Формирование функциональной грамотности школьников на уроках математики | Ковалева Оксана Александровна. Работа №337840. Номер работы: №337840
Аннотация. В статье рассматривается важность формирования функциональной грамотности учащихся, особенно в контексте математической грамотности, как ключевого элемента успешной адаптации в современном мире.
Ключевые слова: функциональная грамотность, математика, качество образования.
В настоящее время перед нашим обществом и школой стоит цель – воспитание новой личности, свободной, способной к активной, творческой деятельности. Современный выпускник должен уметь использовать приобретенные в школе и в течение всей жизни знания, умения и навыки для решения максимального диапазона жизненных задач во всех сферах человеческой деятельности, то есть быть функционально грамотным.
ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Ковалева Оксана Александровна, учитель математики
МБОУ школа №19 им. 212 полка г. Кинешма
Аннотация. В статье рассматривается важность формирования функциональной грамотности учащихся, особенно в контексте математической грамотности, как ключевого элемента успешной адаптации в современном мире.
Ключевые слова: функциональная грамотность, математика, качество образования.
В настоящее время перед нашим обществом и школой стоит цель – воспитание новой личности, свободной, способной к активной, творческой деятельности. Современный выпускник должен уметь использовать приобретенные в школе и в течение всей жизни знания, умения и навыки для решения максимального диапазона жизненных задач во всех сферах человеческой деятельности, то есть быть функционально грамотным.
Уроки математики играют ключевую роль в формировании функциональной грамотности учащихся. Они предоставляют возможность не только освоить базовые математические понятия и операции, но и научиться применять их на практике. На уроках математики школьники учатся анализировать информацию, решать проблемы, работать с данными, делать выводы и строить логические цепочки мышления. Эти навыки будут полезны им не только в учебном процессе, но и в повседневной жизни. Правильное формирование функциональной грамотности на уроках математики открывает дверь к успешной адаптации в современном мире и способствует развитию критического мышления и творческого подхода к решению задач.
Одно из наиболее распространенных определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист и психолог А.А. Леонтьев: «Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений». В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены: математическая, читательская, естественно-научная, глобальные компетенции и креативное мышление, а также финансовая, экологическая, цифровая и информационная грамотности. Главной характеристикой каждой составляющей является способность действовать и взаимодействовать с окружающим миром, решая при этом разнообразные задачи.
В соответствии с п.35.2 ФГОС ООО, в целях обеспечения реализации программы основного общего образования в школе должны создаваться условия, обеспечивающие возможность «формирования функциональной грамотности обучающихся (способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности), включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий».
Реализация требований ФГОС предполагает дополнение содержания школьного образования спектром компонентов функциональной грамотности и освоение способов их интеграции.
Целевые разделы федеральных основных общеобразовательных программ НОО, ООО и СОО включает систему оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы соответствующего уровня. В соответствии с ФООП, «система оценки реализует системно-деятельностный подход к оценке образовательных достижений обучающихся, который проявляется в оценке способности обучающихся к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, а также в оценке уровня функциональной грамотности обучающихся». Система оценки достижения планируемых результатов освоения ФООП стала одинаковой для всех уровней образования, но в ФОП ООО и СОО включили требование формировать у школьников еще и цифровую грамотность.
Математическая грамотность – способность определять и понимать роль математики, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и находить необходимые математические инструменты для решения современных повседневных задач и научных проблем. Такое определение созвучно тому, которое используется в Программе международного сравнительного исследования PISA – исследования функциональной грамотности 15-летних школьников. Основной вопрос данного исследования: «Обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста навыками и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?».
Тесты PISA, проверяющие математическую грамотность школьников, содержат задания прикладного характера: например, рассчитать процент по кредиту или сделать прогноз роста уровня продаж.
Сегодня проблема формирования математической грамотности стоит достаточно остро перед каждым учителем-предметником. Для ее решения необходимо научить ученика смотреть на мир сквозь «математические очки», раскладывать привычные вещи и явления на математические составляющие. Каждый учащийся должен уметь увидеть математическую природу жизненной проблемы, представленной в контексте реального мира. Уметь формулировать поставленную проблему на языке математики, применять известные математические понятия, процедуры, рассуждения, интерпретировать и оценивать математические результаты с учетом контекста представленной проблемы.
