Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 28.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе | Олексюк Наталья Владимировна. Работа №351737. Номер работы: №351737

Дата публикации:
Автор:
Описание:

 

Аннотация. Статья посвящена вопросам формирования функциональной грамотности у младших школьников в процессе обучения в начальной школе. В работе рассматривается понятие функциональной грамотности, ее значимость для общего развития ребенка и подготовленности к жизни в обществе. Особое внимание уделяется методам и приемам, которые могут быть использованы учителями начальных классов для развития у учащихся навыков, необходимых для эффективного решения различных жизненных задач. Статья содержит примеры организации учебного процесса, которые помогают сформировать у детей навыки критического мышления, работы с информацией и коммуникации. Подчеркивается роль учителя в создании условий для комплексного развития функциональной грамотности младших школьников.

Ключевые слова: функциональная грамотность, начальная школа, критическое мышление, информационная грамотность, методы обучения, учебные задачи, межпредметные связи, практическое применение знаний.

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 

Олексюк Наталья Владимировна, учитель

МАОУ "СОШ" ПЕТРОЛЕУМ +" г. Перми"

 

Аннотация. Статья посвящена вопросам формирования функциональной грамотности у младших школьников в процессе обучения в начальной школе. В работе рассматривается понятие функциональной грамотности, ее значимость для общего развития ребенка и подготовленности к жизни в обществе. Особое внимание уделяется методам и приемам, которые могут быть использованы учителями начальных классов для развития у учащихся навыков, необходимых для эффективного решения различных жизненных задач. Статья содержит примеры организации учебного процесса, которые помогают сформировать у детей навыки критического мышления, работы с информацией и коммуникации. Подчеркивается роль учителя в создании условий для комплексного развития функциональной грамотности младших школьников.

Ключевые слова: функциональная грамотность, начальная школа, критическое мышление, информационная грамотность, методы обучения, учебные задачи, межпредметные связи, практическое применение знаний.

 

Функциональная грамотность — это способность человека эффективно использовать знания и навыки в различных жизненных ситуациях, ориентироваться в информационном потоке и принимать обоснованные решения. В контексте начальной школы это понятие охватывает умения и навыки, которые помогают ученику не только усваивать учебный материал, но и применять его в реальной жизни.

Важность формирования функциональной грамотности у младших школьников обусловлена требованиями современного общества, которое все больше ориентируется на способность человека быстро адаптироваться, находить решения в нестандартных ситуациях и работать с информацией. В начальной школе закладываются основы всех ключевых компетенций, поэтому именно в этот период необходимо активно развивать функциональную грамотность через различные формы обучения и межпредметные связи.

Функциональная грамотность включает в себя несколько важных составляющих:

Чтение с пониманием — способность не только читать текст, но и анализировать его содержание, выделять ключевые идеи и делать выводы.

Математическая грамотность — умение применять математические знания и навыки в реальной жизни для решения практических задач, таких как расчет времени, денег, расстояний и т.д.

Информационная грамотность — способность эффективно работать с информацией: находить, анализировать, использовать и оценивать информацию из различных источников.

Коммуникативная грамотность — умение ясно излагать свои мысли, слушать и понимать других, взаимодействовать в группе.

Для младших школьников эти компоненты функциональной грамотности еще только начинают развиваться, однако именно в начальной школе закладываются основы, которые будут поддерживать дальнейшее развитие и успешную адаптацию ребенка в более сложном учебном процессе.

Функциональная грамотность имеет ключевое значение для успешного обучения детей, поскольку она охватывает умения, которые позволяют младшим школьникам решать повседневные задачи и использовать знания и навыки не только в учебной деятельности, но и в реальной жизни. Формирование таких навыков с раннего возраста позволяет детям не только лучше учиться, но и успешно взаимодействовать с окружающим миром.

Кроме того, функциональная грамотность помогает ребенку развить критическое мышление и способность к решению проблем, что важно не только в школе, но и в повседневной жизни. Важно, чтобы ученики не просто усваивали информацию, но и учились активно ее использовать, интерпретировать и применять в разных контекстах.

