Формирование функциональной грамотности на уроках математики | Охмуш Ирина Николаевна. Работа №353831. Номер работы: №353831
Статья посвящена вопросам формирования функциональной грамотности учащихся на уроках математики. Рассматриваются подходы и методы, направленные на развитие способности учащихся применять математические знания для решения практических задач в различных сферах жизни. Особое внимание уделяется важности межпредметных связей, контекстного обучения и формированию навыков критического мышления. Приведены примеры задач, способствующих развитию функциональной грамотности.
ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Охмуш Ирина Николаевна, учитель математики
ГБОУ «Волновахская школа № 5 Волновахского муниципального округа»
Аннотация. Статья посвящена вопросам формирования функциональной грамотности учащихся на уроках математики. Рассматриваются подходы и методы, направленные на развитие способности учащихся применять математические знания для решения практических задач в различных сферах жизни. Особое внимание уделяется важности межпредметных связей, контекстного обучения и формированию навыков критического мышления. Приведены примеры задач, способствующих развитию функциональной грамотности.
Ключевые слова: функциональная грамотность, математика, критическое мышление, практико-ориентированные задачи, межпредметные связи, компетентностный подход.
Функциональная грамотность является ключевым компонентом образования, подготавливающим учащихся к решению реальных проблем в повседневной жизни. В условиях глобализации и внедрения цифровых технологий возрастает необходимость формирования у школьников способности понимать, анализировать и применять полученные знания в разнообразных ситуациях. Уроки математики предоставляют уникальные возможности для развития функциональной грамотности, поскольку они опираются на строгую логику, абстрактное мышление и широкий спектр практических приложений.
Формирование функциональной грамотности начинается с осознания учителем необходимости преподавания математики через призму жизненной актуальности. Задачи, которые решают ученики, должны быть не только направлены на отработку навыков, но и демонстрировать их прикладное значение. Например, при изучении процентов можно предложить задачу: «Семья планирует взять кредит на покупку квартиры под 6% годовых. Рассчитайте сумму, которую они будут выплачивать ежемесячно в течение 15 лет, если кредит составляет 2 000 000 рублей». Такая задача помогает ученикам осознать, как математические расчёты применяются в финансовой сфере, а также развивает навыки анализа информации.
Контекстное обучение играет важную роль в формировании функциональной грамотности. Оно подразумевает использование реальных жизненных ситуаций в процессе преподавания. Например, при изучении темы «Геометрия» можно предложить задачу: «Определите, сколько краски понадобится для покраски стены площадью 15 м², если на 1 м² уходит 0,5 литра краски. Также рассчитайте стоимость покраски, если литр краски стоит 250 рублей». Такие задачи позволяют ученикам интегрировать свои математические знания с практическими ситуациями, развивают навыки логического мышления и учат их рационально подходить к решению бытовых вопросов.
Важным аспектом работы учителя является развитие у учащихся критического мышления. Ученики должны не только решать задачи, но и оценивать полученные результаты на предмет их реалистичности и адекватности. Например, при решении задачи о стоимости поездки на такси, включающей фиксированную плату за подачу автомобиля и стоимость за километр, ученики должны уметь проверить, не завышены ли тарифы или не допущена ли ошибка в расчётах. Это учит их критически воспринимать информацию и быть внимательными к деталям.
Для повышения уровня функциональной грамотности также важно включать в уроки математики межпредметные задачи. Например, при изучении темы «Графики» можно предложить задачу, связанную с экологией: «Постройте график загрязнения воздуха в вашем городе за последний год на основе данных из экологического отчёта. Проанализируйте полученные результаты и сделайте выводы о тенденциях загрязнения». Такая задача не только развивает математические навыки, но и позволяет интегрировать знания из биологии, географии и экологии, формируя целостное мировоззрение учащихся.
Одним из методов, который активно применяется для формирования функциональной грамотности, является проектная деятельность. Учащиеся могут работать над проектами, связанными с реальными проблемами, например, проектом по планированию бюджета семьи, построению маршрута путешествия с учетом затрат на транспорт, проживание и питание. Этот подход помогает не только углубить понимание математических понятий, но и развивает навыки работы в команде, самостоятельного поиска информации и принятия решений.
Кроме того, современные цифровые технологии открывают новые возможности для формирования функциональной грамотности. Использование онлайн-калькуляторов, электронных таблиц, математических симуляторов позволяет ученикам увидеть, как математические инструменты применяются в профессиональной деятельности. Например, при изучении арифметических операций с большими числами можно продемонстрировать, как работают банковские системы для расчёта процентов по вкладам.
Не менее важно развивать у учащихся навыки саморефлексии. Учитель может предложить им анализировать свои успехи и трудности при решении задач, формировать цели для дальнейшего обучения. Это помогает ученикам осознанно подходить к процессу обучения, самостоятельно ставить перед собой задачи и искать пути их решения.
Формирование функциональной грамотности требует от учителя постоянного совершенствования своих методов преподавания, поиска новых подходов и инструментов. Учитель должен уметь учитывать индивидуальные особенности учащихся, их интересы и уровень подготовки. Например, для учеников, увлекающихся спортом, можно предложить задачи, связанные с анализом спортивной статистики, а для тех, кто интересуется искусством, задачи на расчет пропорций в архитектуре или живописи.
Таким образом, формирование функциональной грамотности на уроках математики является неотъемлемой частью современной образовательной практики. Этот процесс требует интеграции практико-ориентированных задач, межпредметных связей, развития критического мышления и внедрения проектной деятельности. Математика становится не только инструментом для решения учебных задач, но и универсальным средством познания и анализа реального мира, подготавливая учащихся к успешной адаптации в жизни.
Список литературы
Методические рекомендации по формированию функциональной грамотности обучающихся 5-9 классов с использованием открытого банка заданий на цифровой платформе по шести направлениям функциональной грамотности в учебном процессе и для проведения внутришкольного мониторинга формирования функциональной грамотности обучающихся / под ред. Г. С. Ковалевой. М: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2022. 360 с.
Скрябина А
.
Г, Иванова А
.
В
.
Ф
ормирование функциональной грамотности школьников на уроках математики
// Проблемы современного педагогического образования. 2021. №72-2.
Шатова Ю. Ю. Ф
ормирование функциональной грамотности на уроках математики
// Инновационная наука. 2023. №9-2.