Формирование функциональной грамотности на занятиях учителя-логопеда | Славкина Татьяна Николаевна. Работа №311994
Формирование функциональной грамотности, одна из важнейших целей школьного обучения.
Функционально грамотная личность – это человек, в том числе хорошо владеющий устной и письменной речью, как средством взаимодействия между людьми.Существует огромное множество факторов, влияющих на развитие функциональной грамотности детей, но основные функциональные навыки формируются в стенах детского сада, школы и семье.
Дисфункции развития ребенка, мешающие формированию функциональной грамотности: - Неустойчивое внимание;
- Недостаточная наблюдательность к языковым явлениям;
- Недостаточное развитие способности к переключению;
- Снижение или полное отсутствие ориентировки в схеме собственного тела, пространстве, времени;
- Снижение слуховой и зрительной памяти на линейный ряд;
- Нарушения зрительного восприятия, зрительного и слухового анализа и синтеза;
- Слабо развитое словесно-логическое мышление;
- Низкая познавательная активность в области языковых явлений;
- Недостаточная способность к запоминанию (преимущественно лингвистического материала)
- Нарушения способности волевых усилий для преодоления трудностей учебной работы.
Нарушение звукопроизношения;
Нарушение фонематического восприятия;
Нарушение лексико-грамматического строя речи.
Актуальность данной проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать логопедическую работу с ребёнком.
Поэтому свою работу направляем на развитие всех компонентов речи ребёнка и других познавательных психических процессов, тесно связанных с речью и организуем упражнения на развитие разных видов памяти, внимания, крупной и мелкой моторики, слухового и зрительного восприятия, через включение в работу учителя-логопеда нейропсихологического подхода, а именно:
метода сенсорной интеграции, метода нейростимуляции, растяжки и релаксация, кинезиологических упражнений, биоэнергопластики.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение, школа №1, г. Кулебаки
Методическая разработка
«Формирование функциональной грамотности у детей с нарушениями речи, через применение современных технологий в рамках логопедического воздействия»
Подготовила: учитель-логопед Славкина Т.Н.
2023г
Современные школьники должны обладать широким спектром знаний, применимых в реальной жизни.
Умение использовать полученные навыки и знания в решении жизненных проблем и самостоятельной работы с информацией должна сформировать современная школа. Это и называется «функциональной грамотностью».
Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе.
Функционально грамотная личность – это человек:
– ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями;
– способный быть самостоятельным в ситуации выбора и принятия решений;
– умеющий отвечать за свои решения;
– способный нести ответственность за себя и своих близких;
– легко адаптирующийся в любом социуме и умеющий активно влиять на него;
– владеющий современными информационными технологиями.
– хорошо владеющий устной и письменной речью как средством взаимодействия между людьми;
Наталья Федоровна Виноградова доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ. Руководитель научно-исследовательского Центра начальной школы, который работает над созданием нового поколения программ и средств обучения для младших школьников дала следующее определение: «Функциональная грамотность сегодня — это базовое образование личности Ребенок должен обладать: - готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром …; - возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи…; - способностью строить социальные отношения…; - совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию…»
Синоним к определению функциональная грамотность, это интеллект.
ИНТЕЛЛЕКТ- это психологическая способность любого человека для адаптации к новым условиям посредством обучения, необходимость которого приходит с жизненным опытом. В процессе обучения используются теоретические знания для дальнейшего их применения на практике, чтобы корректировать поведение и адаптироваться к окружающей среде.
Существует огромное множество факторов, влияющих на развитие функциональной грамотности детей, но основные функциональные навыки формируются в стенах детского сада, школы и семье.
