Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка | Фадеева Анастасия Васильевна. Работа №347243. Номер работы: №347243

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация: Статья посвящена вопросам формирования функциональной грамотности на уроках русского языка. Описаны основные методы и подходы, которые способствуют развитию у школьников способности применять полученные знания на практике, понимать и анализировать информацию в разных контекстах. Особое внимание уделено развитию читательской и коммуникативной компетенции, которая является важной составляющей функциональной грамотности. Рассмотрены актуальные образовательные технологии и методики, направленные на повышение качества обучения.

         Ключевые слова: функциональная грамотность, русский язык, читательская компетенция, коммуникативные навыки, образовательные технологии, школьное обучение.

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

 

Фадеева Анастасия Васильевна, учитель русского языка

МБОУ "Унъюганская СОШ №2 им. Альшевского М.И."

 

Аннотация: Статья посвящена вопросам формирования функциональной грамотности на уроках русского языка. Описаны основные методы и подходы, которые способствуют развитию у школьников способности применять полученные знания на практике, понимать и анализировать информацию в разных контекстах. Особое внимание уделено развитию читательской и коммуникативной компетенции, которая является важной составляющей функциональной грамотности. Рассмотрены актуальные образовательные технологии и методики, направленные на повышение качества обучения.

Ключевые слова: функциональная грамотность, русский язык, читательская компетенция, коммуникативные навыки, образовательные технологии, школьное обучение.

 

Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка является важной задачей современного образования. В условиях быстрого развития информационного общества и увеличения объемов информации школьникам требуется не только овладение базовыми знаниями, но и умение эффективно применять их на практике. Функциональная грамотность включает в себя способность читать, понимать, анализировать и интерпретировать текстовую информацию, а также навыки использования языка в разных коммуникативных ситуациях.

Одним из основных направлений формирования функциональной грамотности является развитие читательской компетенции. Умение школьников воспринимать и анализировать текст является ключевым элементом не только в обучении русскому языку, но и в образовательном процессе в целом. Работа над текстами разных жанров и форм помогает ученикам учиться выделять главные идеи, структурировать информацию, устанавливать связи между различными частями текста и делать выводы. Это, в свою очередь, способствует развитию критического мышления.

На уроках русского языка особое внимание должно уделяться развитию навыков смыслового чтения. Школьники должны научиться не только читать текст, но и понимать его глубинные смыслы, уметь интерпретировать подтекст, разбираться в стилистических особенностях текста. Для этого учителю следует использовать разнообразные виды текстов – от художественных до научно-популярных и публицистических, что позволяет формировать широкий кругозор и навыки работы с различными типами информации.

Кроме того, важным аспектом является развитие коммуникативной компетенции учащихся, которая также является составляющей функциональной грамотности. Школьники должны уметь не только грамотно выражать свои мысли, но и учитывать речевую ситуацию, адресата и цель высказывания. В этом плане на уроках русского языка необходимо развивать как устную, так и письменную речь учащихся, привлекая их к активному взаимодействию в рамках диалогов, дискуссий, написанию сочинений, эссе, докладов.

Для формирования функциональной грамотности важно применять методы активного обучения, которые направлены на вовлечение учащихся в процесс познания и стимулируют их к самостоятельному мышлению. Это могут быть такие формы работы, как групповые проекты, исследования, ролевые игры, работа в парах и мини-группах. Эти методики позволяют школьникам не только осваивать языковые нормы, но и развивать социальные навыки, такие как умение сотрудничать, находить компромиссы и аргументированно выражать свою точку зрения.

Использование современных образовательных технологий также играет важную роль в формировании функциональной грамотности. Интерактивные методы обучения, такие как работа с мультимедийными ресурсами, онлайн-платформами, участие в веб-квестах и тестированиях, помогают сделать уроки русского языка более увлекательными и полезными. Учителя могут использовать электронные учебники, интерактивные презентации, обучающие видеоролики и программы для тренировки навыков чтения и анализа текста. Это способствует более глубокому усвоению материала и повышает мотивацию учащихся.

Особое внимание стоит уделить развитию цифровой грамотности, которая становится неотъемлемой частью функциональной грамотности в современном мире. Школьники должны не только уметь работать с текстами в электронных форматах, но и критически оценивать достоверность информации, уметь находить и фильтровать необходимые данные. В этом контексте важно обучать детей навыкам информационной безопасности и правильному использованию интернет-ресурсов.

Таким образом, уроки русского языка предоставляют уникальную возможность для формирования функциональной грамотности учащихся. Это многокомпонентное понятие включает в себя как развитие читательских и коммуникативных навыков, так и обучение использованию языка в различных жизненных ситуациях. Учителю необходимо применять разнообразные методы и технологии, чтобы школьники могли эффективно осваивать язык и применять свои знания на практике. Формирование функциональной грамотности способствует не только успешной учебной деятельности, но и социальной адаптации учеников в будущем.

 

Список литературы

 

Вопросы формирования и оценивания грамотности средствами учебных

предметов :

учеб.-метод. Е. С. Баранова [и др.]; под ред. И. Е.

Барыкиной, Е. В. Иваньшиной. – Санкт-Петербург: ГАОУ ДПО «ЛОИРО», 2021 – 230 с. – (Школа функциональной грамотности) – ISBN 978-5-91143-816-6.

Жаналина

Л.Е. Развитие функциональной грамотности на уроках русского языка // Педагогическая наука и практика. 2019. №1 (23). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-funktsionalnoy-gramotnosti-na-urokah-russkogo-yazyka (дата обращения: 14.10.2024).

Сабирова, Е. С. Функциональная грамотность на уроках русского языка в 5–11-х классах / Е. С. Сабирова. —

Текст :

непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 7 (402). — С. 271-274. — URL: https://moluch.ru/archive/402/88819/ (дата обращения: 14.10.2024).

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×