Формирование функциональной грамотности школьников | Панский Александр Викторович. Работа №308269. Номер работы: №308269
В современном мире функциональная грамотность стала одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической и экономической деятельности, а также обучению на протяжении всей жизни.
Функциональная грамотность – это уровень образованности, который может быть достигнут учащимися за время обучения в школе, и предполагает способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни.
Значение этого термина приобрело широкий смысл: это и совокупность знаний и навыков, позволяющих человеку уверенно действовать в окружающей материальной и социокультурной среде; и способ социальной ориентации личности, и мера овладения определенными умениями как средствами осуществления жизненных планов, продолжения образования, профессионального роста в современных цивилизационных условиях.
Формировании функциональной грамотности школьников при работе с текстом на уроках истории и обществознания.
Международные исследования в области образования оказали в последние годы наибольшее влияние на развитие образования в мире, в том числе и в России. Вопрос о конкурентоспособности стоит очень остро. Центральным понятием в международной программе выступает «грамотность», которая в широком смысле определяется еще и как функциональная грамотность. Термин «функциональная грамотность» был введен ещё в 1957 г. Международной организацией ЮНЕСКО наряду с понятиями «грамотность» и «минимальная грамотность».
В современном мире функциональная грамотность стала одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической и экономической деятельности, а также обучению на протяжении всей жизни.
Известный российский психолог и лингвист, автор многих научных и популярных статей по вопросам школьного и вузовского образования, Алексей Алексеевич Леонтьев, в одной из своих работ дал очень корректное, и в то же время, глубокое определение функциональной грамотности.
Функциональная грамотность – это уровень образованности, который может быть достигнут учащимися за время обучения в школе, и предполагает способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни.
Значение этого термина приобрело широкий смысл: это и совокупность знаний и навыков, позволяющих человеку уверенно действовать в окружающей материальной и социокультурной среде; и способ социальной ориентации личности, и мера овладения определенными умениями как средствами осуществления жизненных планов, продолжения образования, профессионального роста в современных цивилизационных условиях.
Качества функционально грамотной личности могут и должны рассматриваться сегодня как портрет современного выпускника школы.
- Каковы отличительные черты функциональной грамотности?
В отличие от грамотности как устойчивого свойства личности, функциональная грамотность является ситуативной характеристикой той же личности.
Функциональная грамотность
1. является базовым уровнем для формирования навыков чтения и письма;
2. направлена на решение бытовых проблем;
3. обнаруживается в конкретных обстоятельствах и характеризует человека в определенной ситуации;
4. связана с решением стандартных, стереотипных задач;
5. используется в качестве оценки, прежде всего, взрослого населения.
- Как проявляется недостаток функциональной грамотности?
О существовании функциональной грамотности мы чаще всего узнаем, только столкнувшись с ее отсутствием. Функциональная безграмотность обнаруживает себя при изменении ситуации, образа жизни или типа профессиональной деятельности. Часто выявляется в ситуациях столкновения человека с новыми для него технологиями. Так, человек не может разобрать схемы, инструкции, не может воспользоваться каким-либо устройством, например, мобильным телефоном, банкоматом и др.
- Какие компетенции связаны с функциональной грамотностью?
1. Cпособность выбирать и использовать различные технологии.
2. Cпособность видеть проблемы и искать пути их решения.
3. Cпособность учиться всю жизнь.
Говоря о функциональной грамотности, нельзя не ввести понятия «компетенция//компетентность», так как они рассматриваются в качестве конечных образовательных результатов.
Компетентность – это способность обучающегося выполнять определенный вид деятельности, а компетенция – требование государства, социума, к способности обучающегося выполнять определенный вид деятельности.
К системе ключевых компетенций, позволяющих эффективно применять усвоенные знания на практике в процессе социальной адаптации, можно отнести:
учебно-познавательную компетенцию
ценностно-смысловая компетенция
общекультурная компетенция
информационная компетенция
коммуникативная компетенция
социально-трудовая компетенция
личностная компетенция
–
(самосовершенствование)
В Федеральном государственном стандарте общего образования среди прочих направлений модернизации общего образования выделяется задача «формирования ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач». Приоритетным становится личностный результат обучающегося, системно-деятельностный подход.
Любая деятельность рассматривается как процесс разрешения проблем того или иного уровня сложности. Следовательно, каждому виду деятельности соответствует своя грамотность. При такой трактовке функциональная грамотность превращается не только в синоним ключевых компетенций, но и в разные виды функциональной грамотности: читательская, естественно-научная, компьютерная, информационная, правовая, коммуникативная, языковая, бытовая и т.д. Но на вершине всей системы располагается читательская грамотность.
Чтение многофункционально. Оно является и инструментом для решения задачи, лежащей за пределами ситуации чтения, и приятным досугом, и средством переживания сильных эмоций. Чтение — сложная многогранная деятельность мозга, в которую включены процессы восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения, воли. Каждый, читая текст, актуализирует сюжет в своем сознании, становится соавтором.
Читательская грамотность (по определению PISA), прежде всего направлена на развитие способности человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для достижения своих целей, расширения своих знаний и возможностей, для участия в социальной жизни.
Современная школа должна научить ученика работать с различными текстами: «бумажными», электронными и звучащими. Четко распределить тексты по определенным категориям или критериям невозможно, так как один и тот же текст, как правило, имеет различные признаки и может относиться сразу к нескольким группам. В методических целях удобно использовать классификацию текстов, разработанную составителями теста PISA. Они делят тексты на сплошные и несплошные.