Какие же дисфункции особенно мешают формированию грамотной устной и письменной речи, которая в свою очередь является существенным компонентом функциональной грамотности:
Нарушения, недоразвитие психических процессов базы речи:
Неустойчивое внимание;
Недостаточная наблюдательность к языковым явлениям;
Недостаточное развитие способности к переключению;
Снижение или полное отсутствие ориентировки в схеме собственного тела, пространстве, времени;
Снижение слуховой и зрительной памяти на линейный ряд;
Нарушения зрительного восприятия, зрительного и слухового анализа и синтеза;
Слабо развитое словесно-логическое мышление;
Низкая познавательная активность в области языковых явлений;
Недостаточная способность к запоминанию (преимущественно лингвистического материала)
Нарушения способности волевых усилий для преодоления трудностей учебной работы.
Нарушение звукопроизношения;
Нарушение фонематического восприятия;
Нарушение лексико-грамматического строя речи.
Практика показывает, что именно эти нарушения ведут к недостаточной сформированности основных психологических предпосылок к развитию полноценных навыков чтения и письма.
Вследствие этих нарушений у обучающихся возникают особые образовательные потребности. А именно:
- потребность в обучении различным формам коммуникации (вербальным и невербальным), особенно у детей с низким уровнем речевого развития;
-потребность в формировании социальной компетентности;
-потребность в развитии всех компонентов речи, речеязыковой компетентности;
-потребность в формировании навыков письма и чтения;
-потребность в развитии психологической базы речи;
-потребность в индивидуальном и дифференцированном подходе к формированию образовательных умений и навыков.
Актуальность данной проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать логопедическую работу с ребёнком.
Поэтому свою работу направляем на развитие всех компонентов речи ребёнка и других познавательных психических процессов, тесно связанных с речью и организуем упражнения на развитие разных видов памяти, внимания, крупной и мелкой моторики, слухового и зрительного восприятия.
Формировании функциональной грамотности на логопедических занятиях заключается в формировании у ребёнка правильных речевых навыков и в выработке способности у ребёнка эти речевые навыки применять в своей самостоятельной речи, в коммуникативной деятельности на занятии, уроке и в общении с окружающими.
В формировании функциональной грамотности на логопедических занятиях используется:
б
огатый дидактический наглядный и речевой материал, спосо
бствующий повышению м
отивации обучающихся
;
диалоги, речевые ситуации, приближенные к ситуациям общения ребёнка со сверс
тниками, родителями и учителями;
вопросы и зад
ания, требующие от ребёнка самос
тоятельного ответа.
Например,
«Доскажи недостающее словечко», игра «Чего не бывает?» (работа с нел
епицами) и
др.
Нейропсихологический подход формирования правильных речевых навыков.
Трудности овладения грамотной письменной речью с возрастом только усугубляются, правила орфографии с каждым годом кажутся ученику все сложнее и недоступнее. Педагоги и родители, сталкиваясь с безграмотным школьником, обычно обвиняют того в лености и нежелании учиться. Однако, согласно данным Т.В. Ахутиной, Л.С. Цветковой, Л.В.Семенович, ребенок с сохранным слухом, зрением и интеллектом может писать неграмотно из-за незрелости различных отделов головного мозга вследствие нарушения любого из функциональных компонентов письма: операций по переработке слуховой, кинестетической, зрительной и зрительно-пространственной информации; серийной организации движений и речи, программирования и контроля деятельности, избирательной активации.
Для понимания функционирования головного мозга необходимо обратиться к нейропсихологии.
Нейропсихология – это наука о формировании мозговой организации психических процессов. Основоположником является врач – хирург, ученый, нейрофизиолог А.Р. Лурия создал ее в середине 20 века.
Он разделили весь мозг на три блока. Девиз 1 блока «Я хочу», 2 блок «Я могу», «Я должен». Помимо блоков мозга, в качестве самостоятельных отделов выступают правое и левое полушарие. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело). Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие начинает работать без связи. Дети с таким нарушением не ползают, тяжело начинают ходить, с большим трудом начинают читать и писать, тяжело воспринимают информацию на слух или зрительно, у них не происходит закрепление полученных умений и навыков навсегда, часто случаются «откаты», дети требуют все время поддерживающих занятий до 12-14 лет, пока межполушарные связи не сформируются.