Общими подходами к формированию и оценке функциональной грамотности являются:
- обновление учебных и методических материалов с учетом переориентации системы образования на новые результаты, связанные с «навыками XXI века», функциональной грамотностью учащихся и развитием позитивных установок, мотивации обучения и стратегий поведения учащихся в различных ситуациях, готовности жить в эпоху перемен;
- введение комплексного мониторинга образовательных достижений учащихся и качества образования с использованием современных измерителей для комплексной оценки предметных, метапредметных и личностных результатов;
- широкое информирование профессионального сообщества и общественности о результатах и инструментарии педагогических исследований.
Для формирования функциональной грамотности на уроках математики используются различные методы и подходы. Один из таких методов - проблемно-ситуационный подход. Этот метод заключается в том, чтобы предлагать школьникам решать задачи, основанные на реальных жизненных ситуациях. Такие задачи требуют от учеников применения математических знаний в практической деятельности. Это помогает развивать у них умение анализировать сложные задачи, находить оптимальные пути решения и применять свои знания в практике.
Еще одним эффективным подходом к развитию функциональной грамотности является применение проектной деятельности на уроках математики. В рамках проектов школьники имеют возможность применять свои математические знания для решения реальных проблем. Например, они могут разрабатывать бюджеты для вымышленных событий или анализировать данные, собранные в ходе экспериментов. Такие проекты помогают ученикам видеть, как математика используется в реальной жизни, и позволяют развивать у них навыки коммуникации, сотрудничества и критического мышления.
Формирование функциональной грамотности школьников на уроках математики также требует использования интерактивных средств обучения. Компьютерные программы, игры и онлайн-ресурсы помогают школьникам визуализировать математические концепции, делать предположения и проводить эксперименты. Это содействует более глубокому пониманию математических понятий и способствует развитию функциональной грамотности.
Необходимо также обратить внимание и на основные принципы формирования функциональной грамотности у школьников на уроках математики:
1. Связь с реальными ситуациями. Одним из ключевых принципов формирования функциональной грамотности является установление связи между математикой и ее применением в реальной жизни. Ученикам следует показать, как математические понятия и навыки используются в повседневных ситуациях и какие преимущества они могут принести.
2. Постепенная сложность. От простого к сложному - такой подход позволяет школьникам постепенно осваивать математические навыки и понимать их функциональное значение. При этом, здесь важно учитывать индивидуальные особенности каждого ученика и предлагать им задания, соответствующие их уровню подготовки.
3. Участие ученика в процессе обучения. Формирование функциональной грамотности предполагает активное участие ученика. Школьники должны быть вовлечены в решение реальных проблем и задач, где им придется использовать математические знания и навыки. Такой подход способствует не только развитию функциональной грамотности, но и повышает мотивацию учащихся к изучению математики.
4. Интеграция с другими предметами. Функциональная грамотность развивается не только на уроках математики, но и во время изучения других предметов. Взаимодействие с естественными науками, экономикой, географией и другими предметами позволяет ученикам видеть связь между математикой и различными областями знания.
5. Развитие критического мышления. Функциональная грамотность подразумевает умение анализировать, интерпретировать и оценивать математическую информацию. В процессе обучения ученикам следует предлагать задачи и ситуации, где они должны будут принимать обоснованные решения и аргументировать свои выводы.
Современные условия и обстоятельства жизни, обучающихся требуют от них умения видеть математическую природу жизненных проблем, формулировать существующие проблемы на языке математики, применять известные математические понятия, процедуры, рассуждения, интерпретировать и оценивать математические результаты с учетом контекста решаемых проблем. Систематизированная совокупность этих умении определяет содержание математической грамотности учащихся, которая является необходимым условием их успешного функционирования в настоящем и будущем.
Список литературы
1. Алексашина, И.Ю. Формирование и оценка функциональной грамотности учащихся: Учебно-методическое пособие / И. Ю. Алексашина, О. А. Абдулаева, Ю. П. Киселев; науч. ред. И. Ю. Алексашина. — СПб.: КАРО, 2019.-160 с.
2. Формирование функциональной грамотности школьников в контексте преподавания учебных предметов [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / И. С. Бегашева, Н. И. Васильева, Е. Г. Коликова и др. – Электрон. текстовые дан. (1 файл: 2,52 Мб). – Челябинск: ЧИППКРО, 2021.
3. Методические рекомендации по формированию функциональной грамотности обучающихся 5-9 классов с использованием открытого банка заданий на цифровой платформе по шести направлениям функциональной грамотности в учебном процессе и для проведения внутришкольного мониторинга формирования функциональной грамотности обучающихся / под ред. Г. С. Ковалевой. М: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2022. 360 с.