К сплошным относятся тексты, которые ученики читают в повседневной жизни, в том числе и в школе:
· описание (отрывок из рассказа, стихотворение, описание человека, места, предмета и.т.д.);
· повествование (рассказ, стихотворение, повесть, басня, письмо, статья в газете или журнале, статья в учебнике, инструкция, реклама, краткое содержание фильма, спектакля, пост блога, материалы различных сайтов);
· рассуждение (сочинение-размышление, комментарий, аргументация собственного мнения).
К несплошным текстам относятся:
· графики;
· диаграммы;
· схемы (кластеры);
· таблицы;
· исторические карты;
· план помещения, местности, сооружения;
· входные билеты;
· расписание движения транспорта;
· карты сайтов.
Смешанные тексты содержат черты сплошных и несплошных текстов. Журналы и веб-страницы по большей части содержат информационные тексты смешанной формы.
Гипертекст – это способ организации текстовой информации, внутри которой установлены смысловые связи между ее различными фрагментами. Гипертекст (hypertext) – текст, содержащий ссылки на другие веб-страницы, серверы или ресурсы с возможностями выполнения переходов.
К данному тексту может быть предложено следующее задание:
1. Используя схему, карту, справочную информацию, докажите, что все эти языки имели общую основу.
2. Составьте определение термину «индоевропейцы» (Народности, нации, говорящие на индоевропейских языках)
Хотелось бы еще раз напомнить и предложить вашему вниманию один из вариантов алгоритма работы с текстом. Первая фаза (прочитать текст первый раз) — это восприятие текста, раскрытие его содержания и смысла.
Из отдельных слов, фраз, предложений складывается общее содержание. Вторая фаза (прочитать текст второй раз) — это извлечение смысла, объяснение найденных фактов с помощью привлечения имеющихся знаний, интерпретация текста.
Третья фаза — это создание собственного нового смысла, то есть “присвоение” добытых новых знаний как собственных в результате размышления.
Существуют следующие приёмы осмысления текста:
- составление вопросов, тезисов, плана
- заполнение таблицы
- составление схемы
- комментированное чтение
Можно использовать такие приёмы работы с текстом как:
- «инсерт»
- двойной дневник
- сюжетная таблица
- таблица синтез
«ИНСЕРТ» - это интерактивная система заметок для эффективного чтения и размышления, прием маркировки текста:
- знак «галочка» (V) – отметьте в тексте уже известную информацию;
- знак «плюс» (+) – отметьте новую информацию;
- знак «минус» (-) – отмечается то, что идет вразрез с имеющимися представлениями, то, о чем думали иначе;
- знак «вопрос» (?) – отмечается то, что осталось непонятным и требует дополнительного изучения и понимания, то, о чем хотелось узнать подробнее.
- знак «восклицательный знак» (!) – отмечается то, что вызвало интерес и желание узнать об этом больше.
Прием “Двойной дневник”.
Учитель предлагает изучить определенный текст. Учащиеся делят тетрадный лист на 2 части: в первой из образовавшихся колонок школьники выписывают понятия, даты, взгляды, иную информацию, почерпнутые ими из изученного текста; во второй колонке учащиеся стремятся выразить собственные мысли, исходя из проблемной ситуации, возникшей при изучении текста. Двойной дневник дает возможность тесно увязать содержание текста со своим личным опытом. Двойные дневники ведутся по ходу чтения текста, используются на стадии осмысления и стадии рефлексии, полезны, когда необходимо прочитать большой текст дома, вне класса.
В сюжетной таблице, работая с текстом, ученик отвечает на вопросы: Кто? Что? Когда? Где? Почему?
В «таблице синтез» необходимо выписать ключевые слова из текста, фрагменты текста, связанные с ключевыми словами и пояснить почему именно эти элементы текста, по мнению ученика, являются важными.
Ну и далее я хочу продемонстрировать несколько примеров заданий по истории и обществознанию для оценки читательской грамотности.
На уроках истории и обществознания можно использовать самые разнообразные средства формирования функциональной грамотности:
пересказы (мифов, биографий, рассказов) предоставление учащемуся возможности, монологически грамотно изъясняя свои мысли, «примерить на себя» те или иные исторические сюжеты и образы, что позволяет «очеловечить» события, расширить их воспитательный диапазон, создавая тем самым соответствующую эмоциональную среду для усвоения базовых ценностей;
познавательные игры, викторины, уроки-дебаты, которые развивают навыки сотрудничества, индивидуальной работы и умение выступать с собственной точкой зрения в дискуссиях;
исторические и обществоведческие диктанты и эссе с их последующей коррекцией со стороны учителя, что формирует письменную грамотность учащихся;
изучение исторических и правовых документов, их подробный анализ, что позволяет учащимся высказать своё собственное мнение по проблеме, опираясь на
этические ценности, которые выработало человечество за всю свою историю;
чтение вариативных источников, что позволяет учащимся отказаться от однозначных и прямолинейных суждений, пристально присматриваться к текстам и авторским позициям. Таким образом, учащиеся делают этический выбор, с одной стороны примеряя на себя исторические роли, а с другой - входя в круг тех, кто эти роли оценивает.
исследовательские работы (подготовка презентаций, рефератов, проектов, проведение социологических опросов).
Таким образом, учебные предметы «История» и «Обществознание» обладают очень широкими возможностями для использования их в целях формирования функциональной грамотности учащихся.