Для формирования функциональной грамотности у младших школьников учитель должен использовать разнообразные методы и приемы, которые помогут детям осваивать навыки, необходимые для решения практических задач и работы с информацией. Рассмотрим несколько ключевых подходов.

1. Проектная деятельность

Проектная деятельность — это один из эффективных способов формирования функциональной грамотности. С помощью проектов дети учатся работать с информацией, решать реальные проблемы, применять полученные знания в практических ситуациях. Проектная работа стимулирует творческое мышление, развивает способность к самостоятельной и коллективной деятельности.

Пример: Урок по теме «Наши любимые животные» может быть организован как проект, в рамках которого ученики собирают информацию о различных животных, создают презентации, делятся результатами с классом. Это задание развивает навыки поиска информации, работы с текстами и презентациями, а также способности к публичным выступлениям.

2. Межпредметные связи

Важным условием формирования функциональной грамотности является использование межпредметных связей. Это позволяет детям видеть взаимосвязь между различными предметами и понимать, как знания, полученные на уроках, могут быть использованы в реальной жизни. Например, соединение математики с естественными науками, литературой с искусством или историей с географией помогает учащимся осознать целостность знаний и умение применять их в разных контекстах.

Пример: на уроках математики можно использовать задачи, связанные с измерениями длины, площади, объема, что помогает детям применять математические знания в реальных жизненных ситуациях. В рамках темы по окружающему миру можно обсуждать экосистемы и использовать математические данные для расчетов.

3. Чтение и анализ текстов

Одним из важнейших компонентов функциональной грамотности является способность к чтению с пониманием. В начальной школе важно развивать у учеников навыки анализа текста, выделения основных идей и аргументов. Это помогает детям не только понимать прочитанное, но и оценивать информацию, делать выводы.

Пример: на уроках литературного чтения можно использовать различные методы работы с текстом, такие как создание схем и таблиц, составление краткого содержания, обсуждение смысла прочитанного, а также вопросы, стимулирующие критическое осмысление прочитанного.

4. Использование проблемных ситуаций

Проблемные ситуации — это еще один способ стимулирования самостоятельного мышления и критической оценки информации. Применение проблемных задач на уроках помогает учащимся учиться решать нестандартные задачи, выявлять причины и следствия, искать оптимальные решения.

Пример: на уроках математики можно предложить детям задачу из реальной жизни, например, как посчитать, сколько денег нужно для покупки нескольких товаров с разными ценами. Эта задача стимулирует учеников использовать математические знания для решения практических вопросов.

5. Рефлексия и самооценка

Развитие функциональной грамотности невозможно без рефлексии и самооценки. Ученикам необходимо уметь анализировать свои действия, результаты своей деятельности, а также выстраивать планы для дальнейшего развития. Это особенно важно в начальной школе, когда дети начинают осознавать свои сильные и слабые стороны.

Пример: в конце учебного дня учитель может предложить ученикам обсудить, что они узнали на уроке, что было сложным, а что удалось хорошо. Это помогает детям научиться самостоятельно оценивать свой прогресс и на основе этого планировать дальнейшее обучение.

В заключение можно отметить, что формирование функциональной грамотности в начальной школе является важным и необходимым этапом общего образования, который помогает ученикам развивать ключевые компетенции, необходимые для успешного решения жизненных задач. Для этого учителю необходимо использовать разнообразные методы обучения, которые стимулируют критическое мышление, активное взаимодействие с информацией и самостоятельность учащихся. Важно, чтобы процесс обучения был направлен не только на усвоение знаний, но и на развитие навыков, которые помогут детям эффективно применять эти знания в реальной жизни.

 

Список литературы

 

Виноградова Н.Ф., Кочурова Е.Э., Кузнецова М.И. и др. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя / Под ред. Н.Ф.

Виноградовой

. – М.:

Российский

учебник

:

Вентана-Граф

, 2018. – 288 с.

Косцова

С. А., Газизова Г. Ф. Функциональная грамотность на уроках математики в начальных классах // E-Scio, 2022. – 7 с.

Ногаева С. З. Функциональная грамотность - основное направление повышения качества образования // Science Time. 2022. №8 (104).

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×