Формирование функциональной грамотности на уроках истории | Чеглакова Галина Васильевна. Работа №354786. Номер работы: №354786
Статья посвящена вопросам формирования функциональной грамотности учащихся на уроках истории. Рассматривается значимость исторического образования как платформы для развития навыков критического мышления, анализа информации, аргументированного выражения собственного мнения и практического применения исторических знаний в жизни. Автор раскрывает методы и приёмы, которые способствуют развитию функциональной грамотности через интеграцию исторических материалов и контекста. Приведены примеры учебных заданий, направленных на развитие функциональной грамотности учащихся, а также предложены рекомендации для учителей истории.
ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ
Чеглакова Галина Васильевна, учитель истории и обществознания
МБОУ ООШ № 7 г. Кирова
Аннотация. Статья посвящена вопросам формирования функциональной грамотности учащихся на уроках истории. Рассматривается значимость исторического образования как платформы для развития навыков критического мышления, анализа информации, аргументированного выражения собственного мнения и практического применения исторических знаний в жизни. Автор раскрывает методы и приёмы, которые способствуют развитию функциональной грамотности через интеграцию исторических материалов и контекста. Приведены примеры учебных заданий, направленных на развитие функциональной грамотности учащихся, а также предложены рекомендации для учителей истории.
Ключевые слова: функциональная грамотность, уроки истории, критическое мышление, анализ информации, историческое образование, методика преподавания, учебные задания, навыки XXI века.
Формирование функциональной грамотности у школьников является одной из ключевых задач современного образования. Этот подход помогает учащимся не только усваивать фактические знания, но и применять их в реальных жизненных ситуациях. История как учебный предмет предоставляет уникальные возможности для развития функциональной грамотности, поскольку включает элементы анализа, синтеза и интерпретации данных, а также формирует у учащихся понимание социальных процессов, межличностных взаимодействий и ответственности за свои поступки.
Функциональная грамотность на уроках истории проявляется в нескольких аспектах. Во-первых, это умение работать с источниками информации: текстами, картами, иллюстрациями, схемами, статистическими данными. Школьники учатся находить, анализировать и сопоставлять информацию, выявлять её достоверность, делать выводы и представлять свои аргументы. Эти навыки важны не только для изучения истории, но и для успешной адаптации в современном информационном обществе.
Во-вторых, уроки истории способствуют развитию критического мышления, когда учащиеся анализируют исторические события, сопоставляют различные точки зрения, ищут причинно-следственные связи и оценивают последствия действий исторических личностей и обществ. Это позволяет школьникам формировать объективное отношение к прошлому и осмысливать его значение в современности.
На уроках истории формирование функциональной грамотности осуществляется через разнообразные виды деятельности, которые включают анализ текстов, работу с первоисточниками, проектную деятельность, дискуссии, выполнение заданий практической направленности. Учитель истории может использовать метод кейсов, когда школьникам предлагаются реальные исторические события, требующие анализа и выработки решений. Например, в рамках изучения Великой французской революции учащимся можно предложить обсудить причины и последствия реформ, а также представить себя в роли современников тех событий: как они могли бы действовать в таких условиях?
Большую роль в развитии функциональной грамотности играют задания на сравнение и интерпретацию. Например, при изучении Первой мировой войны учащиеся могут сравнивать политические карты Европы до и после войны, анализировать изменения и их причины. Такое задание помогает не только глубже понять исторические события, но и развивает навык пространственного мышления, умение работать с картографической информацией.
Особое место в формировании функциональной грамотности занимает работа с текстами. Учитель может предлагать учащимся анализировать отрывки из мемуаров, летописей, законодательных актов, а также сопоставлять их с современными источниками информации. Например, при изучении Петра I и его реформ учащиеся могут работать с указами того времени и сопоставлять их с текстами современных историков. Это способствует развитию навыков анализа текста, выделения главного и осмысления контекста.
Дискуссионные методы обучения также являются важным элементом. Учащиеся учатся выражать своё мнение, аргументировать его, принимать и учитывать альтернативные точки зрения. Например, при изучении причин Октябрьской революции учащиеся могут обсуждать: "Могли ли быть предотвращены события 1917 года?" или "Какие альтернативы существовали у российской элиты в начале XX века?". Это способствует не только формированию исторического мышления, но и развитию навыков коммуникации и публичного выступления.
Исторические проекты — ещё один эффективный инструмент для формирования функциональной грамотности. Например, учащиеся могут подготовить исследование на тему "История моей семьи в годы Великой Отечественной войны", провести интервью с родственниками, собрать и проанализировать архивные материалы. Такие проекты не только углубляют знания, но и способствуют формированию патриотизма и уважения к историческому наследию.
Особое внимание следует уделять работе с цифровыми технологиями. Использование интерактивных карт, виртуальных экскурсий по историческим музеям, электронных учебников, видеоматериалов позволяет сделать процесс обучения более наглядным и интересным. Например, на уроке о Древнем Риме учащиеся могут изучать 3D-модели Колизея или форумов, чтобы лучше понять архитектуру и культурное наследие той эпохи.
Для формирования функциональной грамотности на уроках истории также важно создавать межпредметные связи. Например, при изучении эпохи Просвещения учитель может привлекать знания учащихся из литературы и философии, чтобы обсудить влияние идей того времени на современный мир. Это помогает учащимся осознавать взаимосвязь наук и видеть историю как часть общего культурного контекста.
Примером задания, направленного на развитие функциональной грамотности, может быть анализ исторического события через решение практической задачи. Например, при изучении темы "Промышленная революция в Англии" учащиеся могут смоделировать экономическую ситуацию того времени и предложить, как бы они модернизировали производство, учитывая ресурсы и потребности общества.
Таким образом, уроки истории предоставляют уникальные возможности для формирования функциональной грамотности. Они учат школьников анализировать информацию, критически осмысливать прошлое, делать выводы, выстраивать аргументацию, работать в команде и презентовать результаты своих исследований. Эти навыки важны не только для успешного обучения, но и для полноценного участия в жизни современного общества. Учителю истории важно интегрировать элементы функциональной грамотности в каждый этап урока, делая процесс обучения интересным, практичным и полезным для школьников.
Список литературы
Буяров Д
.
В, Киселева Я
.
А
.
Ф
ормирование читательской грамотности на уроках истории
// Вестник Марийского государственного университета. 2023. №3 (51).
Методические рекомендации по формированию функциональной грамотности обучающихся 5-9 классов с использованием открытого банка заданий на цифровой платформе по шести направлениям функциональной грамотности в учебном процессе и для проведения внутришкольного
мониторинга формирования функциональной грамотности обучающихся / под ред. Г. С. Ковалевой. М: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2022. 360 с.
Преподавание социально-гуманитарных дисциплин в школе: ресурсы диалога: методическое пособие / [Алексашкина Л. Н., Ворожейкина Н. И., Крючкова Е. А. и др.]; под ред. Л. Н. Алексашкиной. — М: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО». 2021. — 102 с.