Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Формирование функциональной грамотности на уроках истории с применением проектно-исследовательских методов работы | Ильина-Гатала Лариса Викторовна. Работа №351808

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация: Статья посвящена формированию функциональной грамотности учащихся на уроках истории с применением проектно-исследовательских методов работы. В статье рассмотрены различные подходы и стратегии, которые могут быть использованы для повышения уровня функциональной грамотности школьников через изучение исторических событий, анализ различных источников и развитие критического мышления. Также особое внимание уделено методам и техникам проектной работы, которые позволяют учащимся активно участвовать в учебном процессе, исследовать исторические явления и делать выводы на основе собранной информации. Автор подчёркивает важность интеграции проектных и исследовательских методов в образовательный процесс как способ формирования у школьников целостного понимания истории и развития их навыков, необходимых в современной жизни.

Ключевые слова: функциональная грамотность, уроки истории, проектно-исследовательские методы, критическое мышление, исторические источники, учебный процесс.

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ МЕТОДОВ РАБОТЫ
Ильина-Гатала Лариса Викторовна, учитель истории
Государственное бюджетное образовательное учреждение Мелекинская школа Мангушского муниципального округа, ДНР, с. Мелекино
Аннотация: Статья посвящена формированию функциональной грамотности учащихся на уроках истории с применением проектно-исследовательских методов работы. В статье рассмотрены различные подходы и стратегии, которые могут быть использованы для повышения уровня функциональной грамотности школьников через изучение исторических событий, анализ различных источников и развитие критического мышления. Также особое внимание уделено методам и техникам проектной работы, которые позволяют учащимся активно участвовать в учебном процессе, исследовать исторические явления и делать выводы на основе собранной информации. Автор подчёркивает важность интеграции проектных и исследовательских методов в образовательный процесс как способ формирования у школьников целостного понимания истории и развития их навыков, необходимых в современной жизни.
Ключевые слова: функциональная грамотность, уроки истории, проектно-исследовательские методы, критическое мышление, исторические источники, учебный процесс.
Формирование функциональной грамотности на уроках истории — задача, стоящая перед каждым педагогом в условиях современной образовательной реальности. Включение проектно-исследовательских методов в процесс обучения позволяет не только углубить знания учащихся по предмету, но и развить их способность применять полученные знания в жизни, что и является основной целью формирования функциональной грамотности. Под функциональной грамотностью понимается умение человека эффективно решать различные жизненные задачи с использованием знаний и навыков из разных областей, включая умение работать с информацией, анализировать её и принимать обоснованные решения.
Одной из наиболее актуальных проблем в современной системе образования является подготовка учащихся к жизни в быстро меняющемся мире, где знания, полученные в школьных стенах, должны быть применимы в реальной жизни. История как школьный предмет играет важную роль в этом процессе. Она не только развивает у школьников понимание прошлых событий и процессов, но и способствует формированию критического мышления, аналитических навыков и умения работать с разного рода информацией. В условиях современной образовательной системы проектно-исследовательские методы становятся важным инструментом для решения этой задачи, ведь они обеспечивают активное участие учащихся в процессе обучения и способствуют развитию их функциональной грамотности.
Проектно-исследовательский метод предполагает, что учащиеся не только усваивают теоретические знания, но и занимаются самостоятельным поиском информации, анализируют различные исторические источники, проводят исследования и делают собственные выводы. Такой подход позволяет создавать активную образовательную среду, в которой учащиеся становятся не просто пассивными слушателями, но и активными участниками учебного процесса, что способствует более глубокому и осознанному усвоению материала. Применение проектных методов на уроках истории особенно важно, поскольку история как наука требует от учащихся умения работать с различными источниками информации, делать выводы на основе анализа этих источников и принимать решения на основе полученных знаний.