Если представить мозг в виде сосуда, то у детей с нарушениями, он с трещинами. Медицина и нейропсихология позволяют его починить, а логопедия, наполнить.
Алгоритм компенсации речевых нарушений – это формирование обходных путей, расширяя область внешних стимулов, за счет увеличения сенсорных, двигательных стимулов (тактильных, вкусовых, мимика, жесты, обоняние)
Методы сенсорной интеграции
Методы сенсорной интеграции – предполагают взаимодействие всех органов чувств. Решает задачу развития интереса к обучению через сенсорные стимулы. Развитие тактильных ощущений, самомасс
аж ладоней, пальцев рук, стоп,
вестибулярной системы.
Для этого использую:
массажные шары, балансир, Камешки Марблс, фасолевый бассейн, сухой душ, так же полезно использовать песочные игры, игры с пластилином.
Метод нейростимуляции
Цель – активизация подкорковых и стволовых структур головного мозга, стабилизация межполушарного взаимодействия
Успешно применяется при автоматизации звука в
слогах, словах, обучении письму.
Использую
пальцевый
тр
енажёр,
нейродорожки
, лабиринты, «Азбука телодвижений»,
нейропрописи
.
Растяжки и релаксация
Цель – формирование психофизической базы речи, посредством двигательной активности в основе которой лежит принцип психофизического сопряжения.
Например, упр. «Растяжка»
Ребенку предлагается сесть удобно, закрыть глаза и сосредоточить внимание на своем теле; выполнить 3-4 цикла глубокого дыхания в индивидуальном темпе, обращая внимание только на дыхание.
Затем он должен напрячь все тело, как можно сильнее, через несколько секунд напряжение сбросить, расслабиться; проделать то же самое с каждой частью тела.
Упражнения «Штанга», «Загораем», «Олени».
Релаксация «Поза покоя», «Снеговик» и т.д.
Цель: освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц рук.
Необходимо сесть ближе к краю стула, опереться на спинку, руки свободно положить на колени, ноги слегка расставить. Формула общего покоя произносится инструктором медленно, тихим голосом, с длительными паузами.
Кинезиологические упражнения.
Цель – формирование межполушарного взаимодействия.
Способствует повышению стрессоустойчивости, улучшает мыслительную деятельность, память, внимание. Облегчает процесс обучения чтению и письму.
Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь», «Ухо-нос», «Лезгинка», «Рисующий слон», «Массаж ушных раковин» и т.д.
Биоэнергопластика
Цель – оптимизация психологической базы, улучшение моторных возможностей ребенка, по всем параметрам, коррекция звукопроизношения, фонематических процессов.
Основной прием биоэнергопластики – это сопряженная работа кистей, пальцев рук, артикуляционного аппарата.
.Вывод.
Таким образом, воздействуя обходным путем, компенсируя нарушения устной и письменной речи мы можем говорить о достижении эффективности результатов на уровне формирования функциональной грамотности на логопедических занятиях, что является одним из условий успешной социализации личности ребёнка.
Список литературных источников:
1. Ахутина Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика. - М., МПСИ, 2001
2. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. - П., 2008
3. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. - М.: АСТАстрель Транзиткнига, 2005
4. Лурия А. Р., Цветкова Л. С. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе. – М.: Изд–во «Институт практической психологии», 1996
5. «Нейропсихологическая диагностика обследования письма и чтения младших школьников» / под общей редакцией T.B. Aхyтиной, О.Б. Иншаковой. – М.: В. Секачева, 2008
6. Праведникова, И. И. Нейропсихология. Игры и упражнения. — М.: АЙРИС-пресс, 2018
7. Репина, З. А. Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми нарушениями речи: учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических вузов. – Екатеринбург: Издатель Калинина Г.П., 2008
8. Розова Ю.Е., Коробченко Т.В. Мониторинг речевого развития учащихся начальных классов. – М.: Редкая птица, 2018.