88819/