Одним из примеров проектно-исследовательской работы может стать исследование исторического события через призму различных источников. Учащиеся могут взять за основу одно событие, например, Революцию 1917 года в России, и изучить его с различных точек зрения. Одни могут исследовать причины революции, другие — её последствия, третьи — оценку этого события в разных исторических школах. Таким образом, каждый учащийся становится частью общего проекта, который позволяет взглянуть на одно событие с разных сторон и сделать более полное представление о нём. Это развивает способность учащихся работать с информацией, выделять ключевые моменты, делать выводы и представлять результаты работы в виде, доступном для восприятия другими.
Данный метод также способствует развитию критического мышления, так как учащиеся вынуждены работать с разными источниками информации, анализировать их и учитывать возможные искажения в интерпретации событий. Это, в свою очередь, способствует формированию у школьников навыков работы с историческими источниками, что является важным компонентом функциональной грамотности. Кроме того, проектная работа позволяет развивать умение работать в группе, учиться сотрудничать и учитывать мнения других, что также является важным элементом социальной грамотности.
Применение проектных методов на уроках истории не ограничивается только работой с историческими событиями. Например, учащиеся могут исследовать влияние исторических личностей на развитие общества, анализировать исторические карты или работать с археологическими находками. Важно, чтобы такие проекты были связаны с реальными задачами, которые требуют от учащихся применения полученных знаний на практике. Это может быть как исследование исторических событий, так и анализ конкретных проблем современности с использованием исторического контекста. Такой подход способствует формированию у школьников способности видеть связь между прошлым и настоящим, а также развивает умение принимать обоснованные решения, учитывая исторический опыт.
Проектно-исследовательские методы работы помогают также развивать у учащихся умение организовывать собственную учебную деятельность. В процессе работы над проектом школьники учат себя работать с информацией, распределять задачи, ставить цели и искать пути их реализации. Это, в свою очередь, способствует развитию организационных навыков и самоорганизации, что является важным элементом функциональной грамотности. Важно, чтобы в ходе работы над проектами учащиеся осознавали значимость поставленных задач и учились доводить работу до завершения.
Проектно-исследовательский подход особенно эффективен при изучении таких тем, которые могут вызывать у учащихся трудности в понимании. Например, сложные социально-политические процессы, такие как революции или войны, могут быть гораздо легче усвоены, если учащиеся сами исследуют их причины, ход и последствия, работают с разнообразными источниками, анализируют их и делают выводы. Это помогает не только лучше понять предмет, но и увидеть его важность для формирования современного мира.
Кроме того, проектная работа способствует развитию коммуникативных навыков, так как учащиеся вынуждены обсуждать свои исследования, представлять результаты своей работы и обмениваться мнениями с другими участниками проекта. Это развивает не только умение слушать и излагать свои мысли, но и учит работать в команде, учитывать мнения других и вырабатывать общие решения. Все эти навыки непосредственно связаны с функциональной грамотностью, так как в современном обществе важно уметь работать в команде, эффективно общаться и принимать обоснованные решения.
Таким образом, интеграция проектно-исследовательских методов в уроки истории способствует не только углубленному изучению предмета, но и формированию функциональной грамотности у школьников. Применение этих методов помогает учащимся развивать критическое мышление, аналитические способности, умение работать с информацией и принимать обоснованные решения. Важно, чтобы проектные работы были направлены не только на изучение исторических событий, но и на развитие у школьников тех навыков, которые необходимы им в реальной жизни. С помощью проектно-исследовательских методов учитель истории может создать такую образовательную среду, в которой каждый ученик становится активным участником учебного процесса и учится применять свои знания в практике.
Список литературы
Борщевская А. Функциональная грамотность в контексте современного этапа развития образования // Наука и школа. 2021. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/funktsionalnaya-gramotnost-v-kontekste-sovremennogo-etapa-razvitiya-obrazovaniya
Войченко Е. Д. Формирование функциональной грамотности на уроках истории // Вестник науки. 2022. №12 (57). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-funktsionalnoy-gramotnosti-na-urokah-istorii
Ковцун А.А., Кохичко А.Н. Научные подходы к понятию функциональная грамотность в педагогической теории и практике // Наука и школа. 2022. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nauchnye-podhody-k-ponyatiyu-funktsionalnaya-gramotnost-v-pedagogicheskoy-teorii-i-praktike
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×